Гражданская ноша
17.01.2007
Общественные организации должны быть открыты для общественного контроля. Звучит неожиданно, но мысль справедливая.
В Страсбурге прошёл семинар «Элемент активного общественного участия в демократии», организованный конференцией международных неправительственных организаций (МНПО) при Совете Европы и генеральным директоратом по политическим делам Совета Европы. Основной разговор шёл о том, каким образом институты гражданского общества могут содействовать открытости и подотчётности демократического управления. Около семидесяти представителей Совета Европы, европейского научного сообщества, международных и национальных некоммерческих организаций приняли участие в работе семинара. Среди российских делегатов был и представитель карельского Ресурсного центра общественных организаций.
Семинар открыл генеральный директор по политическим делам Совета Европы Жан-Луи Лорен, отметивший сколь огромное значение имеют институты гражданского общества в процессе построения и развития демократии, укрепления политических свобод и расширения возможностей для участия граждан в управлении. Президент конференции международных НПО Аннелиз Ошгер, продолжив эту тему, подчеркнула, что именно неправительственные организации сближают людей, способствуя тому, что параллельные линии, которые могут пересечься только в бесконечности, становятся ближе друг к другу. Столь яркое и оптимистическое сравнение вызвало оживление в зале.
В рамках семинара обсуждались вопросы, связанные с ролью институтов гражданского общества в процессе построения демократии. С одной стороны, НПО являются организациями, выступающими в защиту интересов граждан, с другой, они предоставляют услуги, необходимость которых признаётся и государством, и международными организациями, и самим обществом. Кроме того, последнее время НПО всё чаще стали брать на себя функцию сдерживающей и уравновешивающей силы в политической сфере. Благодаря этой функции, институты гражданского общества вырабатывают и внедряют реально действующие модели и механизмы, которые побуждают и само государство быть более ответственным перед своими гражданами. Здесь подходит образ того, как граждане, объединенные в общественные организации, берут на себя нелёгкую роль «стражей», следящих за тем, чтобы институты государства не злоупотребляли своими контролирующими и репрессивными функциями.
Подобная постановка проблемы, естественно, не новая, но тут возникает относительно новый для жизни самих гражданских формирований сюжет. Желание выступать в качестве «контролёров» от имени общества делает актуальным разговор об ответственности самих НПО, которые обязаны быть принципиально законопослушными, если таково демократическое требование. Их деятельность должна быть прозрачна как для самих участников неправительственных организаций, так и для государственных органов, облечённых законом приглядывать за общественными формированиями.
Основной докладчик семинара и ведущий эксперт Центра стратегических исследований и прогнозирования (Франция) г-н Трибо Ля Спьер, рассуждая на эту тему, говорил, что деятельность НПО должна быть прозрачна не только для грантодателей-доноров (что является жёстким правилом), но и для тех, кому НПО оказывают свои социальные услуги. Он подчеркнул, что некоммерческие цели НКО не являются причиной, которая бы освобождала их от точности, эффективности и ясности в организации своей деятельности. Против чего не было возражений. Спорным остаётся по-прежнему лишь тезис о границах разумности вмешательства государства в жизнь общественных организаций.
Где та деликатная грань вмешательства казённых служб в существование НПО, которая отделяет свободное общество от жандармского, когда каждый шаг НПО должен быть бюрократически запротоколирован и передан для отчёта в государственные кабинеты. Вряд ли общество нуждается в том, чтобы попасть под тотальный контроль госорганов за любой инициативой, любым действием, а именно этот путь «детализации» разрастающейся отчётности сейчас открывается в России как безумная перспектива. Контроль государства должен быть достаточным и разумным. С подобным утверждением спорить никто не будет, но каждый в эти смысловые ограничители вписывает своё «содержание». А так как властные рычаги находятся у надзирающих госорганов, в руках правящих идеологических партий, то те и другие в силу своей природы всегда будут стремиться максимально подчинить своей политической воле общественную самодеятельность. Недавняя советская практика доказала как быстро государство становится репрессивным в отношении граждан как только последние, теряют возможность сдерживать его властные аппетиты. Пространство жизни между понятиями «порядок» и «диктатура» оказывается довольно тесным, как свидетельствует всемирная история. Впрочем, мы исходим из тезиса разумности государства, ограничивающего себя по причине давления на него со стороны общества.
Позиция, высказанная на пленарном заседании представителями Совета Европы и конференции МНКО в отношении принципов подотчетности и прозрачности, была поддержана и самими представителями гражданских институтов. Так, генеральный директор всемирной организации ОРТ (World ORT) г-н Роберт Зингер отметил в выступлении, что проблема подотчётности становится всё более важной, так как государство всё чаще передает часть своих функций некоммерческих организациям. Следовательно, представители НПО должны чётко понимать, что их общественная деятельность требует точно такого же профессионализма, как и всякий другой вид деятельности. Общественник, профессионально не подготовленный к оказанию социальных услуг, опасен точно так же как и равнодушный бюрократ. И такой «общественник» своей работой способен только навредить НПО.
С целью повышения эффективности деятельности НПО и сохранения их независимости, участники семинара приняли решение о необходимости разработки Кодекса надлежащей практики для некоммерческих организаций, который бы содействовал объединению и распространению идей, опыта и стратегий с целью усиления роли НПО в демократическом обществе. Данный документ должен способствовать развитию таких общих принципов как равенство, диалог, сотрудничество, подотчётность и открытость, а также создавать условия для регулирования деятельности неправительственных организаций, осуществляемого без государственного вмешательства, но с учётом тех обязательств, которые взяли на себя общественные институты.
Выступая на пленарном заседании, один из докладчиков сравнил некоммерческую организацию с Человеком. Данная метафора отражает индивидуальность каждой организации и системы институтов гражданского общества в целом. Принципы, положенные в основу будущего Кодекса надлежащей практики НПО, станут теми «путеводными звёздами», следуя которым некоммерческие организации смогут добиться своего признания в качестве равноправных участников демократического управления.
http://politika-karelia.ru/shtml/article.shtml?id=1132
|