КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

И в детском доме ребенок должен обрести семью.

19.03.2007

Разделы:

Организация условий проживания в учреждениях интернатного типа

Темпы развития семейных форм устройства детей-сирот в семьи граждан России не приносят пока существенных результатов: в условиях институционализации находится более 260000 детей. Кроме того, всегда будут дети, которые по разным причинам не могут быть переданы на семейное воспитание. Воспитание ребенка в учреждении - явление ненормальное, состоящее из комплекса проблем. Одна из его составляющих - аномалия ближайшего окружения в детском и подростковом возрасте. За ребенком присматривает большое число взрослых, работающих по расписанию и делящих между собой обязанности по уходу, включая регулярный ночной уход. Результатом проживания в учреждении часто является психическая депривация детей, или психосоциальная карликовость. Мировая практика показывает, что для того, чтобы минимизировать социально-психологические последствия условий институционализации (воспитания в учреждении), необходимо, чтобы число проживающих вместе детей не превышало 12 человек

Поэтому необходимо в детских домах, школах-интернатах создавать условия, приближенные к семейным. Это означает: переоборудование или открытие новых учреждений по типу отдельных квартир или детских деревень; организация условий жизни в форме социальной семьи; резкое сокращение численности детей в одном учреждении; изменение системы взаимодействия детей и воспитателей и т.п. К обязательным условиям также относятся:

- воспитание детей-родственников в одной социальной семье;

- разновозрастной принцип комплектации групп, что позволяет быстрее социализироваться младшим детям, а старшим - учиться заботиться о них, формировать привязанность, ответственность.

- открытость учреждений интернатного типа, возможность обеспечить образовательную, познавательную, физическую активность детей вне стен детского дома, вместе с семейными детьми; - создание условий выбора;

- установление отношений с кровными родителями и родственниками.

Следует также пересмотреть систему воспитания; сделать обязательными программы подготовки к самостоятельной жизни; проводить работу, способствующую профессиональному самоопределению выпускников.

Для анализа условий, создаваемых в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была собрана информация из 82 регионов, в которых находится 1885 учреждений различных форм собственности. Из них 62,8% составляют детские дома, 32% - школы-интернаты, 4,3% - детские дома-школы, 0,9% - негосударственные учреждения для детей-сирот. В негосударственных учреждениях, как правило, проживает менее 50 детей, но таких учреждений крайне мало! Среди государственных по малочисленности воспитанников на первом месте стоят детские дома (46%), далее детские дома-школы (17%) и школы-интернаты (11%). Среди школ-интернатов доля таких, в которых проживает более 100 детей, самая высокая - 56%, за ними идут детские дома-школы - 53%. И в одних и в других организован учебный процесс, который требует определенной наполняемости классов. От 50 до 100 детей - наполняемость в 45% детских домов и в 33% школ-интернатов.

Таким образом, можно утверждать, что в 27% (489 ед.) всех видов учреждений создать условия, приближенные к семейным, невозможно. Также сложная ситуация существует примерно еще в 40% детских учреждений. Практически во всех учреждениях - 1465 (75%) - воспитанники проживают в группах в типовых зданиях школ, детских садов и др. В отдельных коттеджах дети проживают только в 22 учреждениях, что составляет менее 1%. В 319 детских домах (22%) воспитанники живут в квартирах со своими воспитателями. Таким образом, 80% воспитанников, находящихся в условиях институализации, живут в традиционных группах, 17% всех детей проживает в отдельных квартирах, 1% - в отдельных коттеджах, для 2% организованы другие формы проживания.

Создание условий для личностного роста и профессионального самоопределения Общая доля учреждений, где организовано проживание в разновозрастных группах, составляет 62% от общего количества учреждений. Из них в 16%, или в 308 учреждениях, проживание организовано в родственных или социальных семьях, что позволяет развивать родственные чувства, формирует ответственность, готовность к созданию собственной семьи и т.п. В 37% школ-интернатов и 22% детских домов-школ, в 14% детских домов воспитанников в группы подбирают по-прежнему, по одному возрасту. В общем, в 62% учреждений воспитанники проживают в разновозрастных группах, в 16% - дети живут в родственных и/или социальных семьях, в 22% - традиционно в группах, где комплектование осуществляется по иным основаниям.

Сотрудники детских домов и школ-интернатов стремятся к разработке новых программ воспитания, созданию современных моделей и систем организации жизнедеятельности и подготовки своих воспитанников к самостоятельной жизни (см. ниже таблицы 4.4.1-4). Статус экспериментальных площадок в регионах имеют 121 учреждение (6%); большую активность в этом направлении проявляют детские дома (83 учреждения) и школы-интернаты (30 учреждений). Мастерские созданы в 1070 учреждениях в различных субъектах РФ, что составляет 57% от всех видов учреждений. В половине детских домов (50%) созданы мастерские (600 учреждений), в школах-интернатах - в 69% (412 учреждений). При этом следует учитывать, что во многих учреждениях существует и не одна мастерская. Этому во многом способствовали поставки оборудования для мастерских в рамках подпрограммы «Дети-сироты» Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы. Подсобные хозяйства созданы в 35% детских домов, в 33% детских домов-школ и в 31% школ-интернатов (всего 630 учреждений). В общей численности образовательных учреждений для детей-сирот доля тех, кто имеет подсобные хозяйства, составляет 33%.

Возможность получать различные виды профессиональной подготовки имеют воспитанники 522 детских домов (44% от общего количества детских домов), 424 школ-интернатов (71% от общего количества школ-интернатов) и 59 детских домов-школ (78% от общего количества детских домов-школ). Общее количество компьютеров во всех образовательных учреждениях - 7008 шт. В детских домах - 3307 шт., в школах-интернатах - 3145 шт., в детских домах-школах - 536 шт. Более показательным является среднее количество компьютеров, приходящихся на одно учреждение каждого вида: 3 шт. - на один детский дом, 5 шт. - на одну школу-интернат, 7 шт. - на один детский дом-интернат. В среднем 4 компьютера на одно образовательное учреждение. Девять регионов не указали ни одного компьютера. При этом выход в Интернет имеют всего 365 образовательных учреждений: 19% детских домов, 18% школ-интернатов, 30% детских домов-интернатов, 35% негосударственных учреждений. Доля регионов, где нет выхода в Интернет, составляет 30% (32 региона).

Насколько открытым является учреждение, насколько оно интегрировано в окружающий мир, говорит посещаемость спортивных объектов, учреждений культуры. Такую возможность имеют воспитанники 87% детских домов, 81% школ-интернатов и детских домов-интернатов и 76% негосударственных учреждений. Эти показатели недостаточно высокие иногда из-за того, что в органах управления образованием нет информации обо всех возможных формах досуга вне стен детских учреждений. Для личностного развития детей-сирот очень важно поддерживать отношения с родственниками. Условия для общения с ними (гостевые комнаты) созданы в 55% детских домов, в 48% школ-интернатов и в 70% детских домов-интернатов. Таким образом, в 998 учреждениях (53% от всех учреждений) воспитанники имеют условия для общения с родителями и родственниками. Наличие таких условий дает возможность для проведения работы по возвращению ребенка в кровную семью, помогает восстановлению детско-родительских отношений, тем самым способствуя удовлетворению основных, самых важных потребностей ребенка.

Еще один серьезный момент. Мы понимаем, как важно для каждого из нас иметь возможность выбора. Возможность выбора для ребенка тоже очень значима, она работает на минимизацию феномена выученной беспомощности, вырабатывает самостоятельность, развивает личностное начало. Выбор важен даже в таком деле, как приобретение одежды и обуви с учетом требований моды и индивидуального вкуса. Такая возможность и целенаправленная работа персонала по развитию вкуса у воспитанников способствуют созданию собственного имиджа, самопрезентации, самоопределению, пониманию функционального назначения различных видов одежды и обуви. Такая возможность есть у 80% всех образовательных учреждений: 82% детских домов, 78% школ-интернатов, 78% детских домов-интернатов и 76% негосударственных учреждений.

Жестокое обращение. Современное учреждение для детей-сирот имеет право на существование, если в нем комфортно ребенку. Если кроме неизбежных проблем, обусловленных общественными формами воспитания, возникают еще и субъективные особенности воспитания тех или иных педагогов, превышающих свои полномочия, существование детей в таких условиях становится невыносимым, что побуждает общественность критически относиться ко всей системе интернатного содержания детей-сирот. В 2004 г. было зарегистрировано 22 случая жестокого обращения с детьми, находящимися в интернатных учреждениях. По одному такому случаю было зафиксировано в учреждениях Камчатской, Омской, Ростовской, Тульской, Челябинской, Ярославской областях, по 2 случая - в Мурманской и Курганской областях. Четыре случая произошло в Новосибирской области. Количество самовольных уходов воспитанников из образовательных учреждений в 2004 г. достигло 870 случаев. По сравнению с предыдущими годами в 2004 г. выросло число воспитанников, совершивших побеги, - 4713 детей.

Постинтернатные блоки. В постинтернатный период очень важно для выпускников иметь возможность в случае необходимости на некоторое время вернуться в свой детский дом. Такую возможность могут предоставить своим выпускникам только 6% всех учреждений, или 135 учреждений. Постинтернатные блоки, комнаты, гостиницы при учреждениях используются также при подготовке к самостоятельной жизни для получения воспитанниками опыта полу- и совершенно самостоятельного проживания. Такие условия существуют в 74 детских домах (6%), 44 школах-интернатах (7%), в 14 детских домах-школах (18%) и в 3 негосударственных учреждениях (18%). Безусловно, нынешняя система интернатных учреждений для детей-сирот будет видоизменяться. Активность самих учреждений в этом процессе важна. Тенденции ясны. И в детском доме ребенок должен обрести семью. Только в этом случае существование учреждений будет оправдано.

По материалам Интернета.