КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Рекомендации по реализации Закона Республики Карелия "О патронатном воспитании"

25.01.2005

Разделы:

  • Полный текст документа в формате Word (455KB)

    Приложение No2 к решению коллегии No 3/1 от 20.11.03.

    ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОЙ СЛУЖБЕ ПРИ ДЕТСКОМ ДОМЕ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ НА ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

    1. Общие положения

    1.1 Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи детям, нуждающимся в государственной защите, осуществляемые в форме патронатного воспитания.

    1.2 Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между Уполномоченной службой (далее УС) и патронатным воспитателем.

    1.3 Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с УС по патронату о патронатном воспитании.

    1.4 Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя УС на основании договора о патронатном воспитании.

    1.5 Патронат осуществляется над детьми, нуждающимися в государственной защите. К их числу относятся:

    • дети-сироты;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей.

    1.6 При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между УС и патронатным воспитателем.

    1.7 Договор о патронатном воспитании заключается между УС в лице её руководителя и патронатным воспитателем. Договор о патронатном воспитании является договором возмездном оказании услуг (часть 2 ст.779 главы 39 Гражданского кодекса РФ и Закона РК «О патронатном воспитании» ст.12 глава 4). В договоре указывается срок, на который ребенок передается на патронатное воспитание, права и обязанности участников договора, а также основания и последствия прекращения такого договора. В случае помещения ребенка в семью супругов, договор может быть заключен с одним из супругов, признанным кандидатом в патронатные воспитатели.

    1.8 Патронатный воспитатель является работником, заключившим договор о патронатном воспитании с УС. Патронатному воспитателю выдается удостоверение установленного образца.

    1.9 Лечебно-профилактическая помощь детям, переданным на патронатное воспитание, оказывается учреждениями здравоохранения на общих основаниях по месту жительства (нахождения) ребенка, переданного на патронатное воспитание.

    1.10 Уполномоченная служба по передаче детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите (далее - детей), на патронатное воспитание, далее уполномоченная служба по патронатному воспитанию, создается при Детском доме на основании постановления Главы Администрации местного самоуправления.

    1.11 В целях эффективности работы по опеке и попечительству над детьми по обеспечению оптимальных условий жизни и воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, для организации патроната орган местного самоуправления делегирует отдельные полномочия по опеке и попечительству учреждению для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    1.12 Служба в своей деятельности руководствуется: Законом РФ «Об образовании», Законом РК «О патронатном воспитании», Законом РК «О защите прав детей», Семейным кодексом РФ, Уставом МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детского дома.

    1.13 На патронатное воспитание помещается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей, нуждающийся в государственной защите, находящийся на учете в органе опеки и попечительства. Общее число детей, передаваемых на воспитание не должно, как правило, превышать 3-х человек. Исключение - передача в одну семью братьев и сестер.

    1.14 Администрация Детского дома осуществляет функцию опекуна в объеме, установленном в договоре о патронатном воспитании, патронатные воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанника в период его проживания в семье воспитателя в объеме, установленном в договоре о патронатном воспитании в соответствии с планом по защите прав ребенка.

    1.15 Компетенция УС устанавливается в Договоре «О делегировании ряда полномочий по опеке и попечительству над детьми», заключаемой Районной АМСУ и УС.

    1.16 Патронатному воспитателю не могут быть делегированы права по защите имущественных прав ребенка.

    1.17 Устройство ребенка в семью патронатного воспитателя не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства РФ.

    2. Основные задачи службы

    2.1 Обеспечение семейного воспитания детей в специально подобранной и подготовленной семье патронатного воспитателя.

    2.2 Защита законных прав и интересов, социализация и реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите.

    3. Структура Уполномоченной службы по передаче детей на патронатное воспитание.

    3.1 УС может иметь следующую структуру: социально-правовой отдел, отдел по организации патронатного воспитания, реабилитационную службу.

    3.2 Социально - правовой отдел, состоящий из:

    • социальной службы по работе с детьми, находящимися в УС, которая осуществляет оценку развития и мониторинг развития детей, помещенных на воспитание в семьи патронатных воспитателей, организует связи патронатных семей с другими подразделениями, отвечает за защиту прав и законных интересов воспитанников, готовит проект план по защите ребенка, участвуют совместно с представителем органа опеки и попечительства в организации ежегодных проверок по пересмотру плана;

    • службы юридической помощи, которая осуществляет защиту интересов воспитанников и консультирует семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, проживающие на данной территории.

    3.3 Отдел по организации патронатного воспитания:

    • информирует общественность о патронатном воспитании, ведет поиск, отбор и подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в свою семью, стать патронатным воспитателем, а также оказывает им необходимую помощь, консультирует патронатных воспитателей.

    3.4 Реабилитационный отдел:

    • осуществляет комплексную медико-психолого-педагогическую диагностику;

    • проводит прогнозирование развития ребенка и определяет методы и формы реабилитационно - коррекционной работы;

    • организует осуществление реабилитационных программ;

    • производит мониторинг развития ребенка;

    • участвуют в принятии решения о подборе для каждого из воспитанников совместимой с ним семьи из числа семей, найденных и подготовленных службой по организации патронатного воспитания, участвует в утверждении индивидуального плана развития ребенка;

    4. Порядок организации патроната.

    4.1 Патронатное воспитание основывается на следующих принципах:

    Признание возможности и уникальности для каждого ребенка опыта воспитания в семье;

    • Планирование мер по защите интересов каждого ребенка, передаваемого на патронатное воспитание;

    • Обеспечение эффективного партнерства лиц и организаций, участвующих в принятии решений о мерах помощи ребенку в семье;

    • Осуществление государственных мер по защите прав и интересов ребенка в сотрудничестве с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам;

    • Обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не противоречит его интересам) в случае, если он устроен временно (или постоянно) вне семьи кровных родителей;

    • Учет мнения воспитателей ребенка, специалистов, работающих с ребенком в детском доме и самого ребенка (выраженного в доступной для него форме) в процессе планирования мер по защите его интересов, ознакомление патронатного воспитателя со всеми возможными способами защиты интересов ребенка;

    • Ребенок, передаваемый на патронат, имеет право на отдых и социальное развитие, на игры, празднование важных событий его жизни;

    • Братья и сестры имеют право на устройство совместно друг с другом, если это не противоречит их интересам, допускается разъединение братьев и сестер, если это в интересах детей;

    • Ребенок, переданный на патронат, имеет право на контакты с кровными родственниками, если это не противоречит его интересам;

    • Необходимости подготовки и обучения патронатных воспитателей;

    4.2 Патронат может осуществляться в форме патронатного воспитания - устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя.

    4.3 Патронат может осуществляться до достижения несовершеннолетним 18 лет. В случае, если по достижении совершеннолетия (но не более чем до 23 лет)лицо продолжает обучение в общеобразовательном учреждении и проживает в семье патронатного воспитателя, труд патронатного воспитателя оплачивается в соответствии со ст. 12 настоящего Закона.

    4.4 Срок патроната устанавливается в договоре о патронатном воспитании индивидуально исходя из конкретных нужд несовершеннолетнего и в соответствии с планом по защите прав ребенка. Дети могут помещаться на патронат: (краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев; долгосрочно - от шести месяцев и более).

    4.5 Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

    • кровных родителей;
    • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

    • лиц отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей;

    • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

    • супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным.

    4.6 Гражданин, желающий стать патронатным воспитателем и взять ребенка на воспитание в семью, обращается в УС. Уполномоченная служба проводит информационные собрания для обратившихся граждан, проводит первичное собеседование с ними и ведет журнал первичного учета граждан, желающих стать патронатными воспитателями. При первичном собеседовании выявляются мотивы, побудившие граждан стать патронатными воспитателями, пожелания к помещаемому ребенку, а также дается дополнительная информация о патронатном воспитании и других формах семейного устройства.

    4.7 По итогам первичного собеседования, на основе личного заявления граждан, желающих стать патронатными воспитателями, формируется группа для прохождения гражданами, изъявившими желание стать патронатными воспитателями, специальной подготовки. УС ведет учет граждан, прошедших специальную подготовку.

    4.8 Программа специальной подготовки желающих стать патронатными воспитателями включает в себя проведение для них обязательного психологического курса (тренинга).

    Программа специальной подготовки кандидатов в патронатные воспитатели имеет целью:

    • информирование граждан, желающих стать патронатными воспитателями о законодательной основе патронатного воспитания, о других формах семейного устройства детей оставшихся без попечения родителей, о правах и обязанностях патронатного воспитателя.

    • Проведение психологического тренинга, позволяющего кандидатам: определить, с кем и как будет взаимодействовать кандидат в процессе работы по воспитанию ребенка; дать представление об этапах предстоящей работы, начиная от прихода в семью до завершения устройства; разъяснить, каким детям требуется патронат и из каких они семей; выяснить, какие проблемы развития и поведения могут быть у ребенка. Помещаемого в семью воспитателя и понять пути решения проблем, в том числе роль кровных родителей и роль помощи специалистов службы; организовать взаимодействие с УС, объяснить роль патронатного воспитателя в работе службы как ее сотрудника; помочь принять решение о возможности для заявителя заниматься патронатным воспитанием, и сроках патронатного воспитания.

    • УС обязана привлекать опытных патронатных воспитателей к проведению программы подготовки патронатного воспитателя.

    4.9 Лица, желающие стать патронатными воспитателями, и успешно прошедшие специальную подготовку, подают в УС заявление с просьбой о подготовке заключения о возможности быть патронатным воспитателем. К заявлению должны быть приложены:

    • Автобиография;

    • Документ об образовании;

    • Справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке, за предшествующий подаче заявления год;

    • Копия свидетельства о браке (в случае, если лицо состоит в браке);

    • Справка о составе семьи;

    • Согласие членов семьи кандидата в патронатные воспитатели на проживание в семье ребенка, передаваемого на патронатное воспитание;

    • Медицинская справка государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего взять ребенка на патронатное воспитание, и о состоянии здоровья всех членов семьи;

    • Справка о жилищных условиях кандидата в патронатные воспитатели.

    • Справка об отсутствие судимости.

    • Характеристика с места работы.

    4.10 Для дачи заключения о возможности быть патронатным воспитателем УС принимает во внимание итоги прохождения подготовки и проводит комплексное углубленное обследование семьи заявителя, в которое включается оценка различных сторон семейной организации. Сроки проведения обследования определяются индивидуально для каждой семьи.

    По итогам обследования составляется карта семьи (Форма «Семья»), основанное на его результатах заключение о возможности заявителя быть патронатным воспитателем и формах и сроках его работы в качестве патронатного воспитателя. При подготовке этого заключения УС принимает во внимание:

    • Личные качества и мотивы гражданина, изъявившего желание стать патронатным воспитателем;

    • Жилищно-бытовые условия;

    • Способность к самообразованию;

    • Способность работать в сотрудничестве с социальными работниками и специалистами службы, осуществившей устройство ребенка на воспитание;

    • Семейную динамику и структуру семьи;

    • Готовность обеспечить контакты ребенка с его кровными родителями и родственниками;

    • Мнение кровных детей заявителя (выраженное ребенком, достигшим 10-летнего возраста, в письменной форме, либо, для ребенка не достигшего этого возраста, - доступным для него способом).

    В заключении указывается:

    • Количество детей, которых можно передать на воспитание в семью заявителя;

    • Сроки устройства ребенка на воспитание в семью заявителя;

    • Возрастные группы передаваемых детей, состояние их здоровья и развития;

    Заключение о возможности быть патронатным воспитателем дается в 10-дневный срок после принятия решения о возможности (или невозможности) помещения ребенка в семью патронатного воспитателя УС по патронатному воспитанию уведомляет заявителя о принятом решении, Заключение готовит и подписывает социальный работник, проводивший углубленное обследование семьи и утверждает заместитель директора УС.

    Заключение о возможности быть патронатным воспитателем является основанием для оформления с кандидатом договора о патронатном воспитании ребенка.

    УС проводит по итогам регулярной проверки исполнения плана по защите прав ребенка ежегодную оценку работы патронатного воспитателя, взявшего ребенка на воспитание в семью, для подтверждения статуса.

    5. Порядок передачи ребенка на патронатное воспитание.

    5.1 При решении вопроса УС о помещении ребенка на патронатное воспитание в семью, проводится комплексная диагностика состояния здоровья и развития этого ребенка и по ее результатам составляется отчет. Для ребенка подбирается совместимая с ним семья из числа кандидатов в патронатные воспитатели для наиболее полного удовлетворения его интересов.

    5.2 Передача ребенка на патронат производится УС на основании договора. Срок, на который ребенок передается на патронат, устанавливается в договоре о патронатном воспитании на основании плана по защите прав ребенка.

    5.3 Для передачи ребенка на патрона должны быть представлены следующие документы:

    • Заявление ребенка, достигшего возраста 10 лет, о согласии воспитываться в замещающей семье;

    • Свидетельство о рождении ребенка;

    • Документ, подтверждающий отсутствие родительского попечения;

    • Заключение о состоянии здоровья, страховой медицинский полис;

    • Сведения о наличии жилой площади;

    • Сведения об имуществе (опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за их сохранность);

    • Пенсионная книжка на ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, копия документа, подтверждающего право на пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке;

    • Акт обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка (детей) на патронатное воспитание;

    • План по защите прав и законных интересов ребенка;

    • Заключение о возможности быть патронатным воспитателем

    5.4 Личное дело ребенка, переданного на патронатное воспитание, хранится в УС. Патронатному воспитателю выдаются медицинская карта и страховой полис обязательного медицинского страхования ребенка, а также, по требованию, необходимые копии других документов.

    6. Права, обязанности и ответственность сторон.

    6.1 Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между УС по патронату и патронатным воспитателем.

    6.2 Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является документ подтверждающий отсутствие родительского попечения над этим ребенком.

    6.3 Патронатный воспитатель имеет право:

    • Самостоятельно определять распорядок дня, выбирать форму организации жизни и быта ребенка, решать текущие вопросы жизни ребенка (детей) в соответствии с планом по защите прав и законных интересов ребенка;

    • Участвовать в регулярных проверках и заседаниях по оценке состояния здоровья, благосостояния и развития ребенка, давать предложения по изменению и дополнению плана по защите прав и законных интересов ребенка;

    • В приоритетном порядке оформить опеку (попечительство) или усыновить ребенка, переданного на патронатное воспитание;

    • Обжаловать в органе опеки и попечительства действия сторон, участвующих в реализации плана по защите прав и законных интересов ребенка;

    • Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

    Патронатный воспитатель обязан:

    • Воспитывать ребенка (детей) на основе взаимоуважения, организуя быт, досуг, взаимопомощь, создавать необходимые условия для получения им (ими) образования, заботиться о его (их) здоровье, защищать права и интересы ребенка (детей);

    • Не препятствовать лицам, наделенным надлежащими полномочиями, общаться с ребенком в установленное время, оказывать содействие УС по патронатному воспитанию в организации ежегодной проверки состояния развития и благосостояния ребенка, сообщать УС о состоянии здоровья ребенка, происшествии, случившемся с ребенком, о его незапланированном уходе из дома воспитателя, незамедлительно информировать УС о перемене своего места жительства;

    • Вести учет прихода и расходования средств на содержание ребенка, представлять отчеты об израсходованных средствах в УС по патронатному воспитанию;

    • Проходить систематическое медицинское обследование (в соответствии с установленными для сотрудников детских учреждений требованиями), участвовать в семинарах и других обучающих мероприятиях, организуемых УС, заниматься самообразованием по вопросам воспитания и охраны здоровья детей.

    Ответственность патронатного воспитателя.

    Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь, здоровье и образование ребенка (детей) в соответствии с действующим законодательством.

    6.4 Права и ответственность уполномоченной службы по патронатному воспитанию.

    • УС осуществляет подбор и подготовку патронатных воспитателей, помощь патронатным воспитателям в осуществлении их функций и контроль за положением ребенка в патронатной семье

    • УС несет ответственность за защиту прав и законных интересов ребенка в течение всего времени нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя.

    • УС подготавливает и утверждает план по защите прав и законных интересов ребенка, вносит в него изменения и дополнения, осуществляет комплексную диагностику, реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с целью подготовки его к устройству на воспитание в семью.

    • УС обязана осуществлять контроль за благосостоянием, здоровьем и развитием ребенка и соблюдением его прав и законных интересов при устройстве в семью патронатного воспитателя.

    7. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, нуждающегося в государственной защите, переданного на патронатное воспитание.

    7.1 контроль УС за состоянием развития ребенка, переданным на патронатное воспитание - регулярно проводимая УС проверка условий жизни, воспитания и развития ребенка, обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

    Контроль осуществляется в виде регулярных посещений с целью проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка и оценок выполнения плана по защите прав и законных интересов ребенка, осуществляемых социальным работником УС. Сроки проведения проверок выполнения плана по защите прав и законных интересов ребенка:

    • Первая проверка проводится в первые четыре недели после утверждения плана по защите прав и законных интересов ребенка;

    • Вторая проверка осуществляется не позднее трех месяцев после проведения первой проверки;

    • Последующие проверки осуществляются не реже чем один раз в полгода.

    • В исключительных случаях дата проверки может быть перенесена, если это соответствует интересам ребенка.

    7.2 Проверка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка.(Форма проведения проверки в зависимости от возраста ребенка).

    7.3 результаты проверки оформляются в виде отчета, который утверждается УС. Отчет является основанием для пересмотра плана по защите прав ребенка, внесения в него изменений и дополнений. План по защите прав ребенка может быть изменен только на основании отчета по результатам проверки.

    7.4 Сроки проведения проверок устанавливаются в плане по защите прав ребенка.

    8. Материальное обеспечение семьи, принявшей ребенка (детей) на патронатное воспитание.

    8.1 На детей, передаваемых в патронатные семьи, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    8.2 Органы местного самоуправления обеспечивают финансирование содержания ребенка (детей), переданного на патронатное воспитание за счет средств, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материальное обеспечение ребенка (детей) может производиться в денежной и натуральной форме, что должно быть оговорено в договоре о передаче ребенка (детей) в семью патронатного воспитателя.

    8.3 Материальное обеспечение воспитанника (одежда, обувь, медикаменты, канцелярские принадлежности) может производиться в денежной и натуральной форме.

    8.4 Оплата труда патронатного воспитателя:

    • Труд патронатного воспитателя оплачивается исходя из размера максимальной ставки, предусмотренной для воспитателей ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и установленной на основе ETC по оплате труда работников бюджетной сферы (далее - максимальная ставка ETC).

    • Оплата труда патронатного воспитателя производится с учетом доплат и надбавок, предусмотренных нормативными правовыми актами за работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

    • Оплата труда патронатного воспитателя зависит от количества принятых на воспитание в семью детей и устанавливается из расчета 0,5 максимальной ставки ETC - за воспитание одного ребенка.

    • За воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-хлетнего возраста либо ребенка инвалида, либо ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии дополнительно ежемесячно выплачивается 0,5 максимальной ставки ETC.

    • Размер оплаты труда патронатного воспитателя указывается в договоре о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание в соответствии с требованиями настоящего Закона.

    • Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет дополнительных собственных доходов иной размер оплаты труда патронатных воспитателей, но не ниже установленного Законом РК.

    8.5 Льготы, предоставляемые патронатному воспитателю:

    • Патронатные воспитатели пользуются преимущественным правом получения путевок на детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного семейного отдыха.

    • Вопросы дополнительного материального и жилищного обеспечения, не предусмотренные Законом РК, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.

    9. Расторжение договора о патронатном воспитании.

    9.1 Договор о патронатном воспитании может быть расторгнут досрочно:

    по инициативе патронатного воспитателя при наличии уважительных причин;

    • по инициативе службы (учреждения);

    • по инициативе ребёнка старше 10 лет при согласовании со службой (учреждением); в случае внесения изменений в план по защите прав ребёнка.

    9.2 При расторжении договора патронатный воспитатель обязан незамедлительно возвратить ребёнка по требованию службы (учреждения).

    9.3 Отказ патронатного воспитателя по уважительной причине от воспитанника не является мотивом для лишения этого воспитателя статуса патронатного воспитателя.

    9.4 Служба (учреждение) вправе изъять ребенка из семьи патронатного воспитателя в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка, помещенного в семью этого воспитателя, насилия, пренебрежения его интересами со стороны воспитателя, или членов его семьи.

    10.Методическое руководство и контроль.

    10.1. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на районное (городское) управление (отдел) образования. Контроль за деятельностью уполномоченных служб (учреждений) по патронату и за работой патронатных воспитателей осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения службы (учреждения).

    Постановления органа местного самоуправления "О делегировании функций службы по патронатному воспитанию учреждению"

    Приложение No3 к Положению об Уполномоченной службе

    В целях осуществления эффективной работы по опеке и попечительству над детьми, нуждающимися в государственной защите, и проживающих (находящихся) на территории ________________________________________,
    согласно статьям
    стороны:
    Администрация местного самоуправления (орган опеки и попечительства)____________________________________________________
    (далее АМСУ) в лице_______________________________________________
    действующего на основании _________________________________________
    и служба (учреждение)______________________________________________,
    в лице____________________________________________________________,
    действующего на основании _________________________________________,
    заключили договор о нижеследующем:

    1. Предмет договора

    1.1 Предметом договора является соглашение о совместной работе и о делегировании АМСУ ряда функций по опеке и попечительству над детьми (Учреждению).

    1.2 АМСУ делегирует, а (Учреждение) принимает на себя обязательства по исполнению функций по опеке и попечительству на территории (района) в соответствии с п. 3 настоящего договора.

    2. Сроки договора

    2.1 Договор заключается сроком на _________ года (лет) и вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами.

    2.2 Срок действия настоящего договора может продлеваться по взаимному согласию сторон за 1 месяц до его истечения.

    3. Обязательства сторон

    3.1 АМСУ делегирует Учреждению, а Учреждение обязуется исполнять следующие функции по опеке и попечительству над детьми:

    • Поиск, отбор, подготовка граждан Российской Федерации, проживающих преимущественно на территории ___________, желающих взять ребенка на воспитание в семью (на патронатное воспитание), проведение обследования условий их жизни и имеющихся у них возможностей для воспитания ребенка, нуждающегося в государственной защите, утверждение кандидатов в патронатные воспитатели, заключение с патронатным воспитателем договора о патронатном воспитании или социальном патронате, ежегодная оценка работы действующих патронатных воспитателей с целью подтверждения их статуса;

    • Ведение учета граждан, способных к выполнению обязанностей патронатных воспитателей;

    • Осуществление мероприятий, предусмотренных в плане по защите прав ребенка и в договоре о патронатном воспитании;

    • Содержание, воспитание и обучение детей, нуждающихся в государственной защите, создание условий, благоприятных для всестороннего индивидуального развития каждого ребенка;

    • Обеспечение патронатного воспитателя денежными средствами и оборудованием для содержания и воспитания воспитанника;

    • Защита личных и имущественных прав ребенка, нуждающегося в государственной защите и переданного Учреждением на патронатное воспитание;

    • Осуществление контроля над выполнением патронатными воспитателями и кровными родителями плана по защите прав ребенка и договора о патронатном воспитании, а также за условиями жизни и воспитания ребенка, нуждающегося в государственной защите переданного на патронатное воспитание

    • Оказание помощи семьям взявшим детей на воспитание, в организации содержания, воспитания и обучения, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей;

    • Информирование и консультирование граждан об охране прав детей, о формах помощи семье, о формах семейного устройства детей, нуждающихся в государственной защите.

    4. Ответственность сторон

    4.1 При невыполнении, или ненадлежащем выполнении обязательств и условий по данному договору, стороны вправе его расторгнуть.

    4.2 Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по данному договору, если это неисполнение явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, а именно, управляющих и законодательных решений вышестоящих органов власти, стихийных бедствий, несчастных случаев.

    4.3 Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения данного договора рассматриваются сторонами в _________ срок после их возникновения в целях выработки согласованного решения, В случае не достижения согласия в указанный срок стороны решают спорный вопрос в порядке, установленном законодательством.

    4.4 Изменения и дополнения к настоящему договору фиксируются в виде отдельного соглашения, подписываются обеими сторонами и являются неотъемлемой частью данного договора.

    4.5 Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет юридическую силу.

    Подписано в__________ дата________

    За АМСУ: За Учреждение:
    Глава Администрации
    Местного самоуправления
    Директор
    Ф.И.О._______________Ф.И.О._________________
    (подпись, расшифровка) (подпись, расшифровка)

    Юридические адреса сторон
    АМСУ:Учреждения:
    _______________________                             ____________________
    ___________________________________________
    ___________________________________________
    М.П. М.П.

    ДОГОВОР No _________ о патронатном воспитании

    Приложение No 4 к Положению об Уполномоченной службе

    г. ________________                             " ____" ___________ 20 ___г.

    Уполномоченная служба _________________________________________,
    Именуемая в дальнейшем "Администрация" в лице (должность, ф.и.о.):
    _______________________________________________________________
    действующего на основании ______________________________________
    с одной стороны, и (ф.и.о.)________________________________________
    именуемый в дальнейшем "Воспитатель", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

    I. Предмет Договора

    1.1 Администрация помещает в семью Воспитателя ребенка (детей), нуждающегося (ихся) в государственной защите, находящихся на попечение Администрации:
    ____________________________________________(ф.и.о., дата рождения)
    ____________________________________________(ф.и.о., дата рождения)
    ____________________________________________(ф.и.о., дата рождения)
    а Воспитатель согласно настоящему договору обязуется по заданию Администрации оказывать следующие услуги (часть 2 статьи 779 главы 39 ГК РФ):

    - осуществлять воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка (детей), переданного (ых) на воспитание, в силу возложенных на Воспитателя прав и обязанностей на основании данного Договора;

    - предоставить нормальный уровень нормальной жизнедеятельности и удовлетворение основных потребностей ребенка (детей).

    II. Срок действия Договора

    2.1 Договор вступает в силу с момента его подписания и заключен на следующий срок (нужное отметить):
    - от одного дня до одного месяца (с _____________по____________)
    - от одного месяца до шести месяцев (краткосрочный ) (с __________по___________)
    - на несколько дней, на выходные дни, на каникулы (периодически); (указать сроки)
    - от шести месяцев и более (долгосрочный) (с__________по___________)

    2.2. Испытательный срок (2 месяца со дня заключения договора) (нужное отметить):
    - назначается
    - не назначается

    2.3. Срок действия настоящего договора может неоднократно продлеваться по взаимному согласию сторон за 1 месяц до его истечения.

    III. Права и обязанности сторон

    3.1 права и обязанности воспитателя:

    Воспитатель имеет право:

    - на уважительное отношение и соблюдение личного достоинства;

    - на получение исчерпывающей информации о своих правах;

    - самостоятельно определять распорядок дня воспитанника, решать текущие вопросы жизни воспитанника в соответствии с планом по защите прав ребенка и настоящим Договором;

    - участвовать в составлении (пересмотре) Плана по защите прав ребенка, индивидуального плана развития ребенка, Соглашения об организации повседневной жизни в семье Воспитателя, в регулярных проверках и заседаниях по оценке состояния здоровья, благосостояния и развития ребенка, вносить предложения по изменению Плана по защите прав ребенка, Индивидуального плана развития ребенка;

    - обжаловать в установленном порядке действия сторон, участвующих в реализации Плана по защите прав ребенка;

    - запрашивать и получать от Администрации копии Плана по защите прав ребенка, Индивидуального плана развития ребенка, личную информацию о ребенке, прочие документы ребенка (копии документов);

    - высказывать мнение о контактах ребенка с кровной семьей, вносить предложение по проведению данных встреч;

    - обращаться к Администрации за квалифицированной помощью и получать ее;

    Воспитатель обязан:

    - быть опекуном (попечителем) и законным представителем в отношении ребенка в объеме, установленном Планом по защите прав ребенка (если таковой составлен органом опеки и попечительства), настоящим Договором;

    - нести ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и развитие ребенка. переданного на воспитание в семью;

    - выполнять условия настоящего Договора;

    - выполнять План по защите прав ребенка, рекомендации специалистов служб Администрации, Индивидуальный план развития ребенка, Соглашение об организации повседневной жизни ребенка в семье Воспитателя;

    - отвечать за организацию и проведение образовательного процесса, организацию дополнительного образования ребенка в соответствии с индивидуальным планом развития ребенка;

    - отвечать за организацию и проведение отдыха ребенка в каникулярное время по плану, согласованному с Администрацией;

    - незамедлительно сообщать Администрации об изменении здоровья и психического развития ребенка, о его незапланированном уходе из дома Воспитателя или ином серьезном происшествии, случившимся с ребенком;

    - незамедлительно информировать Администрацию о перемене своего места жительства, об изменении в составе семьи, о своем длительном заболевании, тяжелом инфекционном заболевании совместно проживающих членов семьи, прочих обстоятельствах, могущих повлиять на воспитание и развития ребенка;

    - не вывозить воспитанника за пределы _____________________________

    ______________________ без согласования и разрешения Администрации;

    - не применять телесных наказаний к ребенку;

    - соблюдать конфиденциальность информации о ребенке;

    - способствовать проведению запланированных и согласованных с Администрацией контактов ребенка с кровными родителями, поддержанию контактов с родственниками, другими лицами, если это не противоречит интересам ребенка;

    - не препятствовать проведению запланированных контактов ребенка с социальными работниками, назначенными Администрацией;

    - ежегодно проходить оценку для подтверждения своего статуса и подтверждения профессионального уровня;

    - предоставлять отчет в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выплачиваемых Администрацией ежемесячно, в срок строго до 20 числа текущего месяца согласно установленной форме, а также сведения об израсходованных средствах ежегодно до 15 декабря;

    - производить учет одежды и материальных ценностей, находящихся в пользовании ребенка;

    - незамедлительно передать ребенка на попечение Администрации или не препятствовать действиям социального работника по перемещению ребенка из семьи воспитателя в случае, если социальным работником выявлено неисполнение или ненадлежащее исполнение Воспитателем условий данного договора.

    3.2 Права и обязанности Администрации:

    Администрация имеет право:

    - планировать совместно с Воспитателем мероприятия по защите прав ребенка, образовательный процесс и реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку, план его повседневной жизни, заключать с Воспитателем Соглашение об организации повседневной жизни ребенка в семье Воспитателя;

    - назначить социальных работников для работы с ребенком, Воспитателем;

    - проводить оценку 1 раз в год для подтверждения статуса Воспитателя и подтверждения его профессионального уровня;

    - заключать и расторгать Договор о патронатном воспитании;

    - контролировать исполнение плана по защите прав ребенка в виде регулярных проверок состояния и развития ребенка и исполнение мероприятий и условий, установленных в плане и настоящем Договоре;

    - производить проверку расходования денежных средств, выплачиваемых Воспитателю;

    Администрация обязана:

    - быть опекуном (попечителем) и законным представителем в отношении ребенка в объеме, установленном Планом по защите прав ребенка (если таковой составлен органом опеки и попечительства), настоящим Договором;

    - осуществлять защиту личных и имущественных прав ребенка;

    - устанавливать испытательный срок на первые два месяца с начала действия Договора;

    - разрабатывать совместно с Воспитателем Индивидуальный план развития ребенка, Соглашение об организации повседневной жизни в семье Воспитателя и рассматривать предложения по их изменению;

    - осуществлять мероприятия, предусмотренные Планом по защите прав ребенка и настоящим Договором;

    - оказывать квалифицированную помощь ребенку и Воспитателю по первому требованию последнего;

    - осуществлять контроль за здоровьем воспитанника, организовывать плановые обследования состояния здоровья ребенка, лечение ребенка в лечебных и оздоровительных учреждениях;

    - обеспечить Воспитателя денежными средствами для содержания ребенка;

    - технически обеспечить реализацию Индивидуального плана развития ребенка (обеспечить консультирование ребенка у специалистов, организовать обучение ребенка по программам, рекомендованным специалистами);

    - проводить групповые и индивидуальные занятия для детей и Воспитателя;

    - осуществлять методическое руководство деятельностью Воспитателя;

    - проводить регулярные семинары по повышению квалификации Воспитателя;

    - осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, за работой Воспитателя в виде постоянных посещений семьи Воспитателя социальным работником: в сроки - в течение 1-й недели после помещения ребенка, по истечении 1-го месяца после помещения, 3-х месяцев после помещения, полугода после помещения, далее - 1 раз в пол. года после помещения ребенка в семью; полное обследование ребенка и заполнение форм "Воспитание детей" проводится 1 раз в год (ежегодная проверка) и обсуждается Администрацией, по итогам обследований корректируется индивидуальный план развития ребенка, текущие требуемые мероприятия по обеспечению нормального развития ребенка. Результаты ежегодной проверки являются основанием для изменения Плана по защите прав ребенка.

    IY Оплата по Договору

    4.1. Стоимость оказываемых услуг производится в соответствии с количеством принятых воспитанников (___________человек), установленным квалификационным уровнем (в случае, если он установлен, - 1,2,3, уровень (нужное подчеркнуть) и составляет ______________________________________________
    _____________________________________________

    4.2. Оплата услуг по данному Договору в размерах, установленных п. 4.1. настоящего Договора, а также денежные средства на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, культмассовых мероприятий производятся Администрацией ежемесячно и в соответствии с размерами и сроками поступающего бюджетного финансирования.

    Оплата производится на личный счет Воспитателя, указанный в п. 7.1. настоящего Договора.

    Y. Ответственность сторон

    5.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Договору, Администрация и Воспитатель несут ответственность в соответствии с действующим Законодательством.

    5.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств, если это явилось следствием наступлением форс-мажорных обстоятельств, а именно стихийных бедствий, эпидемий, войн, а также решение Правительства РФ, Государственной Думы, и действий вышестоящих организаций, препятствующих исполнению условий настоящего Договора;

    YI. Дополнительные условия

    6.1. Стороны установили, что все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего Договора, будут разрешаться путем переговоров, при этом каждая из сторон приложит все меры, направленные на урегулирование спорных отношений. Неурегулированные спорные отношения разрешаются в установленном законном порядке;

    6.2. Все изменения, дополнения к договору действительны, если они оформлены в письменной форме и подписаны обоими сторонами;

    6.3. В ходе ежегодной проверки условий жизни и воспитании ребенка в семье воспитателя План по защите прав ребенка, Индивидуальный план развития ребенка может быть изменен, в связи с чем Администрация оставляет за собой право расторжения настоящего Договора досрочно, либо внесение в него изменений.

    6.4. В случае, если социальный работник выявил наличие неисполнение или ненадлежащего исполнения Воспитателем своих обязанностей, он имеет право немедленно изъять ребенка из семьи воспитателя, Администрация в данном случае переносит срок ежегодной проверки и организует ее не позднее чем в семидневный срок с момента изъятия ребенка из семьи. Настоящий Договор считается недействительным с момента изъятия ребенка. В случае если в ходе проверки выявлена ошибка в действиях социального работника, по желанию сторон, договор может быть заключен вновь.

    6.5. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах - по одному для каждой из сторон.

    YII. Адреса и банковские реквизиты сторон

    7.1.
    Администрация: Воспитатель:
    Служба (учреждение)_____________________________________________
    ________________________________________________________________
    Почтовый адрес:________________________,Почтовый адрес: индекс____,
    ________________________________________________________________
    ________________________________________________________________
    банковские реквизиты:___________________банковские реквизиты:_____
    ________________________________________________________________
    ________________________________________________________________
    ________________________________________________________________
    ________________________________________________________________
    ________________________________________________________________
    ________________________________________________________________

    YIII. Подписи сторон

    Администрация: Воспитатель:
    Уполномоченная служба (организация): _________________________
    ______________________________________Паспортные данные:_______
    _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________
    ______________________________________Место проживания, телефон:
    _______________________________________________________________
    (ф.и.о.) _________________________
    _______________________________________________________________
    (должность)_________________________
    _______________________________________________________________



    ПОДПИСИ СТОРОН
    ____________________________________


    м.п.

    Должностные обязанности социальных работников и патронатных воспитателей уполномоченной службы.

    Приложение No 5 к Положению об Уполномоченной службе

    Социально-правовой отдел:

    • Взаимодействие с различными социальными институтами (органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, детские дошкольные и школьные учреждения, органы здравоохранения и т.д.).
    • Ведение личных дел воспитанников
    • Оформление социальных пособий и пенсий, паспортов и других документов
    • Подача исковых заявлений, представление и защита в суде и других органах законных личных имущественных и неимущественных прав и интересов воспитанников
    • Взаимодействие с кровными родственниками
    • Составление истории жизни ребенка, создание фото альбома ребенка, сбор видео - материалов и создание архива ребенка
    • Интервьюирование ребенка с целью выяснения обстоятельств его жизни, а также определения основных психологических и социальных проблем ребенка
    • Налаживание и поддержание постоянного контакта с ребенком в период его подготовки к помещению в семью: игры и прогулки с ребенком, организация праздников, дней рождений, занятий по интересам
    • Анализ информации, полученной при контактах с ребенком, опрос воспитателей об их наблюдениях, сбор заключений специалистов. Подготовка материалов для обсуждения на консилиуме детского дома необходимых дальнейших мер
    • Обязательное участие в организации и проведении летнего (каникулярного) отдыха воспитанников
    • Составление индивидуального плана развития ребенка
    • Совместно со службой по организации патронатного воспитания - подбор семьи, удовлетворяющей интересам и потребности конкретного ребенка
    • Помощь в знакомстве и оценка взаимоотношений патронатной семьи и ребенка
    • При переводе ребенка в патронатную семью помощь в поиске и устройстве ребенка в детские дошкольные или школьные, внешкольные и медицинские учреждения
    • Создание позитивного союза между патронатной семьей, ребенком и кровными родителями с целью сохранения связей с кровной семьей, если это не противоречит интересам ребенка
    • Составление графика и осуществление плана встреч ребенка с кровными родителями и контроль за безопасностью и соблюдением интересов ребенка при этих встречах
    • Мониторинг развития ребенка и периодическое обследование ситуации и состояния развития ребенка в патронатной семье, контроль за состоянием его здоровья и безопасностью (физической и эмоциональной)
    • Контроль осуществляется в виде регулярных посещений патронатной семьи, по особому плану для каждой семьи.
    • Оценка состояния развития ребенка и эффективности применяемых мер
    • Консультирование по телефону звонящих действующих патронатных воспитателей
    • Ведение тетради с личным делом ребенка (для каждого ребенка отдельно), в которой должны фиксироваться все действия социального работника, его переговоры по телефону и встречи, звонки по данному делу, и т. п., а также полученная информация о гражданах и организациях, причастных к делу
    • 1 раз в неделю на Консилиуме информирование всех сотрудников о текущей работе и состоянии дел воспитанников
    • выполнение посреднической роли между УС и патронатным воспитателем
    • работа с кровной семьей ребенка

    Отдел по организации патронатного воспитания:

    • Организация поиска кандидатов в патронатные воспитатели, информирование общества о патронатном воспитании
    • Проведение первичного собеседования по телефону и ведение журнала учета звонков кандидатов
    • Проведение собеседований с кандидатами с целью: дать информацию кандидатам о системе работы УС по помещению ребенка на патронатное воспитание, получить первичную информацию о кандидатах и сформировать первичную их характеристику
    • Организация и проведение отборочных занятий для формирования групп по подготовке (обучению) кандидатов в воспитатели с целью: формирование и отбор работоспособной группы кандидатов
    • Организация и проведение тренинга для кандидатов в патронатные воспитатели
    • Обследование семьи кандидатов, успешно прошедших подготовку и изъявивших желание сотрудничать: неоднократное посещение семьи кандидатов, беседа со всеми членами семьи, сбор дополнительной информации от знакомых и коллег, выявление семейной структуры и ролевых функций, способности членов семьи воспитывать приемного ребенка, обследование жилищно-бытовых условий, сбор документов, диагностика семейной системы и, как результат, - заполнение Формы «Семья», а также написание подробного отчета - характеристики семьи, рекомендации по помещению в семью того или иного ребенка (возраст, пол, количество детей, проблемы ребенка, с какими кандидаты могут справиться)
    • Участие в Консилиуме, представление кандидатов на утверждение, участие в определении наиболее совместимой семьи для каждого из воспитанников
    • Организация процедуры знакомства кандидата с ребенком, организация контакта, первичный выбор формы контакта, координирование всех служб детского дома по организации контакта с потенциальными патронатными воспитателями
    • Организация помощи семье после помещения в нее ребенка, экстренная помощь (по телефону, другие формы)
    • Организация и проведение индивидуальных консультаций и групповых занятий для действующих воспитателей

    Обязанности патронатного воспитателя:

    • Выполнение Устава детского дома и все условия трудового договора
    • Гарантия конфиденциальность информации о ребенке и его кровной семье
    • Несение ответственности за жизнь, здоровье, воспитание и развитие ребенка в период его проживания в их семье, за выполнение индивидуального плана развития ребенка
    • Организация устройства ребенка в школу, детский сад, в учреждения дополнительного образования, обеспечение регулярного консультирования ребенка у специалистов УС
    • Недопущение применения телесных наказаний к ребенку, не отказывать ему в удовлетворении разумных потребностей в пище, сне, одежде, не угрожать ему лишением его еды, контактов и встреч с родными и друзьями, ограничением свободы
    • Сообщение администрации о состоянии здоровья ребенка, об изменении его психического состояния, о болезни или происшествии, случившимся с ребенком, о его незапланированном уходе из дома Воспитателя
    • Незамедлительно информировать администрацию о перемене своего места жительства, об изменениях в составе семьи, о своем длительном (инфекционном) заболевании, прочих обстоятельствах, могущих повлиять на воспитание и развитие воспитанника
    • Подача запросов администрации о разрешении на вывоз воспитанника
    • Соблюдение санитарно-гигиенических норм содержания воспитанника
    • Не препятствовать лицам, наделенными надлежащими полномочиями, общаться с ребенком в установленное время, оказывать содействие действиям администрации по организации ежегодной проверки состояния развития ребенка, обеспечивать присутствие ребенка и других членов семьи при запланированных посещениях семьи социальными работниками УС
    • Способствовать проведению запланированных контактов с кровными родителями, поддержанию контактов с родственниками, другими лицами, если это в интересах ребенка, участвовать в семинарах, заниматься самообразованием по вопросам воспитания и развития, охраны здоровья детей, проходить медицинские обследования (в соответствии с установленными требованиями для сотрудников детских учреждений)
    • Ведение учета прихода и расходования средств на содержание ребенка.


    Остальные приложения ищите в полном тексте документа в формате Word (455KB)