Армия доброй воли (мысли вслух)
18.01.2007
Если бегло просмотреть словарные статьи о слове «доброволец» («волонтер»), то сразу же бросается в глаза связь этого понятия с армией: вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу (словарь В. И. Даля); человек, добровольно вступивший в действующую армию (Толковый словарь Ожегова) и т. д. И лишь в современном словаре по праву упоминается добровольная работа социальной направленности, что свидетельствует о недостаточной закрепленности последнего значения в массовом сознании. В социальных науках существует разделение этих синонимичных терминов: волонтер - человек, который безвозмездно участвует в общественно-полезной деятельности на основе осознанного свободного выбора, а доброволец - это благотворитель, жертвующий свой труд на благо окружающих.
Тем не менее, воинственный дух добровольческого движения остается неизменным во все времена. Встав на путь волонтера ли, добровольца, одержимого идеей бескорыстной помощи людям, человеку придется стоически выдержать «осаду» домашних своих («самим жрать нечего!», «лучше б дома помог!», «и без тебя обойдутся!» и т. д.), приятелей («чего, больше всех надо, что ли?») ну и общества («чего-то выгадать хочешь?»). Это раньше меценатство в почете было, и русская царица своих дочерей в госпиталь определяла, руководствуясь соображениями милосердия и спасения детских душ, теперь человек человеку - никто, чужой, а то и потенциальный враг, поэтому какая бы то ни было общественная деятельность воспринимается с большим подозрением.
После осады надо создать стратегию работы с социально незащищенными категориями граждан и овладеть тактикой борьбы с контролирующими организациями и бдительной общественностью. В газете хвалят, когда вы помогли, допустим, детдому одноразово под эгидой предвыборной компании какой-то партии, в выгодном ракурсе попозировали перед телекамерами. А если ваша долговременная помощь принесла большие плоды в виде сотен усыновленных - вы мишень номер один для провокаций и ненависти. Почему? Сокращается численность воспитанников - сокращается количество детдомов, а значит, и количество рабочих мест. И таких примеров - сотни. Посему путь волонтеров тернист и куда сложнее любой компьютерной «стратегии».
Сейчас, правда, ситуация изменяется в сторону лозунга: добровольчество - модно, престижно, значимо. Много пишут о том, что это качественно новая форма гражданского участия в жизни общества, фактор развития общественных отношений на основе решения социально-значимым проблем и т. д. Добровольческое движение может стать для молодежи хорошей стартовой площадкой в жизни, поскольку учит правильно функционировать в современном обществе, находить новых друзей, получать опыт и разнообразные навыки.
С одной стороны, данные материалы имеют большую социальную значимость, потому что показывают, что добровольчество - не психиатрический диагноз, а нечто, обладающее ценностным потенциалом. С другой... Есть здесь опасность демагогии.
В школах сейчас, допустим, в спешном порядке заводят «портфолио выпускника», где как в Америке, коллекционируются все достижения - от спортивных до социально ориентированных. Опекаешь больную бабушку, получи бумажку от соответствующей организации, положи в портфолио. Глядишь, в МГУ возьмут. Школа отчитается опять же за нравственное воспитание. Волонтерство - ведь это здорово! И сколько в «мероприятийной педагогике» можно придумать «недель добра» и «дней милосердия». Портфолио лопнет.
Поэтому думается, весь этот пафос сойдет вскоре на нет или, как везде в России, сведется к насыщенной «бумажной жизни», когда не важно, что сделал, а важно, насколько красиво оформил отчет.
На самом же деле, нужно без «имиджей», лозунгов и формулировок, как в свое время Черная сотня, взять за основу идеологию «малых дел». Плохо брошенным детям в больницах - будем без шума и демонстраций посещать их. Заболела бабушка на лестничной площадке - пойду, схожу ей за продуктами и лекарствами. Замерзает бомж на дороге - свезу в ночлежку. А если глобально смотреть на проблему - есть только один фактор, способный пополнить армию доброй воли - это вера, потому что любая армия без идеологии в ответственный момент может разбежаться.
Кандидат педагогических наук В. Калачева
|