КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Ребенок нашел маму!

27.09.2006

Разделы:

Данилка с нетерпением ждал вечера. Он почему-то был уверен, что это произойдет именно то-гда, когда в комнатах включат свет и его будет видно с улицы. Мальчик любил рисовать. Ка-рандашом, кисточкой или фломастером изображал он на листах бумаги домик, а рядом с ним - женщину и маленького мальчика. Когда начинало темнеть, Данилка старательно причесывал-ся, брал свои лучшие рисунки и садился к окну. И воспитатели понимали: ребенок ждет маму. Сколько же у нас таких детей, ждущих мам? Статистика неутешительна: на сегодняшний день в детских домах Карелии живет более 15000 воспитанников. Мечта некоторых из них сбывается - дети обретают свою новую семью.

Сегодня мы беседуем с петрозаводчанкой Еленой, взявшей на патронатное воспитание семилетнего мальчика Диму в июле этого года (имена в статье изменены).

Молитва помогла

- Как появилось желание взять ребенка из детского дома?

- Пока двое моих сыновей были маленькими, они требовали много внимания и заботы. Но вре-мя шло. Дети выросли. Сейчас они учатся в школе, помогают мне по хозяйству, и свободного времени стало больше. Сначала это радовало, а потом появилась пустота. И передо мной встал вопрос: чем ее заполнить? Шейпингом, походами по магазинам, салонам красоты? Но вокруг столько горя... Столько страдающих детей, обездоленных, брошенных, нуждающихся в любви и заботе. И кого-то из них я мо-гу утешить, обогреть душевным теплом. Так появилась мысль взять ребенка из детского дома.

- Как к этому отнеслась ваша семья? - Муж согласился сразу, хотя боялся, что у меня романтическое представление о предстоящих трудностях. Дети в целом были не против, хотя и испугались, что семья станет малообеспеченной, и это убедило меня в правильности решения. Старший сын предупредил, что поможет во всем, кроме воспитания. Думали мы год. Конечно, я очень боялась... Сама себя отговаривала, что и финансовых возможностей нет, и возраст уже не тот. А потом заметила: постоянно открываю молитвослов на мо-литве свв. Иоакиму и Анне, которым молятся о даровании детей. Мысль, что надо помочь ребенку из детдома, никак не давала покоя. И мы решились.

На пути к сыну

- Куда вы обратились за помощью?

- В детский дом No2 на Ключевой. Там разработана специальная программа для тех, кто желает взять ребенка на воспитание. В нее включены курсы, которые я посещала несколько месяца. С нашей группой (сначала нас было 12 человек, потом осталось 10), работали шестеро психологов. Они прово-дили психологические тесты, смотрели, можно ли дать семье ребенка на попечение, подбирали по ха-рактеру.

- То есть самому выбрать ребенка нельзя?

- Все зависит от возраста ребенка, которого вы хотите взять. Руководители программы помо-гают не только найти своему воспитаннику новую семью, но и ограждают его от возможных психоло-гических травм. Например, за красивой внешностью ребенка может скрываться тяжелая наследствен-ность, с которой приемные родители не готовы справиться. А потому могут привести ребенка обратно, которому придется пережить второе предательство. Затем, как я уже говорила, психологи изучают ха-рактер человека на совместимость. И для родителя авторитарного, властного постараются найти по-слушного ребенка. А если мама спокойная, то ей дадут ребенка активного, непоседливого.

- Чем еще полезны эти курсы?

- Детей, воспитанных в семье и в детском доме, нельзя даже сравнивать - настолько они раз-ные. И нас предупреждали, какие могут возникнуть ситуации и как в них надо действовать. Рассказы-вали о важнейших событиях для ребенка, который будет отдан на воспитание в приемную семью, - о его жизни до детского дома, о том, почему и как его забирали у родителей. Например, приезжал ОМОН, бил папу ногами, потому что он цеплялся за сына или дочку. То есть хотя родители и были пьяницами, но ребенка любили. А кто-то отдал спокойно, и слава Богу, что отдал. Конечно, знания, полученные на этих курсах, потом мне очень пригодились. И теперь при необходимости можно по-звонить психологу и даже нужно. Затем мы уже выбирали форму воспитания - патронат, усыновле-ние, опека...

- И выбрали патронат?

- Чем он удобен - семья не остается один на один с проблемами, непременно возникающими при воспитании бывшего детдомовского ребенка. Решать их помогают специалисты - психологи, вос-питатели детского дома, врачи. Важно и то, что до достижения ребенком 18 лет на него идет ежеме-сячное пособие в размере 5400 рублей, за которые нужно отчитаться, и 2500 рублей выплачивается мне как зарплата патронатному воспитателю. Диме потребуется медицинские услуги, которые ему как воспитаннику детдома (ребенок живет у нас, а числится и прописан в детском доме) будут оказывать-ся бесплатно.

- И началась работа по сбору документов...

- Она заняла много времени, но не стоила ни копейки. Я понимала, что государство старается защитить ребенка и не отдаст его человеку психически больному, судимому или состоящему в нарко-логическом диспансере. А вот финансовое положение приемных родителей не так важно, им может стать даже одинокий безработный человек. Главное, чтобы он окружил ребенка любовью и заботой. Я очень благодарна людям, которые помогли мне собрать необходимые документы.

Дима в родном доме

- Мальчик долго жил в детском доме?

- Четыре года, и они уже наложили свой отпечаток. У детей из детского дома в отличие от до-машних другая жизнь и иное представление о мире и обществе. У маленьких самая большая радость - найти денежку, убежать в магазин и купить себе жвачку или чупа-чупс. В детском доме работает очень много хороших людей, которые стараются помочь своим воспитанникам. Но дети там сложные, они видели только плохое, и с этой с точки зрения воспринимают жизнь. Друг с другом они обраща-ются жестоко, и далеко не все могут постоять за себя. Может быть, у других патронатных воспитате-лей дети не такие запущенные. Но когда Дима пришел к нам, он не знал самых элементарных вещей. Не видел ни утюга, ни как гладят белье, ни как его развешивают. Один из показательных разговоров: «Мама, у меня в чае что-то плавает!» - «Это же заварка». - «А что такое заварка?».

- Он называет вас мамой?

- Сразу же обратился ко мне «мама», а к мужу «папа». Когда к нам пришли из детского дома посмотреть, как наши дела, то сказали, что мальчик абсолютно счастлив, все «мамочка, мамочка». Хо-тя воспитание у нас строгое. Мы не задариваем ребенка подарками, а хотим дать ему трудовые навы-ки, приспособить к жизни. Научить говорить по телефону, правильно здороваться, правильно перехо-дить дорогу. Дома Дима переживал только кошмары, но из-за этого нельзя идти у него на поводу. Мы встречались с женщиной, которая своих племянниц воспитывала очень мягко, и последствия были страшными. А психологи предупреждали: если вы видите, что не справляетесь, лучше верните ребен-ка обратно, ваша семья не должна пострадать.

«Дисциплинарный батальон»

- Как прошли у Димы первые дни в вашем доме?

- Сначала было очень тяжело. Нам пришлось привыкать к его бессвязной и непонятной речи. В первую же неделю были сломаны краны и унитаз - мальчик не умел ими использоваться. Нам при-шлось убрать почти всю бытовую технику - он хватал все, что попадалось на глаза. Я умею строго го-ворить, но тогда приходилось буквально рычать. Спокойное слово он не воспринимал. И муж мне ска-зал: «Запомни, у нас не армия. У нас - дисциплинарный батальон». Когда 1 сентября ребенка стали собирать в школу, оказалось, что он не умеет застегивать пуговицы - настолько была слабая моторика рук. Теперь мы Диму тренируем: подъем - встал, оделся, отбой - разделся. Если раньше он одевался и раздевался за 20 минут, то теперь хватает и семи.

- То есть вся семья участвует в воспитании?

- Поначалу домашние от этого отстранялись, и я с этим тайфуном оставалась один на один. Но уже через неделю подключился муж, а затем и старший сын. Жарю, например, блины и спрашиваю у Димы: «Ты рисовать умеешь?» Он отвечает: «Нет». «Дима, ты говоришь маме «нет» не потому, что действительно не умеешь, а потому, что телевизор смотришь, - вдруг слышу голос сына. - Когда раз-говариваешь с кем-то из старших, нужно смотреть на него». Наши отношения с Димой пока еще не совсем сложились, но мы верим, что с Божией помощью все устроится.

- И Дима меняется в лучшую сторону?

- Основной принцип нашего воспитания - дисциплина. Недели через три мальчик стал старать-ся ее не нарушать. Он совсем не злобный, послушный, не вредничает, пытается что-то запомнить. Но ему приходится усваивать так много нового, что весь объем информации просто не вмещается в его памяти. И мы договорились так: если тебе сказали - делай, не сказали - не делай. Разрешили взять ложку - бери, нет - сиди и жди, когда разрешат.

Надо идти вместе

- А как знакомые относятся к таким изменениям в вашей жизни?

- Православные реагируют спокойно. Родственники... Мои родители, к сожалению, считают, что много детей в семье - это бедность и глупость. Знакомым Диму представляем как дальнего родст-венника, чтобы не было много лишних вопросов.

- Как Дима относится к своим кровным родителям?

- Мама для ребенка навсегда останется мамой, чтобы она не совершила и как бы плохо она к нему не относилась. Как нам объяснили на курсах - если ты отозвался плохо о матери воспитанника детского дома, то стал его врагом. Мы стараемся убедить ребенка, что его родители - несчастные, больные люди, за которых надо молиться. Иначе оскверненный образ родителей он пронесет через всю жизнь и свою семью создать не захочет. Пока же из детдома Дима вышел с таким «паспортом»: я - сын пьяницы, я дурак, я тупой, я бомж. И нам еще предстоит помочь ему поменять этот «паспорт».

- Вы хотите привести его к вере в Бога?

- У нас верующая семья, и Дима видит в доме иконы, видит, что мы молимся. Мы с ним, пусть пока на полчаса, заходим в храм. Я уверена: воцерковленному ребенку будет легче справиться со своими пороками. «Мама, мне ночью было страшно, я лежал и руки крестом сложил», - однажды рас-сказал он. Для нас это была маленькая победа, поощрение за ежедневный, тяжелый труд, которому мы отдаем все силы. Еще неизвестно, что у нас получится. Психика ребенка сломана родителями и дет-ским домом. Но я намерена и дальше воспитывать его словом и примером. Просто надо взять его за руку и идти вместе, ведь мы нужны друг другу.

...И однажды пришла к Данилке незнакомая тетя. Она была удивительно похожа на маму, ко-торую он видел во сне. Те же серые глаза и светлые волосы. Потом она стала приходить к нему все чаще и чаще. А однажды пришла вместе с воспитательницей, которая почему-то плакала и улыбалась одновременно. Она ласково обняла мальчика, взяла его за руку и они вместе вышли из дома, где он жил так долго. Они шли по улице, Данилка держал тетю за руку и счастливо улыбался. А люди, про-ходившие мимо, не понимали, что случилось чудо: ребенок нашел маму!

Беседовала Ирина ТАТАРИНА

14 октября в детском доме No 2 начнутся курсы для желающих взять ребенка из детского дома. За неделю до этого состоится знакомство будущих родителей с руководителями курсов. Всех заинтересовавшихся просьба звонить Алла Арсеньевне Прокофьевой по телефону 52-55-55, или связаться с председателем КРОМО «Равновесие» Александром Гезаловым по адресу: г. Петрозаводск, ул. Крупской, д.12, или по телефону - 76-54-82. Сайт «Равновесия» в Интернете - www.sirotinka.ru. Электронный адрес - gezalov@sampo.ru.