Страна сирот. Так можно назвать сегодня Россию. С каждым годом детей, которым нужна новая семья, становится все больше. Но найти ребенку новых родителей сложно. И это несмотря на то, что государство предлагает на выбор разные формы устройства малышей: усыновление, опека и новое для Благовещенска - приемная семья.
В этом случае к опекунским деньгам прибавляется зарплата. Еще один способ найти родителей - организация семейного детского дома. Но таких в городе пока нет.
В социальном приюте вот уже полгода живет и десятилетняя Алина Семенова. По ее словам, семья разрушилась из-за отчима. «Он стал пить, - рассказала девочка. - Ушел в запой и перестал работать. А однажды ночью у него случился сердечный приступ. Но мама спасла отчима. А он наутро нас вообще выгнал из дома». Алину с братом отправили в приют. Мама ушла на заработки. Сначала навещала регулярно, потом - реже. Тоже начала пить. Нависла угроза - лишение родительских прав. В том, что у нее будет семья, Алина не сомневается. Когда мама привела ее в приют, пообещала забрать летом. И уже семь месяцев девочка верит в это, несмотря ни на что. Она в рассказе прочитала о том, что слово надо держать.
Лишение родительских прав - это крайняя мера, когда другие помочь не в силах, говорит начальник и отдела по охране детства управления образования г. Благовещенска Ирина Каплина. Здесь подготавливают исковые заявления в суд на лишение родительских прав. Из-за пустяков детей из семьи не забирают. Нужны веские причины, как то: безответственность, алкоголизм, психологическое насилие и жестокость. «Это страшно, когда новорожденный ребенок лежит на столе среди объедков, а по нему тараканы ползают. И подобных случаев много», - сказала Ирина Каплина.
Сегодня на учете состоит более пяти тысяч неблагополучных семей. Именно по ним проводят специальные рейды. Перед этим - звонки из школ, поликлиник, органов внутренних дел. Затем отдел по охране детства составляет списки, и комиссия выезжает на места.
В прошлом году социальными сиротами стали 108 детей. Почти все они ушли в детские дома и приюты. Их родителей через суд лишили прав, так и не сумев вразумить. «Наша задача, наверное, самая трудная, - считает начальник управления социальной защиты населения г. Благовещенска Александра Назарова. - Наша задача - не то чтобы склеить разбитую тарелку, а сделать так, чтобы эта тарелка не разбилась. Это самое главное». Главное - помочь в трудную минуту не только материально, но и морально. С семьями группы риска работает психолог, некоторым на дом привозят еду. Последнее нововведение - договоры, которые заключают с родителями. В этом случае социальная защита помогает деньгами и обеспечивает работой, а мама с папой обязуются выполнять родительский долг: следить за ребенком, помогать делать уроки, кормить и не злоупотреблять спиртным. Благодаря этому договору в 2006 году в семью удалось вернуть 39 детей.
В приют дети поступают в состоянии шока, не верят никому, кроме себя, говорит педагог-психолог социального приюта для детей и подростков Лариса Силкина. Обычно это те, чьи родители пренебрегли или злоупотребили своими обязанностями. Психолог знает обо всех детских разочарованиях. «Отправляешь в детский дом, и сердце за них болит, - рассказала Лариса Силкина. - Некоторые ребятишки письма присылают о том, что им тяжело там. И думаешь, как еще помочь этому ребенку».
На помощь приходят приемные родители. Одна из них семья Зориных. Первого ребенка они усыновили во время перестройки. Потом в семье появилось еще трое. С 2004 года Зорины организовали приемную семью, где свой дом нашли еще четверо малышей. За их воспитание маме с папой назначили зарплату, которую выплачивают ежемесячно. «Российский менталитет еще не готов к этому, - считает Марина Зорина. - Есть и такие, что осуждают нас, мол, живем за счет детей. Может быть, это простая зависть: сам не съем и другим не дам. Считают: "Вот, смотрите, у меня один ребенок, и я его прокормить не могу, а у нее восемь". Но посмотрите, сколько грамот у моих детей! Они у нас лежали в папке. Но отец сказал: "Что это такое, никакого стимула нет для детей" - и сделал стену почета». В семье Зориных трое детей уже стали студентами. Старший сын хочет жениться и продолжить традицию - взять на воспитание малышей, от которых кровные родители отказались.
По числу детей-сирот Россия занимает первое место в мире. Органы соцзащиты, образования, здравоохранения или внутренних дел исправить ситуацию не смогут даже объединившись. Сирота при живых родителях - это не от материального недостатка. Это, скорее, от душевной пустоты.
http://www.amur.info/news/2007/02/09/3.html
Все чаще дети становятся социальными сиротами, еще не появившись на свет
Социальное сиротство стало одной из главных проблем России. В зоне риска - почти половина детского населения страны. Это дети из малообеспеченных или неполных семей, чьи родители отказываются работать или злоупотребляют спиртным. Только в Благовещенске на учете стоит около пяти тысяч таких семей.
В последние годы родителей все чаще лишают родительских прав. В прошлом году такое решение суд вынес в отношении 104-х родителей. А за последние три года в областном роддоме молодые мамы оставили 27 младенцев. «Пытаемся убедить, что это неразумно. Но, как правило, они для себя уже все решили, - сказал заместитель главного врача по акушерству и гинекологии Михаил Мирлас. - Редко бывает, что наши беседы повлияли».
http://www.amur.info/news/2007/02/09/2.html
В Приамурье брошенных родителями детей все больше
Единственное в Амурской области учреждение для маленьких брошенных детей - дом ребенка. Здесь находятся дети от рождения и до 4-х лет. Дом ребенка рассчитан на 120 мест. На содержание одного малыша государство тратит около 240 тысяч рублей в год. Как говорят специалисты, последнее время число детей, оставшихся без родителей, растет, тогда как количество усыновлений, наоборот, уменьшается.
В 2004 году из дома ребенка обрели свои семьи 40 детей. 12 из них взяты под опеку. В 2005 году были усыновлены 24 ребенка, для семи малышей оформлена опека. Усыновителями стали в основном иностранные граждане.
http://www.amur.info/news/2006/02/07/20.html