Трудным быть уже не трудно, если все вокруг так чудно..
Что такое российская специальная школа я знаю давно - сам имел возможность неоднократно туда загреметь. Но 20 лет назад я так и не смог отогнать от себя мысль, что я увижу финскую спецшколу и пожелаю себе в ней поучиться и пожить. Не могу отогнать ее от себя и сейчас. Так жить можно и нужно детям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации.
В 2003 году мной и финским специалистом Эллой Лазаревой в содружестве с директором спецшколы No 8 Игорем Пепитаевым был составлен проект «Дорога в лучшее будущее». Суть его - привлечение родителей к жизни детей в учреждении, чтобы не рвать родственных связей, чтобы дети могли ездить в увольнение домой и видеть, как и чем живет семья в их отсутствии, мотивируя родителей стать лучше.
На средства финских друзей в спецшколе No 8 сделано много: произведён ремонт, проведены различные мероприятия и реализованы обучающие программы, родители гостят в школе в светлой комнате для гостей. И вот, мы едем по обмену опытом в Лаусте - местечко под Турку, где располагается специальная школа для трудных детей.
Мы въезжали ночью. Но в светлую северную ночь нам так и не удалось увидеть крепкого, обычного для таких школ забора. Мы не смогли увидеть его и потом. Ответ на наше недоумение мы нашли в людях, в их профессиональном подходе к своей работе. Это было самым большим открытием, следом за которым последовали еще и еще, так что голова стала кружиться от обилия того, что у них есть в их непростой работе. Хотя, многое они заимствовали у нас, и наши учреждения работали бы не хуже при наличии такого ресурса и понимания государства на самом высоком уровне.
Нас разместили в уютных номерах, пока дети находились на каникулах дома. На этаже большие холлы, кухня, стиральные машины, в каждом номере телевизор, душ. В общем - пансион.
Мы начали знакомиться.
Специальные детские учреждения в Финляндии начали появляться после гражданской войны 1918 года, когда потоки детей, ставших сиротами, бродили по территории страны. Тогда-то женщины из клуба жен крупных бизнесменов обратились к своим мужьям с просьбой профинансировать открытие сиротских учреждений. Так появились детские дома и интернаты. В 1924 году в детском доме Лаусте проживало 150 детей, девочек и мальчиков. Потом был интернат только для мальчиков, а спецшколой учреждение стало в 1980 году.
Приятная миловидная дама, директор спецшколы Аннике Алхо, рассказывала нам о том, как они работают. Дети поступают к ним не по суду, как у нас, а по направлению социального педагога муниципалитета. То есть, контакт с семьей не прерывается, ведь ребенок все равно вернется обратно, и статус его сохранится. ДЕТИ НЕ ЛИШАЮТСЯ СЕМЕЙНОГО СТАТУСА, ЗНАЧИТ ИМЕЮТ ПРАВА НА ВСЕ НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Раньше в школе было 80 мест, теперь 52. При этом в школе 52 работника и 86 человек персонала - то есть, личные воспитатели. Все воспитатели постоянно учатся, получают новые знания, что способствует их адаптации к новым молодежным течениям, условиям совместного труда.
До того, как ребенок оказался в спецшколе, работает разветвленная сеть социальных служб, занимающихся выявлением семей, находящихся в таком неблагополучном состоянии, в котором уже необходимо вмешательство общества, чтобы спасти эти семьи от разрушения. Ведь семья - это основа государства. И надо сказать, что государство и общество всячески способствуют этой работе.
Сигналы о том, что в семье что-то не ладно, поступают от родных, знакомых, из школы и т.д., и работа начинается сразу, как только семья проявила признаки неблагополучия. То есть, болезнь начинают лечить, пока она еще не развилась.
Недавно я услышал такую фразу: "Cоциальным заказчиком по оказанию помощи семье является социальный работник, а государство как бы и не причем." Абсурд, бред! Зачем тогда необходимо государство? Только собирать налоги? И это было сказано доцентом социальных наук.
В основе деятельности финских коллег лежат удобные и современные законы, благодаря которым ребенок находится под защитой государства. То есть, социальным заказчиком обязано и должно выступать само государство, чиновники, депутаты и, далее, работники всех социальных служб. Очень удобно сбросить все на личную человеческую мотивацию соц. работника, задыхающегося от своей же нищей инициативы.
В Финляндии нет слова "воспитание" там, где его не должно быть. Они используют слово "понимание" - уход за ребенком во благо ребенка. Нет дикого противостояния - дети и система, окружающая их. Надо сказать, что дети, проживающие в данной спецшколе, находятся в ней не за прогулы. Это дети, употребляющие наркотики, и те, против кого было совершено насилие. Мало ли какая ситуация может случиться у ребенка, но не карательные же меры должны применяться к нему.
В спецшколе вместо того, чтобы употреблять систему какого-нибудь известного психолога на голом месте, ребёнку дают возможность быть занятым. Чего там только нет -это и гараж, где дети сами ремонтируют машины, и изготовление столов, экстремальные виды спорта, своя звукозаписывающая студия выпускает компакт диски, есть спортзалы, бассейны, кружки рукоделия и т.д. Все, что душе угодно. А наличие обмундирования и спортивного инвентаря повергло нас в шок. Так много и такого качества, и это всё для детей?
За отдельные виды работ дети получают приличную зарплату - в час около двух евро. То есть, их труд мотивирован, они знают цену своего участия в самих себе. Почему вокруг нет забора? Вся работа построена на взаимных границах, что можно, о чем можно договориться. Дети часто выходят в город, на разные концерты и мероприятия без сопровождения взрослых. То есть, уровень доверия, что ребенок вернется вовремя, есть - значит, есть контакт.
Надо сказать, что в учреждении есть отработанная система защиты персонала от различных экстренных ситуаций. Это и двери, открывающиеся одним ключом, чтобы можно было быстрее перейти из одного помещения в другое. Это и кнопка-тревожка, при сигнале которой весь персонал идет на помощь, при этом полиция прибывает в течение трех минут. И, конечно, личная подготовленность каждого специалиста на своем рабочем месте.
Идем далее. Очень важный аспект в работе учреждения - это сопровождение детей, пробывших год в спецшколе - адаптационно сопроводительная работа. Дети не вытесняются из учреждения, а плавно переходят в новую среду обитания, где их поддерживают. У учреждения есть так называемые социальные квартиры, их около 24 штук, где ребенок опять же учится всему сам, поддерживаемый взрослыми. Дети учатся сами готовить, ухаживать за собой и т.д. А когда социальный работник считает, рапортуя руководству, что ребенок готов самостоятельно проживать, заботливые руки только иногда набирают домашний телефон, чтобы спросить, все ли в порядке.
Во всех этих процессах принимают участие родители детей, с которыми во время кризиса продолжают работать социальные работники муниципалитета. Они приезжают в учреждение, живут в отдельных номерах и поддерживают контакт со своими детьми.
Я задал вопрос одному из социальных работников школы: "Cпособен ли закон изменить человека, чтобы его труд стал более гуманным, толерантным, профессиональным." Она мне ответила, что для того и есть закон, чтобы влиять, и любое отступление от закона может быть наказано. У нас тоже есть масса законов, но большинство из них написаны для галочки. В нашей стране есть только учреждения, которые работают уже со свершившимся фактом, а не с его начальной фазой. Есть сеть приютов, детских домов, спецшкол, но нет разветвленной сети учреждений, работающих с кризисными семьями. Нужны и спецшколы, так как некоторые дети не могут учиться в нормальных школах, но какие они должны быть - большой вопрос?
Часто можно услышать мнение наших социальных работников, что запад бесится с жиру, а мы, мол, работаем в поле, обдуваемом всеми ветрами проблем, но кто их слышит. Если бы чиновники понимали, что от того, как работает и в каких условиях работает социальный работник, зависит социальная атмосфера общества, то эти службы были бы востребованы и поддержаны государством - главным социальным заказчиком ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ. Все бы давно было не так, как есть.
Однако, надо признать, что при том равнодушии, которое проявляет государство к тем, кто работает с государственными детьми, ситуация смягчается самоотверженностью и жертвенностью людей, работающих в этой непростой сфере. Им трудно, но они продолжают трудиться, вкладывая свои души и годы в государственных детей.
Будем верить, что детям из спецшколы в Лаусте, будет не так трудно быть трудными, если рядом все так чудно.
Координатор международного проекта «Дорога в лучшее будущее» в республике Карелия
Александр Гезалов.