Современные российские общественные организации прошли свой путь становления в условиях конфронтации, непонимания, другими словами в условиях отсутствия поддержки со стороны государства и общества. Отдельные энтузиасты, назовем их как, «болеющие душой за дело» создавая общественные организации, изначально находили поддержку со стороны знакомых и друзей и использовали во многом ресурсы западных филантропических фондов посредством системы грантов. Нельзя сказать, что со временем ситуация резко изменилась. И в наши дни общественные организации нуждаются в поддержке. В западных странах такого рода помощь оказывают ресурсные центры. В сущности это те же общественные организации, но их реципиентами (получателями помощи) являются сами НПО.
В Карелии на сегодняшний день таких ресурсных центров нет. Однако стоит отметить, что в связи назревшей необходимостью и актуальностью подобного плана организации все же стали появляться.
Рассмотрим более подробно ресурсную систему для общественных организаций Карелии, сложившуюся на сегодняшний день. Схематично эту систему можно представить в идее следующих блоков:
• Федеральное законодательство,
• Органы местной власти,
• Ресурсные центры,
• НКО, специализирующиеся на обучающих программах и семинарах,
• Собственный опыт общественной организации и ее социальные связи,
• Добровольческий ресурс,
• Ориентация на опыт и помощь западных стран.
Что касается действия таких ресурсных систем как «Федеральное законодательство» и «Ориентация на опыт и помощь западных стран», то в последнее время их взаимосвязь и взаимовлияние усилили свои позиции в нашей стране. В качестве наиболее яркого примера вспоминается ситуация, сложившаяся вокруг законопроекта 2005 года об ограничениях для НКО, который вызвал серьезные противоречия и не мало споров в обществе. Авторы этого законопроекта в своей аргументации исходили из того, что этот проект безвреден для "правильных" организаций и представляет угрозу лишь для тех, кто нарушает закон. Подобного рода суждения во многом базировались на интересах национальной безопасности. В таких вопросах стирается ценность отдельной личности и отдельных моральных принципов, наибольшее значение приобретает всеобщее благо. Таким образом, данный законопроект подавался под вывеской борьбы с терроризмом, с отмыванием преступных денег, с диверсионной деятельностью западных агентов. Было бы бессмысленно отрицать тот факт, что перечисленные выше общественные явления не имеют место в российской действительности и не обладают актуальностью. Однако данный проект не учитывает специфики российской ситуации в области НКО. В своем стремлении поставить под жесткий государственный контроль любые независимые общественные инициативы наше правительство упустило из виду тот факт, что в нашей стране социальная политика финансируется по остаточному принципу, и разрушить ресурсный механизм, отработанный общественными организациями на протяжении многих лет, значит резко ограничить финансовой ресурс и ресурс знаний для общественных организаций, поставить их в очередные условия выживания. Государству необходимо было бы продумать, чем можно заменить данный ресурс, ведь российская благотворительность в настоящее время только возрождается, а в связи с отсутствием среднего класса в нашем обществе, добровольческое движение немногочисленно и не занимает лидирующих позиций.
Что касается органов местной власти, то здесь, как и в первом рассмотренном нами случае существуют двойные стандарты. Отметим, что отношения, которые мы анализируем, формируются в плоскости межсекторного социального партнерства трех секторов общества (НКО, бизнеса и государства). В действительности взаимовыгодное сотрудничество не является таким уж взаимополезным. На лицо выгода для органов местной власти, выражающаяся в демонстрации сотрудничества с НКО под видом «мы вас поддерживаем». Подобную пустую демонстрацию легко проследить в местных СМИ, а поводом становятся бессмысленные многочисленные семинары и конференции, которые в действительности оборачиваются для общественников пустотой тратой времени. Понять лидеров общественных организаций, посещающих такие мероприятия можно, они ведь все-таки надеются на поддержку местной власти. Возможно, это и небезосновательно, но в данный момент времени действительно непродуктивно.
В Карелии примером действия такого ресурсного блока как органы местной власти наиболее наглядно служит Союз НПО при Правительстве РК, который имеет даже свой Интернет-ресурс.
Как объявлено самим Союзом, Портал НПО Карелии (http://npo.karelia.ru) предназначен не только для круга людей, занимающихся общественной деятельностью профессионально, но интересен другим пользователям сети, которые могут найти на нем много полезной информации. Однако подобное утверждение не исключает отсутствие в «данном предприятии» ресурса для НКО Карелии.
Информация, размещаемая на Портале, говорит только о проблемах, не предлагая их решения, а, привлекая обсудить эти проблемы опять же на многочисленных и бессмысленных конференциях и семинарах. Так проведенный Союзом НПО Форум друзей открытого общества Республики Карелия, проходивший в Петрозаводске 30-31 октября 2001 г., лишь констатирует тот факт, что на сегодняшний день информационное взаимодействие между тремя секторами (государство, бизнес, НПО) слабое, Интернет-ресурсы НПО не консолидированы.
Совет неправительственных организаций (НПО) был создан в декабре 2003 года распоряжением Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия. Согласно замыслу, посредством такого Совета неправительственные организации могут активно привлекаться к процессу анализа и мониторинга действующего законодательства, проведению общественных экспертиз наиболее значимых законопроектов, подготовке социально важных проектов и программ, созданию эффективного механизма взаимодействия всех трех секторов общества (власти, общественности и бизнеса), выбору приоритетов при решении социально значимых проблем.
Опять же такое изначально благое предприятие как общественная экспертиза в действительности функционирует как однобокий процесс. Есть громкие заявления о работе механизма, но как таковой полноценной работы нет за исключением некоторых действительно более ли менее удачных сотрудничеств власти и НКО.
Согласно информации на Портале, «в состав Совета НПО вошли около 30 руководителей некоммерческих общественных объединений и объединений бизнеса Республики Карелия, а также более 25 экспертов - представителей федеральных, республиканских государственных органов, в том числе Конституционного Суда, региональных научных и образовательных структур. Опыт межсекторного взаимодействия, накопленный высшим законодательным органом Карелии, продиктовал необходимость в формировании государственно-общественного органа - Совета неправительственных организаций, который призван выработать системный механизм принятия решений на уровне власти с учетом широкого общественного мнения, а также выявления и отработки соответствующих общественных позиций. Одна из основных задач Совета - пропаганда деятельности общественных организаций, входящих в состав Совета. Для этого используются различные формы: презентация деятельности, заслушивание экспертных и аналитических докладов на заседаниях Совета, размещение соответствующей информации на сайте Законодательного Собрания Республики Карелия (http://www.karelia-zs.ru) и Портале НПО Карелии (http://npo.karelia.ru), публикации, освещающие работу НПО, входящих в состав Совета, в газетах и журналах, в том числе в карельских и российских средствах массовой информации».
Пожалуй, с эти действительно можно согласиться, общественные организации в составе Совета получают неплохую рекламу в определенных кругах, да по видимости и только.
В связи с данными тезисами по-прежнему остается открытым вопрос о том, кто же
должен координировать и объединять российские НКО.
Что касается ресурсных центров, необходимость и актуальность которых очевидна для НКО Карелии, то стоит отметить, что таких Центров, по сути, и нет.
Конечно как пример можно привести созданный по инициативе Благотворительного фонда «Здоровье Карелии» Карельский ресурсный Центр общественных организаций (КРЦОО), целью которого является координация деятельности общественных объединений и создание инфраструктуры и материальной базы поддержки общественных структур. Однако в действительности помощь оказываемая этим Центром общественным организациям сводится именно к консультационной помощи в области работы над социальными проектами под получение определенных зарубежных грантов.
Что же касается такого ресурсного блока как волонтерство, то здесь складывается наиболее благоприятное впечатление. Немало карельских общественных организаций может с гордостью похвастаться своим опытом в работе с добровольцами. Кроме того, имеют место объединительные движения добровольцев, и даже формирование школ. Наша местная власть здесь тоже выглядит в наиболее благоприятном свете.
Таким образом, на сегодняшний день для общественных организаций Карелии очень важной задачей является сломать стереотипное представление о благотворительности вообще. Общество должно понимать, что только благодаря объединению усилий бизнесменов, общественных организаций и СМИ, возможно создать более совершенный механизм, тогда и помощь станет более ощутимой.
Карельские НКО обладают уникальным опыт, знают кому, а главное как нужно помогать, имеют достаточно обширную базу данных и огромный потенциал для дальнейшей работы. Перед нашими общественными организациями стоит не мало нерешенных проблем. Вот от чего они так нуждаются в ресурсной помощи, а именно в Ресурсных Центрах. Эта социальная система смогла бы быть ресурсным источником.
КРОМО «Равновесие».