В конце сентября в Россию, спустя ровно 140 лет, снова прибудет датская принцесса Дагмара - российская императрица Мария Федоровна. Правда, нынче доставят ее прах, который навсегда упокоится рядом с мужем - императором Александром III
Нелегкая судьба выпала на долю российской императрицы Марии Федоровны Романовой. Имею в виду судьбу не царскую, а женскую. В девичестве - принцесса Луиза Фредерика Дагмара, дочь короля Кристиана IX Датского и Луизы Гессенской, родилась 26 ноября 1847 года в Копенгагене. Она была невестой Николая - сына российского императора Александра II, но замуж вышла за его младшего брата Александра, потому что жених скоропостижно скончался от болезни. Это первая потеря юной принцессы. После замужества Луиза Фредерика Дагмара приняла православие и стала величаться Марией Федоровной. Через пятнадцать лет ее муж занял российский трон под именем Александра III.
Императрицу Марию любило высшее российское общество, потому что по характеру она была жизнелюбива и жизнерадостна. Ей были присущи естественность и непосредственность, редкие качества среди венценосных особ. Брак с Александром оказался удачным: в продолжение почти тридцатилетней совместной жизни супруги сохранили друг к другу искреннюю привязанность.
В 1894 году не стало мужа. Во время октябрьской социалистической революции Мария Федоровна находилась в Крыму. Советское правительство разрешило ей покинуть страну. И через два года вдовствующая императрица на британском судне была вывезена в Великобританию, откуда вскоре переехала на родину в Данию. До конца жизни она так и не поверила в гибель своих сыновей - Михаила и последнего императора Николая II, невестки Александры Федоровны и пятерых внуков.
В пригороде Копенгагена - Хвидоре Мария Федоровна жила на вилле Видора вместе со своей сестрой - королевой Великобритании Александрой и дочерью. Там же, в 1928 году она умерла на 81-м году жизни. Этот уютный двухэтажный особняк с видом на Балтийское море существует до сих пор. Сейчас здесь находится медицинский центр «Novo Nordisk», который известен своими сенсационными открытиями в области лечения сахарного диабета. Координатор центра Клаус Андерсен показывает нам - пятерым российским журналистам, приглашенным Министерством иностранных дел Дании на церемонию по подготовке перенесения праха императрицы Марии Федоровны в Россию, комнаты, в которых она жила, веранду, на которой задумчиво сидела по вечерам, любуясь закатом.
Прах императрицы почти восемьдесят лет находится в фамильной королевской усыпальнице кафедрального собора небольшого города Роскилле недалеко от Копенгагена. И вот теперь, после почти шестилетних переговоров, он будет с соответствующими почестями перенесен в Россию. Инициатива перезахоронения исходила от потомков Романовых. Но прямого завещания сама Марии Федоровны на этот счет не оставила. О чем не устает повторять вдова ее внука Ольга Николаевна Куликовская-Романова, которая считает, что «Марию Федоровну хотят перенести в Россию как музейный экспонат».
- Об этом даже говорить не стоит, - сказал корреспонденту «Труда» князь Дмитрий Романов, живущий в Дании. - Госпожа Куликовская - всего лишь жена внука, она не является прямым потомком рода.
- А как вы сами относитесь к перенесению праха императрицы Марии Федоровны?
- Я считаю, что императрица должна находиться рядом с мужем.
Мария Федоровна прожила в России более пятидесяти лет, перенесла три войны и три революции. Волей ее мужа, скончавшегося в 1894 году, было, чтобы их усыпальницы находились рядом. Теперь его желание исполнится. Президент Владимир Путин и королева Маргрете II договорились о перенесении праха.
Церемония расписана буквально до мелочей. Мероприятия начнутся на территории Дании 22 сентября. На следующий день датский военный корабль с прахом императрицы на борту покинет Копенгаген. В территориальных водах России его по протоколу встретит российский военный корабль, который и будет сопровождать эсминец до Кронштадта. Затем датский и российский церемониймейстеры подпишут особый протокол передачи. Утром 26 сентября датский корабль прибудет в Кронштадт, после чего гроб с прахом императрицы Марии Федоровны доставят к военной пристани Петергофа. По словам главного герольдмейстера России Георгия Вилинбахова, гроб установят в фамильной царской церкви неподалеку от Петродворца на два дня. Вход в церковь будет свободным.
28 сентября траурный кортеж направится через Царское Село в Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, где, как планируется, патриарх Всея Руси Алексий II проведет службу. А уже после этого гроб с прахом императрицы перевезут в Петропавловский собор, где он и будет захоронен рядом с могилой Александра III. На последнем этапе пути вдоль набережной выстроятся войска. А датский оркестр будет играть похоронный марш по военному уставу 1908 года.
- Мы испытываем смешанные чувства, - сказал корреспонденту «Труда» отец Сергей Плетнев, настоятель единственного в Копенгагене православного храма, представитель Русской зарубежной церкви. - Считаем это преждевременным. Но против самого факта перенесения праха ничего не имеем. Для супруги императора необходимо находиться рядом с ним. Если б не большевистский переворот, Мария Федоровна и была бы в Петропавловской крепости. Поэтому понимаем, что это восстановление исторической справедливости, хотя нам немного и печально.
Мария Федоровна, живя последние годы в пригороде Копенгагена, являлась прихожанкой этого храма, всегда сидела с правой стороны. Для нее специально был приготовлен стул. На том месте сейчас стоит ящичек, где хранятся все иконы, что она привезла с собой из России. Они останутся в храме, как и другие, что находятся в усыпальнице в Роскилле рядом с саркофагом императрицы. И лишь одна икона будет сопровождать Марию Федоровну. Как рассказал настоятель церкви Сергей Плетнев, жительнице Дании так понравилась икона Иерусалимской Божьей матери - главной святыни собора, что она написала копию. Этот список и поедет в Россию вместе с императрицей, а потом будет преподнесен в дар русскому храму.
- Прах Марии Федоровны побывает перед отъездом в вашей церкви?
- Мы очень об этом просили, - говорит отец Сергей. - Но не получится. Как нам объяснили в Министерстве иностранных дел Дании, гроб слишком тяжел, чтоб заносить его в церковь. Но надо отдать должное, там очень чутко относятся к нашим традициям. И на пять минут кавалькада все же остановится у храма.
В православном соборе Копенгагена мы познакомились с Ларисой Гай-Хансен, которая почти полвека живет в Дании. Она показала серебряный крест, что также хранится в ящичке, который Фаберже сделал по заказу Марии Федоровны. Этот крест императрица подарила своим родителям на серебряный свадебный юбилей.
- Мне жаль, что останки Марии Федоровны уедут в Россию, а не останутся на родине, в Дании, - с грустью говорит Лариса Юрьевна. - Но понимаю, что ее место рядом с императором. И потом, хотелось, чтоб она, в конце концов, была погребена в земле, по православному обычаю. Пока же ее останки так и лежат в саркофаге.
Церемония по перезахоронению праха императрицы Марии Федоровны станет международным событием. Извещения о ней разосланы 30 старшим членам семьи Романовых по всему миру. От британского королевского дома приедет принц Кентский Майкл, датскую делегацию возглавит кронпринц королевства. Будет множество других гостей. 26 сентября кортеж ступит на российскую территорию. Этот день выбран не случайно. Ведь именно 26 сентября 1866 года датская принцесса Дагмара прибыла на российскую землю в качестве жены наследника престола. И вот 140 лет спустя после этого она возвращается в Россию тем же путем.
Светлана ЦЫГАНКОВА,
спец. корр. «Труда».
Копенгаген - Москва.
На снимках: саркофаг с прахом; Лариса Гай-Хансен у ящичка императрицы; две сестры - Дагмара и Александра.
Фото автора.