НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ
С недавних пор в отечественной психологии стал широко использоваться термин «социализация», заимствованный из зарубежных психолого-педагогических концепций. Так называют процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения) того общества, к которому он принадлежит.
Важнейшую роль в социализации человека играет его семья, а также образовательные учреждения, круг общения и средства массовой информации. Дети без семьи лишены главного источника социализации, поэтому их адаптация к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие целиком и полностью зависят от воспитателей, педагогов и психологов.
Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот. Программа социализации воспитанников должна разрабатываться для каждого учреждения отдельно, совместными усилиями администрации, психологов и педагогического коллектива. В ней учитываются все факторы, влияющие на становление человека: условия жизни - бытовые и географические (тип поселения - большой город, село, деревня); физические возможности (болезни и вызванные ими ограничения в движении, общении, учебе и т.д.); уровень интеллектуального развития; возраст и индивидуальные особенности детей.
Именно поэтому трудно дать общие рекомендации, пригодные абсолютно для всех. Но благодаря исследованиям психологов, обозначивших проблемные точки в развитии воспитанников детских домов, можно рассмотреть некоторые существенные моменты социализации детей-сирот.
Проблема: неготовность к взаимодействию с людьми
Воспитанники детских домов не имеют навыков общения, не умеют продуктивно вести себя в конфликтных ситуациях, часто бывают агрессивны. Постоянное пребывание в определенной группе сверстников приводит к неумению налаживать отношения с незнакомыми людьми. У них нет не только способности к сопереживанию, но и желания, чтобы кто-то разделил их чувства.
Рекомендации
1. Отработка навыков поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных. Для этого могут использоваться следующие приемы:
- разыгрывание сценок, герои которых испытывают затруднения или конфликтуют. Например: ссора между приятелями из-за какой-то вещи; несправедливое обвинение в совершении дурного поступка; склочная продавщица и очередь; собеседование при приеме на работу; человеку на улице плохо и т.д. Несколько человек получают задание приготовить и показать определенную сценку. На подготовку дается 5-10 минут. Увиденное надо обсудить, побуждая при этом ребят предложить другие варианты развития ситуации или разрешения конфликта. Можно еще раз разыграть ту же сценку, но с новым сюжетом и новыми «актерами»;
- обсуждение реально случившихся конфликтов, ссор и драк. Цель - не порицать виновных детей, а спровоцировать их в сложной ситуации встать на место других ее участников, почувствовать, что они ощущают. Например, для этого можно попросить обидчика описать ситуацию с точки зрения обиженных, и наоборот. Этот прием требует большого профессионального мастерства от психолога, чувства такта, но в случае умелого применения является наиболее эффективным для социализации учащихся.
2. Игры «Архитектор-строитель» для развития умения слушать и слышать другого человека. Такие игры широко используются в психологической практике. Идея в том, что в паре один является исполнителем, а другой - руководителем, задание для них общее, но знает его только руководитель. Например, надо из кубиков построить определенную башню за короткое время. «Архитектору» дается рисунок, где изображена эта башня, а строителю - кубики. Архитектор указывает, куда и какие кубики ставить, а строитель мастерит. Время для выполнения задания дается в зависимости от возраста детей и их интеллектуальных возможностей. Детям нужно меняться ролями.
3. Игры на развитие способности к взаимодействию, например:
- «Робот». Один из участников становится «роботом», он выходит из комнаты. Ведущий объясняет, что комната, в которой сидят участники игры, заперта и, чтобы открыть ее, нужна помощь робота. Дети должны придумать десять команд для робота, каждая из которых содержит приказ к выполнению только одного действия («Робот, вперед!», «Робот, влево!», «Робот, стой!» и т.п.). Робот должен добыть ключ от комнаты и передать его игрокам, при этом он умеет право действовать только по приказу. Команды записываются на бумаге. Только после записывания команд ведущий кладет куда-либо ключ, который следует добыть. Робот входит, ему объясняется задача, и игра начинается. Одна и та же команда может быть повторена столько раз, сколько нужно. Начинать нужно с простых вариантов положения ключа, постепенно придумывая более сложные. Дети научаются слушать друг друга при выдумывании и произнесении команд.
- «Таможня». Ведущий объясняет задание: «Наша группа - пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них - контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие. Таможенник должен догадаться, кто везет контрабанду». «Таможенник» выходит за дверь, после чего кто-то становится «контрабандистом» и прячет в одежде маленький предмет, имитирующий вывозимую ценность (ключ, монету, украшение). Таможенник возвращается, мимо него по очереди проходят все пассажиры, и он должен определить, кто из них является контрабандистом. Можно дать несколько попыток. После того как в роли таможенника побывало несколько детей, ведущий просит их рассказать, на что они ориентировались, определяя контрабандиста. Желательно, чтобы дети менялись ролями, т.е. таможенники побывали контрабандистами, и наоборот. Игра развивает наблюдательность, помогает научиться анализировать поведение и душевное состояние другого человека.
Проблема: неспособность предвидеть последствия своих поступков
Установлено, что воспитанники детских домов не умеют правильно анализировать ситуацию, предугадывать ее последствия, выходить за пределы текущего момента. Непонимание ведет к ошибочному поведению.
Рекомендации
1. Игры, в которых дети должны представлять себе исход той или иной ситуации.
Задания предлагаются с учетом возраста и интеллектуального развития детей. Главным участником всех моделируемых обстоятельств должен быть ровесник детей, так как именно это позволит поставить себя на его место. Игра проходит в дискуссионной форме, каждый участник обдумывает и описывает последствия отдельной ситуации, но может высказываться и по поводу других заданий.
Например, можно попросить ребят предположить, к каким последствиям приведут следующие ситуации:
1) обещал своему приятелю помочь приготовиться к выступлению, но не сделал этого;
2) не сдал вовремя книги в библиотеку;
3) поехал в автобусе без билета;
4) дразнил незнакомую собаку;
5) несправедливо обозвал товарища (здесь важно подтолкнуть ребят к пониманию того, что получить по шее не самое страшное, хуже, что это может обидеть и расстроить человека)
6) и т.п.
Можно разыграть эти и другие сюжеты по типу театральных этюдов, предложить ребятам придумать несколько вариантов течения событий. Главное - научить ребенка эмоционально представлять будущее, осознавать последствия своих поступков для себя и окружающих.
2. Графическое моделирование ситуации и ее последствий (автор идеи А.М.Щербакова).
Для развития аналитических способностей детей можно использовать графическое изображение всех элементов ситуации и возможных последствий. Этим приемом часто пользуются следователи в детективах: рисуют на бумажке силуэты всех подозреваемых, проводят стрелочки, связующие людей, и т.д. и т.п.
В работе с детьми и подростками лучше брать либо реальные случаи, в которых они участвовали, либо ситуации, близкие их личному опыту и знаниям. Схематичное изображение на бумаге помогает развить восприятие и интеллект учащихся, дает возможность выделить существенные элементы ситуации, а также увидеть ее полностью, всю сразу. Благодаря этому дети научаются анализировать жизненно важные ситуации.
А.М.Щербакова приводит следующий пример графического моделирования ситуации. Воспитанники интерната для детей-сирот, оказавшись на железнодорожных путях, разрушили автоматический переключатель путей, про который ранее слышали, что его невозможно сломать. Их заметили, но они сбежали от преследователей и вернулись в интернат, очень возбужденные своим «подвигом». Пришедшие вслед за ними милиционеры еще больше взбудоражили подростков, так как стали доказательством их «героического» поступка. Психологическое обследование показало, что у детей отсутствует чувство вины, нет переживаний по поводу возможной разрушительной аварии на железной дороге. В процессе бесед у психолога сложилось представление, что дети не понимают реального смысла произошедшего. Схематическое изображение пересечения железнодорожных путей, цели и способа переключения стрелок помогло подросткам представить ситуацию полностью. Были привлечены воспоминания подростков о последствиях пожаров, взрывов и обговорены масштабы возможной катастрофы (через некоторое время по путям должен был проходить состав с нефтью). Схематическое изображение помогло детям осознать содеянное и ужаснуться ему.
Проблема: низкая самооценка и плохое знание себя
Исследователи отмечают, что у воспитанников детских домов формируются устойчиво низкая самооценка, неуверенность в себе и неверные знания о себе.
Рекомендации
Необходимо разными способами побуждать детей к самопознанию. Для этого нужно:
1. Проводить индивидуальные и групповые беседы на темы: «Какой я человек?», «Что я люблю», «Что я не люблю», «Мой кумир» и т.п. Можно предложить ребятам письменно ответить на эти и другие вопросы, не оценивая их работы и не зачитывая их вслух. Иногда такое сочинение становится поводом для беседы с воспитанником;
2. Заполнять и обсуждать с учащимися любительские психологические тесты, такие как «Ваша самооценка», «Какой у вас характер?», «Склонны ли вы к риску» и др. Лучше всего проводить такую работу на индивидуальных занятиях;
3. Использовать специальные упражнения и игры на развитие самооценки и самопознания. Естественно, они проводятся не хаотично, а в рамках соответствующих занятий.
- «Футболка с надписью». Ведущий объясняет, что иногда на футболках бывают говорящие надписи, характеризующие их владельцев, например: «Я не сплю, я медленно думаю», «Люблю аплодисменты», «Я сбежал из зоопарка» и т.п. Участникам предлагается 5-7 минут подумать и записать свой девиз для воображаемой футболки. Важно, чтобы надпись говорила что-то о школьнике сейчас - о его любимых занятиях, об отношении к другим, о его желаниях. Каждый зачитывает свою надпись, ведущий во всех случаях дает эмоциональную поддержку.
Упражнение может проводиться несколько раз, например, через 3-4 занятия можно предложить детям сменить девиз на футболке или оставить его таким же.
- «Мой портрет в лучах солнца». Задание: нарисовать солнце, в его центре написать свое имя, а вдоль лучей написать все свои достоинства. Желательно, чтобы лучей было как можно больше. Работы сдаются психологу, группового обсуждения не происходит, возможна индивидуальная беседа.
- «Приятное впечатление». Участники сидят в кругу. Задача каждого - вспомнить и рассказать по очереди о каком-то случае, когда сосед слева произвел на них приятное впечатление.
- «Незаконченные предложения». Учащимся предлагается список предложений без завершения. Они должны их закончить. Во время группового занятия упражнение выполняется письменно, во время индивидуального - устно.
Мне хорошо, когда...
Мне грустно, когда...
Я чувствую себя глупо, когда...
Я сержусь, когда...
Я чувствую себя неуверенно, когда...
Я чувствую себя смело, когда...
Я горжусь собой, когда...
- «Обратная связь». Упражнение может проводиться только с детьми, подготовленными к серьезной работе, когда нет опасений, что они будут оскорблять и высмеивать товарищей. Доброволец садится в центр полукруга, образованного остальными участниками. Он пишет на бумаге список черт своего характера и внешности, заметных окружающим. Одновременно каждый из сидящих в полукруге пишет список черт, прежде всего заметных ему у добровольца. Все списки отдаются добровольцу.
Проблема: острая потребность в одиночестве
Обстоятельства вынуждают воспитанников детских домов и школ-интернатов постоянно общаться с другими детьми. Из-за этого возникает перегрузка от общения, усталость от него. Сверстники становятся друг для друга как бы фоном, постоянным условием жизни. Особенно остро это переживается в подростковом возрасте, когда потребность в одиночестве становится фактором развития личности.
Рекомендации
Вместе с администрацией необходимо продумать возможность для подростков проводить некоторое время в одиночестве. Это должно быть не наказанием или поощрением ребенка, а только лишь его правом. Здесь чрезвычайно трудно дать какие-либо конкретные советы, т.к. все зависит от имеющихся бытовых условий и от особенностей развития детей. Замечательно было бы выделить отдельное помещение, где подростки по очереди могут готовить уроки и отдыхать. После этого надо не только подготовить ее интерьер, но и продумать, каким образом они будут пользоваться ею, как преподнести это детям, как контролировать целевое использование помещения и не спровоцировать аморальное поведение.
Кроме того, психолог должен учитывать острую потребность в одиночестве при составлении плана развивающих занятий с детьми. Проводить их лучше не в больших группах, а с 3-5 учениками. Обязательно должны присутствовать индивидуальные занятия, где ребенок сможет отдохнуть от переизбытка информации и впечатлений.
Полезно научить детей противостоять эмоциональной перегрузке, дать им навыки релаксации и аутогенной тренировки.
Е.М.Кравцова,
психолог, научный сотрудник Московского городского
психолого-педагогического университета