Все не ладится в этой квартире, в этом городе, в этой стране...
15.12.2003
Мы можем сколько угодно закрывать на это глаза: не замечать на улице
маленьких, чумазых, оборванных мальчишек, осуждать неопрятных подростков
с пивом и сигаретой, брезгливо отворачиваться от молодых людей, роющихся
в помойке. Мы не хотим думать о них, а вообще-то должны. Дети-сироты -
это наша общая беда и тревога. Сегодня их в Карелии - 6459. Страшная цифра!
Еще страшнее, что большая часть сирот - сироты социальные, при живых родителях,
которые по какой-то "веской" причине отказались от своих детей. С каждым
годом число брошенных детей растет - родители пьют, принимают наркотики,
а кто-то просто бросает ребенка, чтобы устроить свою личную жизнь. В Карелии
- 25 детских домов, для маленькой республики это очень много. Как правило,
каждый второй выпускник детдома состоит в группе риска - бомжует, пьет,
находится под следствием или совершает правонарушения (в основном имущественные
- грабежи, разбои).
На проблему сиротства много точек зрения - государства (чиновников),
общества (обывателей), но самая правдивая и точная, наверное, самих сирот.
Как помочь детям-сиротам устроиться и сориентироваться в самостоятельной,
"постдетдомовской" жизни, чем опасно социальное сиротство и как вообще
преодолеть его - об этом наш разговор с Александром Гезаловым, председателем
КРОМО "Равновесие", в прошлом выпускником детского дома, тоже социальным
сиротой.
- Почему детдомовцам бывает трудно адаптироваться во взрослой жизни?
- Все потому, что они не умеют общаться с другими людьми (не детдомовцами
и не воспитателями детдомов), не могут обустроить свой быт, создать семью,
многие просто не умеют жить самостоятельно. В детском доме, этаком закрытом
пространстве, у них свои собственные представления о жизни, которые под
час не имеют ничего общего с реальностью. Когда сироты выходят в "большой
мир", то нередко теряются. К сожалению, в государственной структуре социальной
защиты людей до сих пор нет системы организованной помощи детям-сиротам
после выхода из детского дома. Сами сироты не умеют отстаивать свои юридические
права, поэтому только безропотно ждут, когда же государство отучит их хотя
бы в ПТУ (на большее они и не претендует), даст работу, жилье.
- А оно даст?
- По закону - обязано. Но цифры показывают, что из 150-200 детдомовцев,
которые ежегодно нуждаются в жилье, квартиры или комнаты в общежитии получают
только 15-20 человек. Остальные - остаются на улице. Некоторые возвращаются
в детдома, просятся пожить хотя бы на пороге, в коридоре. Они готовы выполнять
любую работу за чай с хлебом. В очередь на квартиры сироты стоят десятилетиями.
Наша организация уже неоднократно доказывала всевозможным чиновникам необходимость
создания социальной гостиницы, где ребенок мог пожить хотя бы какое-то
время после выхода из детдома. Пока этот вопрос никак не решается. В Петрозаводске
в детском доме No4, правда, открыли комнату на шесть мест, типа дома ночного
пребывания для сирот. Но это на одну-две ночи - не больше. А что потом?
Сейчас больше 400 детдомовцев республики не имеют жилья - ни собственного,
ни того, где живут или когда-то жили их родители. Они скитаются, бомжуют,
конечно, это не жизнь. Те же, кто после детдома возвращаются в "пьяные"
и "наркотические" квартиры родителей, тоже не живут по-человечески. Но
даже этой крыши над головой у ребят скоро может не стать. У органов опеки
и попечительства отбираю права по контролю над жильем несовершеннолетних.
Значит, родители смогут беспрепятственно продавать и обменивать квартиры,
где прописаны они и их дети, находящиеся в детском доме, не спросясь ни
своих детей, ни государство, которое обязано охранять «детские» интересы.
Следовательно, появится еще больше бомжей - бомжи-родители (опыт показывает,
что проданные или обмененные квартиры они чаще всего пропивают) и бомжи-дети,
которым после детдома вообще некуда будет пойти.
- Как же помочь детям-сиротам и как вообще преодолеть социальное
сиротство?
- Самое главное - о сиротах надо заботится не после их выхода из детского
дома, а до. Если дети круглые сироты (у них погибли мама и папа, уже нет
бабушек и дедушек), надо искать им опекунов или устраивать в патронатную
семью. В цивилизованных странах усыновление и индивидуальная опека всемерно
поощряется. Давно известно, что ребенку лучше в семье, пусть и в приемной,
чем в детском доме. Ведь каждому малышу хочется чувствовать себя любимым,
дорогим и по-своему единственным хоть для кого-то из взрослых. Если же
у детдомовца живы мать или отец, пусть пьянствуют, нигде не работают, все
равно надо, чтобы они принимали участие в судьбе своего ребенка. Я вообще
против лишения родительских прав - это снимает с родителей ответственность
за судьбу детей. Вот у нас есть детские дома, интернаты, приюты, спецшколы,
но нет организаций, которые бы занимались семьями - убеждали бы матерей
не бросать детей, перестать пить, найти работу, помогали бы деньгами. Проявлять
участие должны и соседи, друзья, близкие - в общем, весь мир. Социальные
же сироты появляются не с другой планеты. Родители, которые оставляют детей,
не ухаживают за ними, живут с нами по соседству. Поэтому, если мы видим
уже первые признаки неблагополучие в чужой семье, мы не должны отворачиваться,
воротить нос, а, наоборот, спешить помочь, поддержать эту семью. Вообще
любую «болезнь» надо лечить, пока она еще не развилась.
- Но если ребенок уже попал в детский дом?
- Тогда должна действовать какая-нибудь программа, помогающая детям
и родителям не терять друг друга. В прошлом году группой карельских и финских
специалистов, в том числе и мной, был составлен проект - «Дорога в лучшее
будущее». Суть его - привлечение родителей к жизни детей в учреждении.
Правда, он касается только «трудных детей», воспитанников петрозаводской
спецшколы No8. Даже в учреждении ребятам нужно знать, что родители помнят
о них и ждут. Чтобы не рвались родственные связи, дети должны ездить в
увольнение как можно чаще, видеть, как и чем живут родители в его отсутствие.
Бывали случаи, когда родители долго не видели своих детей, потом они просто-напросто
не узнавали их - подростки быстро растут, меняются внешне. Это полный абсурд.
Чтобы такого не было, проект и выделяет деньги на поездки ребят домой.
Примерно такая же программа должна действовать и для детдомовцев. Им надо
знать, что где-то есть мама, которая оставила их только на время, которая
навещает и думает о них. Тогда они поверят, что они не хуже других, не
изгои, отшельники, а такие же, как все. Если же от родителей нет ни слуху,
ни духу - дети навсегда пронесут на себе печать «ненужности», «отверженности».
Масло в огонь подливает и школа: как правило, детдомовцев не слишком балуют
вниманием учителя, не занимаются с ними, заранее считают двоечниками. Когда
ниоткуда нет поддержки, нетрудно «опуститься» - начать пить, принимать
наркотики, совершать преступления.
- Кто-то сказал - "дети, которым не уделяют внимание, выступят против
того мира, который о них не позаботился".
- В этом-то и опасность социального сиротства - дети озлобляются против
общества, которое их отвергло. Сейчас появилось большое количество отягчающих
преступлений, совершенных сиротами - убийства, разбойные нападения. Я уже
не говорю о грабежах и кражах.
Опасно социальное сиротство и потому, что брошенные дети часто повторяют
судьбу своих родителей. Я имею в виду то, что тоже отказываются от своих
детей. У сирот, выросших в детском доме, нет опыта счастливой, ну или хотя
бы, нормальной семейной жизни. Оставив в детдоме, их родители разорвали
естественную цепочку поколений, нарушили родственные связи. Дети, выросшие
в детдоме, в будущем часто не могут воспитать своего ребенка.
- Могут ли сироты помочь себе сами, «сделать» себя?
- Конечно! Говорю я это не понаслышке: сам пробивался к нормальной жизни,
не спился, не деградировал. Трудно было, но я понимал, что все беды и неудачи
- это данность. Проблемы бывают и у «домашних» ребят. Я верил, что когда-нибудь
все будет хорошо - перемелется, перетрется. Главное, я знаю по собственному
опыту, сиротам надо преодолеть себя, хотя бы попытаться. Больше надеяться
на себя, верить в свои силы. Сначала отучиться. В школе стараться, посещать
разные кружки, секции, осваивать компьютер. Потом поступить в вуз (государство
дает льготы при поступлении, предоставляет общежитие), ну или в техникум?
Подрабатывать где-нибудь, затем - устроиться работу, снимать квартиру,
может, взять кредит на жилье. Это, конечно, тяжело, трудно, но, мне кажется,
попробовать стоит.
Беседовала Мария Вдовина
|