Содержать семейный дом престарелых Колесниковым
помогают вера и добрые люди
Около двадцати лет назад Колесниковы открыли в Олонце первый в Карелии и едва ли не первый в России семейный детский дом. В большой семье приходского священника отца Виктора и художника-оформителя Зинаиды воспитывались сразу 14 ребятишек.
Большая семья
Одни усматривали в создании семейного детского дома корысть, другие крутили у виска пальцем, недоумевая - зачем им это, ну а многие просто сочувствовали - выживут ли, ведь сколько благих намерений в нашей стране разбивались о бюрократические препоны, не успев даже расправить крылья.
Колесниковы выжили. И не просто выжили, но доказали всем, что семейная форма воспитания сирот не только жизнеспособна, но и более прогрессивна, гуманна по отношению к детям, чем государственные дома-интернаты. Спустя время у них появились последователи. Узнав о поступке Колесниковых, другая семья, Вартиайнен из поселка Коткозеро, взяла на воспитание детишек. Детские дома семейного типа стали открываться по всей республике.
Дети Колесниковых давно выросли, разъехались кто куда, у многих из них появились свои семьи.
Родители места себе не находили в опустевшем гнездышке. А три с половиной года назад совершили беспрецедентный по российским меркам поступок. Открыли в Олонце дом престарелых. Не из тех, что держатся на денежных вливаниях богатых родственников или имеют утвержденный ценник на все предоставляемые услуги. Тогда какой же?!
Кто в тереме живет?
Все началось с того, что у матушки Зинаиды тяжело заболела мама. Пока она за ней ухаживала, беда случилась у подруги. Ее престарелая мать тоже слегла, а тут еще привезли из Эстонии тетушку подруги, тоже совсем беспомощную. В силу возраста и болезней сестры никак не могли друг с другом поладить. Сказав, что ей за двумя женщинами ухаживать сподручнее (на самом деле всему «виною» бескорыстное сердце матушки), Зинаида взяла в свой дом еще и тетушку подруги. А когда спустя два года обеих не стало, Зинаида взялась ухаживать еще за одной знакомой, прихожанкой церкви, проживавшей в частном доме в пригороде Олонца, в деревне Татчелица. Позже она посоветовалась с мужем и переехала жить в дом своей подопечной. Жили там до тех самых пор, пока напротив, за речкой, не освободилась половина большого деревянного дома, принадлежащего приходу храма Успения Божьей Матери. С благословения батюшки обе женщины перебрались туда. Тогда Зинаиде и пришла идея собрать здесь под одной крышей немощных стариков со всей округи.
Помните детскую сказку о теремке? «Кто, кто в тереме живет?» - «Я Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка. Иди и ты к нам жить!»... Вдвоем матушка с Елизаветой Григорьевной жили недолго. Вскоре к ним присоединились супруги Муллиевы, Михаил Петрович и Анна Федоровна, испокон веку проживающие во второй половине дома.
Следом за ними появились еще обитатели. У каждого судьба горше другого. Восьмидесятипятилетняя Евдокия Федоровна пошла за хлебом и по дороге упала, сломала шейку бедра. Семидесятипятилетняя Мария Александровна приехала в Карелию к родственникам из далекого Таджикистана. Пожила у родных какое-то время - стала в тягость. Зинаида Ивановна и ее приютила.
Одновременно в доме живут до восьми человек. Троих за это время со всеми почестями матушка проводила в последний путь.
Зинаида Ивановна называет свой дом милосердия хосписом: в первую очередь она старается брать самых тяжелых, лежачих пациентов.
Бог в помощь
Дом, в котором живут старики, старинный, ему исполнилось уже 120 лет. Стоит он у дороги, в окна видно, как протекает внизу речка Олонка.
- Все бы хорошо, - вздыхает матушка Зинаида, - да удобств никаких.
Первый этаж помещения, доставшегося семейному дому престарелых, раньше занимало хранилище. Сколько времени понадобилось, чтобы приспособить его под жилье - навести порядок, настелить полы, перегородить комнаты! Своими силами построили за домом баню, заготовили дрова (спасибо добрым людям: они предоставили дому древесные отходы, Зинаида с помощницей всю зиму вывозили эти калабашки на санках).
Из своей благоустроенной квартиры Зинаида принесла сюда «все, что не прибито» - мебель, палас, миски-кастрюльки. Домашней утварью делились и жертвователи. Помогает дому клуб «Ротари» - благотворители привезли старикам телевизор, купили лекарств. Общественная организация «Равновесие» подарила микроволновую печь, электрический чайник.
Первое время всю, даже самую тяжелую физическую работу приходилось делать самой. Потом у матушки появились помощницы, скромное вознаграждение они получали из личных средств Зинаиды. Не так давно для обслуживания пожилых людей, живущих в семейном доме престарелых, городская социальная служба выделила штатную единицу.
Батюшка, вызывали?
Слышала поначалу в свой адрес матушка Зинаида слова о том, зачем вообще такое дело затевать: в Видлице есть государственный дом-интернат для престарелых. Но, несмотря ни на что, она продолжала обустройство.
- Старикам тяжело с насиженного места трогаться. К тому же у нас никакой казенщины, все как дома, - говорит теперь.
Называется общественная некоммерческая организация, учрежденная матушкой Зинаидой, «Родник». Только вот обитатели никогда его так не называют - это для них дом, родное гнездо, а еще последняя гавань. Партнером проекта является Приходской совет Церкви Успения Богородицы Олонца, священником которой является отец Виктор.
- На что же все-таки вы живете? Понимаю, прокормить одного-двух стариков, а у вас их до десятка бывает, к тому же сами работаете на волонтерских началах?
Зинаида начинает загибать пальцы: пенсии - это раз (каждый обитатель дома отдает в «общий котел» на питание 75 процентов своей пенсии), приусадебный участок - два (около дома большое картофельное поле, грядки для овощей, ягодные кустарники, две теплицы), средства благотворителей.
Глаза хрупкой Зинаиды весело заблестели, и она стала похожа на озорную школьницу.
- Забываете, что у нашего дома есть батюшка, он ведь не только окормляет! Знаете, что я делаю, когда появляются требы? Одеваюсь и еду к отцу Виктору.
- Батюшка, вызывали? - кричу с порога.
- Не вызывал, матушка, не вызывал... - подхватывает игру отец Виктор.
- Ну, тогда за ложный вызов платите.
Вместо
Послесловия
...Возвращаясь поздно вечером рейсовым автобусом в Петрозаводск из Олонца, я поймала себя на мысли, что все время думаю о стариках, живущих в доме, матушке Зинаиде.
- Я ночью даже по дыханию узнаю, кто как себя чувствует, - делилась она, - в последнее время совсем сон потеряла, все заботы в голове.
Дома, в благоустроенной квартире, где обитают отец Виктор с тремя повзрослевшими детьми, в прошлом году Зинаида по-настоящему побывала лишь трижды: в Новый год, Рождество и на свой юбилей, который отмечали в семейном кругу, а так все - наездами, по делам. Зато она вернула надежду, ощущение родного очага десятку стариков, оставшихся в одиночестве или несправедливо оказавшихся ненужными своим кровным детям.
Подвижничество матушки Зинаиды лично для нее принесло уже не только добрые плоды. Переехав из благоустроенного жилья в неблагоустроенное, натаскавшись в первое время тяжестей, она перенапрягла почки. Первую операцию ей уже сделали в Петрозаводске, скоро предстоит вторая.
Пишу так подробно о проблемах со здоровьем матушки не случайно: ей нужна помощь. В большом хозяйстве всегда требуется что-то подремонтировать и подлатать, на это нужны средства. Многие бытовые проблемы без денег просто не решить. Из строя выходят то холодильник, то телевизор, то стиральная машина. Семейному дому престарелых очень требуются панели для проезда к бане на инвалидной коляске, финские санки для прогулок зимой, 80 квадратных метров линолеума, 50 листов ДВП, 30 рулонов обоев для косметического ремонта, а еще паласы, дорожки, прикроватные тумбы, теплые одеяла, матрасы, постельное белье, настольные лампы и обязательно хотя бы одна функциональная кровать для тяжелобольного.
Но ведь и это еще не главное. Церковный дом слишком стар и требует капитального ремонта. Матушка Зинаида очень мечтает перевезти стариков в большой и светлый, специально предназначенный для этого дом, с общей гостиной и коммунальными удобствами не на улице.
Если что-то очень захотеть, это обязательно сбудется. Буквально на днях матушке Зинаиде позвонили незнакомые люди из Москвы. Узнав о подвижничестве матушки, благотворители решили купить дому микроавтобус, чтобы можно было ездить за продуктами, возить стариков в поликлинику, на церковную службу.
Для тех, кто готов оказать помощь уникальному социальному проекту, сообщаем координаты «Родника»: Республика Карелия, Олонецкий район, деревня Татчелица, д. 27, телефон (8236) 3-51-91.
Ольга МИММИЕВА
Матушка Зинаида со своими подопечными