Территории детства быть.
17.01.2007
Специально для сайта «Сиротская душа»
О том, как надо помогать слабым - старикам, сиротам, инвалидам - пишется не мало. Нами, журналистами, пишется. Легко и гладко слетают с газетных полос призывы к властям, общественным организациям и рядовым гражданам исправить то, сделать это. Такова особенность нашего ремесла: пришел, увидел проблему и попытался донести ее до читателя, слушателя, телезрителя. Правда, иногда общество сталкивается с такими масштабными проблемами, которые не имеют легких и быстрых решений, которые не победить воззваниями вроде «эй, кто-нибудь, сделайте что-нибудь», зато от каждого человека требуется какое-то конкретное действие, чтобы побороть зло всем миром. Именно таким вызовом времени стала для современной России проблема сиротства и детской беспризорности. Сейчас эта тема является чуть ли не модной для средств массовой информации. Мы взываем к нашим согражданам брать детей из детских домов в свои семьи, мы пеняем государству, что оно не создает условий для развития всевозможных семейных форм устройства детей, но ничего не делаем для изменения ситуации сами. Действительно, пришло время начать с себя. Поэтому инициатива Союза журналистов принять участие в судьбе конкретных детей вполне своевременна. Задача поставлена грандиозная, требующая серьезных финансовых, временных и сердечных затрат. Легкого пути здесь нет и быть не может.
Прежде всего, требуется определиться с формой организации задуманного проекта. Следует четко понимать, что государственные детские дома - эта самая, как ни странно звучит, хорошая форма, которую смогло государство создать для того, чтобы вырастить и воспитать детей, оставшихся без попечения родителей. Другого способа расселить, прокормить и обучить одновременно сотни детей просто нет. Но «конечный продукт» детдомовского воспитания - 90 % неприспособленных к жизни вне стен этого учреждения людей. Не потому что в детском доме плохие работники. Такова система. Кто бы ни стоял за организацией детского дома неизбежно столкнется с тем же результатом - 90% «бракованного» человеческого материала на выходе.
Человечество выработало единственный способ воспитания адаптированных к жизни в социуме людей - ребенок должен расти в семье. А потому единственный путь помощи детям, оставшимся без попечения родителей, устройство их в семьи. Это путь, на который начинает, наконец, ориентироваться государство. Что может сделать для этого Союз журналистов, помимо непосредственного обращения к гражданам брать детей из детских домов? Одним из возможных способов здесь может стать помощь в создании приемных семей. Ключевой проблемой, с которой сталкиваются люди, желающие создать подобные семьи, становится отсутствие подобающих жилищных условий, вернее, недостаток пресловутых квадратных метров. И если деньги на содержание детей в таких семьях, пусть и не большие, выделяет государство, оно же платит заработную плату родителям, решать жилищный вопрос приходится самостоятельно, что крайне непросто. Помощь в предоставлении жилищных условий потенциальным приемным семьям может попытаться оказать наша общественная организация. Создание зоны компактного проживания нескольких таких семей, где каждая семья живет своей самостоятельной жизнью, и в то же время является частью своего рода общины людей, объеденных общей целью, позволит Союзу оказывать детям из этих семей всестороннюю помощь. А решать придется массу вопросов от хозяйственных, до, главное, педагогических.
Идея общинного сосуществования разных семей, объеденных общей задачей воспитания детей с непростыми судьбами, не нова. Есть опыт реализации изначально немецкой идеи на территории нашей страны, когда на «западные» деньги отстраивались детские деревни, где одинокие женщины, не имеющие собственных детей, выполняли работу мамы для детей-сирот. Каждая такая семья автономно живет в отдельном доме, но все эти семьи функционирую в строго заданных рамках, в том числе и идеологических. Собственно, именно четко выстроенная идеология, формирование единого педагогического пространства и позволит достичь хороших результатов педагогической деятельности приемных родителей и Союза журналистов. Надо грамотно сформулировать цели и задачи, в соответствии с которыми будет функционировать созданная община и на достижение которых будут работать приглашенные специалисты. Без них не обойтись. Врачи, психологи и педагоги должны помогать детям, родителям и... журналистам, которые возьмутся за это непростое дело. Никто, по моему глубокому убеждению, не может без специальной подготовки вторгаться в сферу «параллельного» детства. Дабы не навредить. Эти дети действительно из другого мира, надо понимать, что они мыслят и действуют не так, как дети, воспитывающиеся в семьях. Они - другие. И чтобы адаптировать их в наш мир требуются специальные знания и особые подходы. Надо помнить, что сложнейшая задача по созданию сообщества приемных семей под попечительством Союза - это ничто по сравнению с теми трудностями, с которыми придется столкнуться после его открытия.
Территория Детства, которую собирается создавать Союз журналистов, ни в коем случае не должна быть изолированной от мира. Дети должны иметь возможность учиться в тех же школах, что их сверстники. Они должны ходить на те же кружки, петь и танцевать в тех же детских коллективах, что и соседские дети, посещать те же детские сады. И им нужны друзья в мире взрослых, которые помогали бы им организовать туристические походы, приглашали бы их в гости. И этими друзьями, надеюсь, станут для них люди пера. Кстати, старшие подростки по желанию могут проходить своего рода профессиональную ориентацию, знакомясь с работой редакций, осваивать навыки компьютерной верстки.
Очень хотелось бы, чтобы на нашей территории Детства нашлось место для семей, попавших в кризисную ситуацию. Например, для одиноких мам, которым негде работать или (и) жить. Это будет существенная помощь ребенку, судьба которого буквально висит на волоске от детского дома или бродяжничества. Помочь сохранить кровную семью - тоже великое дело, пусть и не в государственных масштабах.
Идея воплощения помощи обездоленным детям потребует немалого времени. Однако, использовать особенность журналисткой профессии влиять на общественное мнение нужно уже сейчас. Надо говорить о вечных, как ни банально это звучит, ценностях: о значимости семьи, великой роли материнства. Надо формировать у людей непримиримое отношение к тем, кто бросает детей. И, конечно, рассказывать о тех, кто воспитывает неродных детей. Однако, читая и слушая то, что говориться и пишется в наших СМИ на тему сиротства и беспризорности, прихожу к выводу, что требуются серьезные курсы повышения квалификации авторам подобных публикаций, репортажей. Мы все заложники стереотипов. А потому с газетных полос и из эфира несется откровенная, не побоюсь этого слова, ложь. Вот цитата из одной местной газеты, которая отражает наиболее распространенные «заблуждения». «Это проблемные дети. Желающих усыновить - очередь! В домах ребенка практически нет здоровых детей!» Ложь. Здоровых детей полно, как в Детских домах, так и Домах ребенка. Конечно, если принять за серьезное отклонение в здоровье проблемы с аденоидами или близорукостью, тогда здоровых детей нет. Как нет их и среди обычных, «домашних» детей. Далее. Где, уважаемые коллеги, вы взяли сведения об очередях за детьми? Авторов не смутил даже тот факт, что выше они же сказали о том, что Дом ребенка, о котором шла речь, изначально был рассчитан на 40 мест, реально в нем проживают 107 детей, а с 1 января 2007 года будет проживать 120. И это при очереди на усыновление? Нет таких очередей, нет! В этом-то и проблема. В Европе, Америке есть, не у нас. У нас же сотни тысяч нуждающихся в родителях сирот. Или, например, в одной из телепередач сказали, что нельзя брать ребенка тем, кто не имеет жилья в собственности. Да можно, даже в съемное жилье можно. Про «дурные» гены и груз прошлой жизни уже и говорить не приходится. Такого понапишут!.. Грамотных, выверенных до запятой материалов на эту тему практически нет. Скольких потенциальных усыновителей и опекунов отпугнули подобные заявления? Это не помощь, а скорее медвежья услуга детям, оставшимся без попечения родителей. Прежде чем браться за материал следует хорошенько подумать ради чего он писался. Если для того, чтобы просто напугать сограждан «страшными» для общества сиротами, лучше вообще не писать. Это безнравственно. И по отношению к детям и по отношению к гражданам своей страны. А мне все-таки хочется верить, что журналистика - категория нравственная.
Светлана ДРОЗДОВА,
(Из газеты «Новосибирский журналист»)
|