Милиция обыскивает кладбища в поисках призывников.
13.12.2006
Во время нынешней призывной кампании в Свердловской области почти вдвое увеличилось количество «уклонистов». Это последний призыв, когда молодых людей призывают на два года, на таких условиях они служить не хотят - так объясняют саботаж призывников военкомы. Министерство обороны договорилось с МВД, и теперь за уральскими новобранцами «охотятся» и ГИБДД, и милиция общественной безопасности.
Весной призывные комиссии недосчитались шестисот призывников, в осенний призыв скрываются без малого тысяча сто. Потенциальные новобранцы рассчитывают протянуть хотя бы полгода, чтобы не служить целых два. Ведь призывники ближайшей весны уйдут в армию уже на полтора года. Исполняющий обязанности областного военкома Александр Клешнин говорит, что такой эффект был ожидаемым. В Министерстве обороны к этому подготовилось - передало свои базы данных ГИБДД и другим ведомствам МВД.
Но прок от совместных розыскных усилий призывных комиссий и МВД все же сомнительный: «Задерживают на дорогах, проверяют документы. Если человек числится в розыске, значит, милиционеры доставляют его в военный комиссариат. И это есть законное основание. Благодаря органам ГУВД за последнюю неделю было задержано и доставлено в Военный комиссариат 160 человек. Большинство граждан, которых в сопровождении сотрудников органов внутренних дел приходится доставлять на призывные комиссии, негодны для прохождения военной службы. Как правило, эти люди не знают, что они либо по состоянию здоровья, либо по другим причинам не подлежат призыву в ряды вооруженных сил. В этом есть, наверное, какая-то закономерность. Это люди, как правило, живут на кладбищах. Таких вылавливают, которые без определенного места жительства, либо наркоманы, либо имеют судимость не погашенную, не снятую», - говорит Александр Клешнин.
В ноябре вышло два постановления российского правительства, которые утверждают изменения в положении о призыве и о венном учете. На практике новшества привели к тому, что призывников теперь отбирают по принципу «лучше меньше да лучше» - так заверяют военкоматы. Со Среднего Урала этой осенью в войска должны отправиться почти три с половиной тысячи новобранцев. Сейчас план призыва выполнен на 70%. Не добрали кандидатов в десантники.
Исполняющий обязанности свердловского военкома Александр Клешнин говорит, что призывники высших категорий по состоянию здоровья, так называемых «А» и «Б», теперь большая редкость: среди наиболее распространенных заболеваний - психическое нездоровье (около 22 %), затем следует сколиоз и хронические болезни внутренних органов.
Один из непригодных к службе свердловских призывников попался на торговле собственными рентгеновскими снимками: нелегальный бизнес на искривлении позвоночника быстро прикрыли. Покупать чужие «болезни» или придумывать свои - не самый разумный способ подготовиться к «неслужбе» в армии. Лучше внимательнее изучить законодательство, советует председатель екатеринбургского Комитета солдатских матерей Марина Лебедева: «По-прежнему очень много обращений по отсрочкам. Ни призывники, ни родители не понимают, что если мальчик учится в институте и завалил сессию, то он второй раз отсрочка не предоставляется, даже если он поступил в другой вуз. Не понимают, не знают этого. Продолжаются жалобы на призывные комиссии о том, что не дают возможность призывникам обследовать свое здоровье до конца. Не выдаются на руки копии актов этого медицинского обследования. Это незаконно. Они должны выдаваться для того, чтобы родители или призывники могли обжаловать этот акт. Конечно, работать над этим нужно, когда мальчику 16 лет, когда он становится на учет. А не собирать справки, не искать какие-то болячки и не придумывать их, когда уже пришла повестка».
Правозащитники обращают внимание, что призывные комиссии ради выполнения плана часто идут на нарушение законодательства - берут на службу молодых людей, которые имеют право на отсрочку как молодые отцы или единственные кормильцы в неполных семьях с инвалидами. Если же новобранец попал в армию с плохим здоровьем, то комиссовать его крайне сложно. По принятому в России экстерриториальному принципу прохождения срочной воинской службы солдаты оказываются в других регионах или даже военных округах.
Радио Свобода
|