Вместе мы шесть «Я»
Лиха беда начало
- Я, когда вырасту, обязательно буду - Никита заговорщически смотрит на Людмилу.
- Мам, можно я скажу? Обязательно буду маме и папе помогать: давать деньги, если у них будет мало. В магазин ходить буду. А еще - куплю машину. Большу-у-ую! Потому что туда всем нужно будет помещаться: папе, маме, Степе, Семе, их будущим детям и нам с Дашей.
На вопрос «Кем станешь, когда вырастешь»? с улыбкой отвечает: «Электромехаником». Но, подумав несколько секунд, вдруг совсем по-взрослому добавляет:
- А может, и нет: времени-то сколько пройдет! Все измениться может
Восьмилетний Никита и семилетняя Даша в петрозаводской семье Кузьмичей появились летом прошлого года.
- Усыновить ребенка мы собирались давно, - рассказывает Людмила Кузьмич. - Старшие наши мальчишки подросли. У них появились свои интересы. Вот и решили мы с мужем взять ребенка из детдома.
Усыновить Владимир и Людмила Кузьмич решили мальчика: как-никак есть свой опыт по воспитанию сыновей, одежда, игрушки Но, уже когда женщина пошла на курсы по подготовке патронатных родителей, супруг стал говорить, что неплохо было бы взять на воспитание девочку.
- Нам в качестве воспитанника уже определили Никиту. Узнав о том, что хотели бы девочку, предложили еще и Дашу. И мы решились взять двоих, - улыбаясь, говорит Людмила. - Так стало в семье четверо детей.
Это сейчас Владимир и Людмила Кузьмич вспоминают первые дни, когда в их доме появились новые жильцы, с улыбкой. Тогда же супругам было не до улыбок.
Несмотря на подготовку педагогов и психологов, Никита и Даша оказались абсолютно не готовыми к обыденной жизни: они удивлялись, глядя на газовую плиту, городской транспорт, и даже дверные ручки повергали их в шок. В первые месяцы приходилось строго следить за тем, чтобы малыши не поднимали на улице разный хлам.
- Не поверите, но мы почти два месяца учили ребят нормально пищу пережевывать, когда они за столом сидят, - говорит Людмила. - Именно пережевывать, а не проглатывать огромными кусками.
Благородная выгода
Почти все лето и осень семья Кузьмич посвятила адаптации новых домочадцев к столь привычной для всех нас жизни. Много сил пришлось потратить на восполнение пробелов в образовании приемных детишек.
- Никитка почти не умел писать и отставал по многим предметам: часто болел и пропускал занятия, - рассказывает Людмила. - Поэтому 1 сентября в восемь лет пошел в первый класс. За полгода он осилил программу и сейчас «экстерном» перешел во второй, а почерк у него каллиграфический!
Еще интересней история младшенькой, Даши.
- Недавно мне в детском садике воспитательница сказала, что Даша в лучшую сторону отличается от остальных детей группы, - говорит женщина. - Это от родительских-то детей! А ведь ей ставили диагноз «задержка психического развития»!
Поначалу девочка и впрямь была немного «не от мира сего». Но усилия, вложенные Людмилой и Владимиром, их сыновьями Сеней и Степаном, да и Никиткой тоже, принесли результаты. Сейчас Дашенька много и охотно занимается, ходит на дополнительные занятия.
О своей семье Людмила может рассказывать часами. Как ни странно, не смущает ее вопрос «Зачем это все?»
- Знаете, есть поговорка: «Чем храм построить, лучше сироту пристроить», - говорит женщина. - Может быть, оттого, что мы люди православные, не считаем, что делаем что-то сверхъестественное. Впрочем, дело не только в православии. По-моему, сострадание - одна из национальных черт россиян.
Слова Людмилы Кузьмич подтверждают и специалисты.
Как отметила начальник отдела министерства образования Карелии Галина Григорьева, год назад в детских домах республики содержались 1874 человека. Сегодня число детдомовцев сократилось до 967. И, скорее всего, будет уменьшаться, несмотря на большое количество детей-отказников, ежемесячно пополняющих их ряды.
- Лишь в патронатных семьях сейчас живут 129 бывших детдомовцев, и, судя по сохраняющейся тенденции, число таких семей увеличится, - отметила Григорьева.
По мнению профессионалов, сердобольность нашего народа - лишь одна из причин, подвигающая людей на непростое дело воспитания приемышей.
- У всех, кого мы привыкли считать добровольцами, есть сильная внутренняя мотивация для того, чтобы совершить свой поступок, - уверен ведущий карельский специалист-конфликтолог Владимир Берштейн. - Слова о том, как это благородно - помочь ближнему, могут лишь подтолкнуть человека к волонтерскому порыву. Поддержать же порыв добровольца чаще всего можно, как это ни цинично звучит, лишь материальной заинтересованностью.
В министерстве образования полностью согласны с мнением ученого.
- Увеличение числа жителей республики, желающих создать патронатную семью, связано с тем, что в последнее время эта деятельность стала неплохо финансироваться, - говорит Галина Григорьева.
По ее словам, если раньше патронатным семьям помогали буквально тем, что Бог послал, теперь на содержание одного приемного ребенка выплачивается в среднем около 6 тысяч рублей в месяц, плюс ежемесячное же вознаграждение более 3 тысяч рублей. Воспитание приемных детей становится делом не только благородным, но и выгодным!
«Дверь в лето»
Если в 2005 году из детских домов в семьи передали семьдесят малышей, то в 2006-м эта цифра возросла в разы!
Интересно, что устройство бездомных детишек в патронатные семьи - зачастую еще и помощь людям, нуждающимся в достойной работе. Что скрывать: в некоторых районах Карелии существует серьезная проблема с трудоустройством. И роль патронатных воспитателей уже стала спасательным кругом для многих их жителей, ищущих жизненной стабильности. Но главный козырь карельского опыта заключен в том, что система отбора и подготовки патронатных родителей практически сводит на нет возможность попадания в их круг не только тех, кто ищет в этом выгоду, но и тех, кто не слишком способен к воспитанию детей.
- Слава Богу, что есть курсы, обязательные для будущих патронатных родителей! - говорит Людмила Кузьмич. - Без подготовки, которую проводят опытные педагоги и психологи, без их постоянной помощи и заботы нам было бы не справиться с грузом проблем, которые в первые месяцы жизни в нашей семье Никиты и Даши возникали постоянно.
А ведь слова эти принадлежат не юной маме, но женщине, успешно воспитавшей двоих молодцов- сыновей!
Подуставший от взрослой беседы Никита решает продемонстрировать подарки, полученные к Новому году: пистолет, стреляющий пластмассовыми пульками, и конструктор - пиратский корабль, такой большой, что мальчуган едва протаскивает в дверной проем коробку с игрушкой.
- Как настоящий совсем! - Глаза Никиты сияют неподдельным восторгом. - А прошлым летом я научился кататься на двухколесном велосипеде, правда, коленку один раз расцарапал. А скоро снова лето, и я опять кататься буду!..
До лета еще далеко, но мальчуган говорит с такой радостной уверенностью, что я невольно с ним соглашаюсь:
- Верно, Никита, лето совсем скоро
Дмитрий ГОРДИЕНКО
Фото автора и Ларисы КОТОВОЙ
Никита и Людмила Кузьмич теперь понимают друг друга с полуслова