КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Деревня,не умирай!

22.06.2006

Разделы:

КОНКУРС; «Моя деревня (село): вчера, сегодня, завтра».

Окончание

Поселок Импилахти, Питкярантский район.

Поселок умирает.

Совсем недавно, до перестройки, на территории Импилахти находился звероводческий совхоз. Звероферма давала продукцию даже за рубеж. На этом производстве были заняты многие жители поселка. Были здесь, а также в Леппясильте, Коренной и фермы крупного рогатого скота. Выпускнинки нашей школы трудились на них агрономами, зоотехниками, бухгалтерами. Словом, трудовая жизнь била ключом. Строились новые дома, ремонтировались старые. На швейной фабрике женщины трудились в две смены. Работы хватало всем, и заработки не нужно было выпрашивать у начальства. Работало сельпо, которое снабжало жителей продуктами питания, хозтоварами, книгами. Была своя столовая.

Люди умели и отдыхать. Дом культуры был местом, где проводились праздничные вечера. Проводы русской зимы, ярмарки собирали не только импилахтинцев, но и приезжих из Ляскеля, Питкяранты. По инициативе председателя поселкового совета Марии Александровны Лобановой в поселок завозились саженцы кустарников и деревьев. Сейчас это уже настоящие великаны... И школа жила своей жизнью. Учащихся было больше двухсот человек. После окончания школы не стояла проблема, куда идти учиться, так как везде гарантировалось бесплатное образование.

Сейчас жизнь в поселке иная. Поселок умирает. Молодежь старается уехать отсюда, так как перспективы на будущее нет. Много людей неработающих. Уровень жизни невысок. А какой вид имеет поселок! То тут, то там печные трубы сгоревших строений, старые некрашеные дома, вокруг них помойки. Все это особенно печально выглядит весной, пока еще нет зелени.

Что ждет мой поселок в будущем? Думаю, вряд ли жизнь изменится к лучшему. Живем в селе, а сельским хозяйством заниматься некому. Строиться вряд ли что будет, ведь средств на это нет...

Наталья Иванникова,

10 класс

«Девичий залив»

Я живу и учусь в замечательном поселке под названием Импилахти, что в переводе с финского означает «девичий залив». Здесь живет и работает трудолюбивый народ, любящий свою землю, работу. Такие люди есть и в нашей школе. На уроке истории переношусь в эпоху Ивана III. На уроке изобразительного искусства рисуем с натуры первые весенние цветы, березку с распускающимися клейкими листиками, травинки с мурашами. А какое удовольствие научиться разговаривать на английском языке! Этому нас учит молодой улыбчивый педагог М.А. Савина, недавно приехавшая из Петрозаводска. И так изо дня в день мы познаем новое на уроках, участвуем всей школой в трудовом десанте по уборке поселка. А приходят выходные, и я с мамой отправляюсь в женский клуб «Уют», который работает на базе школы. Зимой ходим в лыжные походы, летом на рыбалку.

Зина Гришина,

6 класс

Они защищали Родину

Живут в нашем поселке два скромных человека - Раиса Ивановна Волкова и Петр Ильич Стукалов. Во время войны Раиса Ивановна служила в войсках ПВО, защищала небо Москвы от налетов немецких бомбардировщиков. Петра Ивановича война тесно связала с летным делом. После окончания страшной войны они посвятили себя самой мирной профессии - стали учить детей. Раиса Ивановна в начальной школе, а Петр Ильич вел историю. Одно время он был директором Импилахтинской средней школы. Хотя сейчас им за восемьдесят, они полны энергии и оптимизма. Раиса Ивановна любит вспоминать своих учеников и будто молодеет при этом. Петр Иванович занимается своим любимым пчеловодством.

О них мне рассказала моя бабушка, которая работала в школе с Раисой Ивановной, и папа - он учился у Петра Ильича. Я горжусь тем, что живу в своем поселке с такими замечательными людьми.

Фаина Кичёва,

5 класс

Высокие скалы и стройный лес

Я родился в поселке Импилахти, который находится на побережье залива Ладожского озера. Здесь высокие скалы и стройный густой лес. Этим он привлекает не только русских туристов, но и иностранных, которые с большим удовольствием отдыхают здесь Но как и в любой другой глубинке России, мой поселок имеет и свои минусы. Это безработица. Обидно, что власти позволили привести к банкротству совхоз «Прибой», который приносил большой доход и пользу. Администрации поселка надо уделять большее внимание благоустройству поселка, а также школе, детскому саду, клубу и библиотеке. Очень хочется, чтобы велась работа по досугу молодежи. Но со всеми изъянами и недостатками - это наша родина. И мы должны ее беречь и улучшать.

Лев Грибанов,

8 класс

Не должен исчезнуть с карты

Мой поселок хоть и маленький, но очень живой и дружелюбный. Идешь, со всеми здороваешься, потому что всех знаешь. Останавливаешься что-то сказать, и этот разговор может длиться часами. Таких пейзажей, как в нашем поселке, больше нигде и никто не сможет найти. Летом возле озера не сыскать свободного местечка. А зимой снег заметает все пути-дороги. Поздно вечером так приятно сидеть у печки и греться. А как же у нас красиво весной, когда все листочки распускаются! Мне кажется, в будущем у нашего поселка все будет хорошо. Он разрастется и станет городом. Жаль, если нашу деревню не будут наносить на карту, но будем верить, что этого не случится.

Лера Власова,

8 класс

Деревня Нинисельга, Олонецкий район

Откуда пошла наша фамилия

В Нинисельге сейчас около 10 дворов. «Нини» - имя одного из старообрядцев, бежавших от реформ Петра I в глушь карельских лесов и построивших эту деревню. А «сельга» - это горка, но не обычная, а как спина, с одной стороны пологая, а с другой крутая. Старообрядцы жили отрезанно от цивилизации и обеспечивали себя всем, что нужно для жизни. Из Нинисельги родом мой отец. Здесь родились и выросли все его родственники. Отсюда вышел купец по имени Петр, а у него был сын, тоже Петр. Они ездили в Петербург за товарами и продавали их жителям окрестных деревень. От этих Петров и пошла фамилия Петровы, которую я ношу.

Наша семья живет в Олонце, но мы часто ездим в Нинисельгу то на рыбалку, то заниматься огородом, то просто в гости. Меня очень волнует судьба моей деревни. Жителей там осталось совсем мало: молодые спешат уехать в город, а старые умирают. С тех пор, как развалился колхоз, держать хозяйство стало очень трудно. Некоторые пользуются огородами, но корову или другую живность содержать уже никто не может. Летом в Нинисельге бывает довольно много народу - дачников, гостей, лесозаготовителей. Зимой деревня вымирает. Единственный дымок курится над домом наших соседей. Я часто бываю в Нинисельге. Мне кажется, у моей деревни есть перспективы для развития, только никто не хочет их использовать...

Светлана Петрова,

10 класс Олонецкой средней школы No 1

Кяппесельга Кондопожского района

На лошади по вызовам

Поселок Кяппесельга основан в 1944 году. Сразу после войны здесь начала работать семилетняя школа. Поселок лесозаготовителей рос как на дрожжах, наполнялась и школа. В 1954 году начинает работу десятилетняя школа. Школьники часто помогали лесопункту, участвовали в субботниках, помогали в уборке картофеля. А еще ездили с концертами по окрестным деревням, были участниками районных спортивных соревнований. Библиотекарь Р. А. Мартынова разносила книги по окрестным деревням, у библиотеки было 503 читателя. Врач-терапевт В.П. Ангарова приехала в 1947 году и 21 год работала в Кяппесельгской участковой больнице. Вместо машины была лошадка, на которой ездили по вызовам.

Алеша Маккоев,

7 класс

Святое место

В нашем поселке есть обелиск, который стоит у школы. На нем фамилии 99 участников войны. Это наши земляки, мы помним их и гордимся ими. Учащиеся 11 класса 9 мая несут почетный караул и возлагают к обелиску гирлянду. Это очень почетно. Чуть дальше обелиска находится могила Неизвестного солдата. Весной учащиеся нашей школы убирают у обелиска сухую траву, подрезают кусты. Следят за порядком на этом святом месте.

Маша Соловьева,

Марина Панюкова

, 7 класс

Баба Надя

Моя прабабушка Надя родом из деревни Кяппесельга, которая находится недалеко от поселка с тем же названием. Дому, в котором она родилась, более ста лет. Дом старый, но очень крепкий, может пережить еще не одно поколение. Прабабушка Надя прожила трудную, но интересную жизнь. Она рано осталась без матери, была старшим ребенком в семье, поэтому все хлопоты по воспитанию младших легли на ее детские плечи. Ее отец Михаил Иванович Гаврилов работал председателем сельского совета. Он погиб в последние дни войны - 22 апреля 1945 года. После войны прабабушка Надя с младшими братом и сестрой вернулась в родную деревню. Потом она вышла замуж и переехала в поселок Кяппесельга. Прадедушка Ваня построил дом, в котором и сейчас живет баба Надя. Этот дом очень красивый, большой, выделяется резным балконом. На широком дворе имеется баня, хлев, сараи.

В нашей школе есть музей истории поселка. Экскурсии проводят учащиеся школы. Когда я окончу школу, всегда буду приезжать на мою малую родину.

Игорь Богданов,

8 класс

Молодёжь уезжает

В последние годы поселок изменился не в лучшую сторону. Многие люди спиваются, молодежь уезжает в город, и дома уже разваливаются. Но тем не менее я люблю свой поселок. В нем есть замечательная школа с хорошими учителями. Есть музей. В любое время года поселок очень красивый. Мне кажется, свою малую родину нужно просто любить, стараться улучшить жизнь хотя бы в мелочах. Если каждый так будет поступать, то и жизнь станет в нашем поселке намного лучше.

Виктория Зайцева

9 класс

Хочется взлететь Главное чудо поселка - это лес. Когда заходишь в него, хочется подняться и взлететь - столько здесь простора.

У нашего поселка богатое прошлое . Здесь родился Герой Советского Союза Александр Павлович Пашков, который ушел на войну и не вернулся, совершив подвиг в далекой Германии. В последние годы многое изменилось. Поселок еще существует, верней сказать, выживает: закрываются предприятии, не хватает работы, молодежь уезжает, а те, кто остается - спиваются.. Но я люблю свою маленькую страну такой, какая она есть, какой ее создал бог.

Кристина Илле,

9 класс

Мария Чемлыкова, ученица 11 класса, пишет о том, что «в поселке живут «люди доброжелательные, милые, славные. Каждый из них прекрасен по особому». Она рассказывает о человеке, благодаря которому родник всегда ухожен, летом подремонтирован мостик к нему, зимой аккуратно расчищена дорожка. Это Михаил Яковлевич Душин - высокий седой человек, с живыми голубыми глазами и доброй улыбкой. «Очень радушный человек, но какая у него трудная судьба!!!» - пишет Маша.

Родом Михаил Яковлевич с Белгородчины, 14-летним подростком во время войны вместе с дядей-партизаном был схвачен немцами. Потом были три года рабства в Германии. Освободили их американцы 26 апреля 1945 года. После службы в армии завербовался в Карелию на лесозаготовки. Начинал простым сучкорубом, работал и старшим механиком, водителем лесовозной машины. Здесь встретил свою любимую Анечку. Михаил Яковлевич награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалями. Маша пишет: «Михаил Яковлевич для меня - пример доблести, героизма и патриотизма. Я очень рада, что живу в поселке с таким великим человеком».

***

Восьмиклассница Дарья Евтюшкина рассказала о своем дедушке Евгении Ильиче Кокачеве, знатном трактористе, кавалере ордена «Знак Почета», а девятиклассник Саша Роугияйнен о бабушке Антонине Павловне, занимавшейся на лесопункте неженским трудом - она была сучкорубом.

Обычная деревня Уница

Мария Сивкова, ученица 10 класса, знакомит с историей родной деревни Уница, расположенной недалеко от Кяппесельги на берегу Онежского озера. Этой деревне более 500 лет! Наташа Красильникова познакомила с тем, как протекала жизнь в Унице в доколхозное время: как распределяли обязанности по дому, как ели, принимали баню, одевались. О сегодняшнем дне Уницы повествует девятиклассница Елена Лефтер: «Уница - одна из обычных деревень. В ней целыми месяцами может не быть электричества, на всю деревню только один магазин. Здесь нет ни больницы, ни школы, ни детского сада, клуб работает только летом по субботам.

Живут в деревне в основном пожилые люди и пенсионеры, молодежи очень мало. Раньше в деревне было все: школа, ясли, детский сад, много магазинов, аптека, библиотека и многое другое. А сейчас деревня постепенно рушится. Людей в Унице жило много, а сейчас совсем мало. Некоторые уезжают в города, некоторые, к сожалению, уходят в мир иной. Люди не могут найти работу, пытаются уйти от проблем и попадают на самое дно жизни.

Но несмотря на это я люблю свою тихую деревеньку. А какие люди живут здесь добрые, готовые прийти на помощь, гостеприимные. Пока я жила в Унице, я не ощущала такой сильной любви и привязанности к этой скромной деревне. Сейчас, когда я там уже не живу, я очень скучаю по тем местам, хочу вернуться туда и жить там постоянно, гулять по деревенским улицам, купаться в озере или просто сидеть на берегу, любоваться голубым небом...»

Село Тукса, Олонецкий район

Встать до солнышка

Наша деревня Тукса, исконно карельское село, название свое получила от одноименной речки, что означает «вместе». Из рассказов старожилов мы узнали, что в селе был свой сыроваренный завод, две церкви, четыре часовни, две водяные и одна ветряная мельница. Дети рано взрослели: работать приходилось с 12-ти - 13-ти лет, причем целыми днями. Но народ не унывал. Поработав дотемна, молодежь собиралась на посиделки: пела песни, танцевала под гармонь. А утром, встав раньше солнышка, каждый спешил на свое подворье, чтобы накормить многочисленных коров, поросят, овец, кур - это нужно было сделать до работы. И ничего, жили, дружили семьями и дворами, умели радоваться и разделять чужое горе.

Мы можем гордиться нашими земляками. Во время войны все взрослое мужское население встало на защиту страны. 126 туксинцев не вернулись с поля брани. В честь погибших воинов при въезде в Туксу на берегу реки стоит памятник. Мы гордимся прошлым нашего села, любим его и думаем, что сможем принести ему пользу в будущем.

Настя Дигуева,

Владимир Арсеньев

, Николай Шувалов

7 класс

Сад Лумпиева

Судьба земляка Ивана Ивановича Лумпиева поразила ученицу 9 Б класса Машу Кабуеву. Во время первой мировой войны он попал в плен к немцам. Там его направили на работы в сад. Когда вернулся в родную Туксу, захотел и здесь посадить сад. «В скором времени в деревне вспыхнул зеленым пламенем чудесный сад. В нем росли яблони различных сортов, множество кустарников, а ягоды смородины и крыжовника здесь были такие крупные и сладкие, каких не найдешь во всей округе». Иван Иванович много читал, собрал огромную библиотеку книг по садоводству и агрономии. Он выводил новые сорта яблонь, кустарников и овощей. Он вел переписку с Мичуриным, к нему, селекционеру-самоучке, приезжали целыми делегациями за опытом. «Много хорошего сделал для нашего села Иван Иванович, был мастером на все руки и очень набожным человеком. Много молился, даже детей крестил. Люди говорят, может, поэтому все его четыре сына вернулись с Великой Отечественной войны живыми и невредимыми.

Об Иване Ивановиче Лумпиеве знают и помнят все. Сейчас его сад не сохранился, но то место, где он был, до сих пор называют «сад Лумпиева».

***

Вторым домом называют свою школу семиклассница Маша Райкевич и Алена Пеккоева. Они с теплотой пишут о руководителе музея Валентине Васильевне Николаевой, библиотекаре Вере Владимировне Трофимовой, добрых поварах и директоре Тамаре Васильевне Лукиной. В любви к школе признается восьмиклассница Илона Сергеева: «...хожу в школу как на праздник, мне не хочется даже уходить на каникулы». А пятиклассник Алексей Лумпиев продолжает: «Самое замечательное место, которое знаю, - моя родная деревня Тукса».

Природа Туксы восхищает пятиклассника Марка Кузнецова, который занимается в кружке экологии. О сельской библиотеке рассказывают семиклассницы Юлия Пашкова и Ирина Каторова. В ее фондах 7 тысяч книг, при ней работает Музей старой книги. По словам заведующей библиотекой Веры Петровны Горшковой, читателями являются больше половины жителей деревни. Она говорит о проблемах:

- Мы мечтаем, чтобы у нас было новое издание Большой советской энциклопедии, энциклопедические словари и справочники и новые книги для подростков. Еще нужны компьютер, принтер, ксерокс. А сегодня нет даже телефона. Но мы не унываем. Библиотека всегда открыта для всех.

Семиклассница Даша Ряппиева в своем сочинении рассказывает о том, как проходят Вечера встречи выпускников. «Чтобы взрослые смогли ненадолго почувствовать себя учениками, учителя проводят импровизированные уроки математики, русского языка, музыки, биологии, физкультуры и изобразительного искусства». В следующем году школе исполняется 50 лет.

Об интересных людях, мастерах «золотые руки» - их много в деревне, о музее - рассказывает семиклассница Кристина Гулешова. Ее одноклассница Александра Фомина проиллюстрировала рассказ фотографиями. Есть здесь и «мост влюбленных»: каждый вечер на недавно построенном великолепном мосту можно увидеть влюбленную пару.

А девятиклассница Маша Гагарина знакомит с детским садом «Журавлик»:

«Несмотря на то, что само здание нуждается в ремонте, наши трудолюбивые воспитатели стараются поддерживать тепло и уют: дети всегда вкусно накормлены, окружены заботой и вниманием... Лариса Алексеевна Масличенко и Раиса Николаевна Корнилова - эти имена на всю жизнь останутся в моей памяти, а главное, в моем сердце».

В нескольких сочинениях рассказывается о Туксинском хоре «Kiuruine» («Жаворонок»), созданном при Доме культуры более 30 лет назад. «Часто бывает, что расстроенный человек приходит на концерт или даже на репетицию хора, послушает, как поют женщины, и настроение его меняется, ведь исполняют свои песни наши «жаворонки» с душой, особой чувственностью, с особым пониманием», - пишут восьмиклассницы Алена Разуваева и Марина Калачева.

Пятиклассник Сергей Житов считает, что «деревенская жизнь лучше, чем городская: здесь свежий воздух, можно ходить за ягодами и грибами». Он пишет о том, что в Туксе строят церковь. «Она будет очень красивая: белая, с блестящими куполами». Есть и то, что Сергея огорчает:

«В мае наша деревня становится местом сбора охотников из Петербурга и Москвы. Они приезжают за гусями и утками. Мне очень жаль этих птиц: ведь они пролетели столько километров, устали, а охотники убивают их». А заключение у него такое, как у многих: «Я люблю свою деревню и хочу связать с нею свою дальнейшую жизнь».

«Лицей».

ФОТОГРАФИИ ВЗЯТЫ С САЙТА КОЛОДОЗЕРСКОГО ПРИХОДА ПУДОЖСКОГО РАЙОНА КАРЕЛИИ