Объявляя в апреле конкурс школьных сочинений под названием «Моя деревня (село) вчера, сегодня, завтра», мы и не рассчитывали на такой горячий отклик. Ведь дали слишком мало времени, поскольку хотелось сообщить об итогах к концу учебного года. Да и почта, как мы убедились, доставляет в районы газеты с огромным опозданием. Во всяком случае к концу апреля некоторые школы нашу газету с условиями конкурса, вышедшую вначале месяца, еще не получили.
Но многие сочинения все же успели прийти к нам, причем из разных уголков Карелии. Дети рассказывают об истории своих деревень и земляках, откровенно пишут о проблемах и размышляют о будущем. Как бы ни горьки были размышления ребят, на глазах которых древни умирают, вырубаются деревни, люди спиваются, лейтмотив всех писем: «Я люблю свой поселок!», «Моя деревня самая-пресамая!»
Главный приз конкурса - DVD-проигрыватель с караоке и набором дисков, предоставленный КРОМО «Равновесие», присужден средней общеобразовательной школе поселка Ильинский Олонецкого района. Приз мы доставим в школу в сентябре и познакомим наших читателей с этой замечательной школой, ее учениками и учителями.
Все школы, принявшие участие в конкурсе, получают почетные дипломы лауреатов конкурса и подписку на газету «Лицей» на второе полугодие 2006 года.
Дипломы победителей и специальные призы «Лицея» и КРОМО «Равновесие» получают: восьмиклассница Маша Сурмина из поселка Паданы Медвежьегорского района, девятиклассница Юлия Хювенен из поселка Вирандозеро Беломорского района, девятиклассник Стас Колосов из поселка Ильинский девятиклассница Алина Оленина из поселка Энгозеро Лоухского района, десятиклассница Наталья Иванникова из поселка Импилахти Питкярантского района и пятиклассник Сергей Житов из поселка Тукса Олонецкого района.
В этом номере мы публикуем некоторые из полученных сочинений (к сожалению, в сокращении - слишком много интересных работ). Остальные будут опубликованы в сентябрьском номере газеты.
Поселок Энгозеро, Лоухский район
Неравный бой
Из Энгозера мы получили только одно письмо - от девятиклассницы средней школы Алины Олениной. Она рассказывает нам о летчике, сбитом в воздушном бою над Энгозером в неравном бою с немецкими мессершмиттами в сентябре 1943 года. Обелиск летчику, имя которого было на годы стерто, установлен в поселке.
Тот бой помнят многие старожилы села. За ним наблюдал и пятиклассник Саша Никитин. Именно он обнаружил в июне 44-го останки героя. На могиле летчика начертали его фамилию, имя и отчество. Но когда спустя несколько лет Саша приехал в Энгозеро, могила была уже безымянной. Он восстановил надпись, но затем она вновь исчезла.
«В 1965 году останки летчика были перенесены в центр поселка Энгозеро и с воинскими почестями захоронены. С тех пор и начался поиск красных следопытов местной школы во главе с учителем физического воспитания Владимиром Ивановичем Харитоновым», - пишет Алина. Они разыскали Александра Никитина, который к этому времени жил уже в Кандалакше. Он сообщил, что фамилия летчика - Николай Петрович Жигалов. Потом на запрос следопытов пришел ответ из Центрального архива Министерства обороны с точной биографией летчика. Так спустя годы семья узнала о его судьбе. А вскоре в поселковом клубе состоялась встреча с прибывшими родственниками героя. Сестра рассказала, что друзья называли будущего летчика Некрасовым - за любовь к стихам русского поэта.
«Немало воды утекло с тех пор, многое изменилось. Нет уж тех красных следопытов. Только обелиск с лицом счастливого человека, полного жизни, в скромной оградке. Жители поселка, и стар и млад, знают историю скромного обелиска, где всегда цветы, говорящие о том, что мы помним героя».
Поселок Ильинский, Олонецкий район
Думают о будущем
Ученик 9А класса Стас Колосов рассказывает об истории села. «Раньше в селе жили карелы - коренные жители, они прозвали Ильинский «Алавойне», что означает «понизовый», так как он является последним селением к устью реки Олонки. Первые поселения в нашем районе появились в XII веке... Бывал здесь и государь Александр Павлович. А Екатерина II даже сам город решилась было перенести сюда. По ее плану даже произвели размежевание земли, но этим планам не суждено было сбыться». Саша сообщает, что «сегодня Ильинский сильно разросся. В нем действуют два крупных предприятия - это лесозавод и совхоз «Ильинский». Численность населения составляет 4049 человек, из них работающие - 116 человек, пенсионеры - 795 человек, дети - 1646 , безработных около 442 человек. Хотя по статистике население Ильинского растет за счет приезжих, но все же смертность превышает рождаемость». Стас далее пишет:
«В поселке есть и проблемы. Например, безработица. Главная причина, по мнению управляющего поселением, - лень. Вот пример: недавно в поселке проходила экологическая акция, в ней добровольно приняли участие школьники, а остальным было предложено за деньги принять участие в наведении порядка, но никто не изъявил желания участвовать.
Еще в поселке существует нехватка кадров, ведь молодежь стремится уехать из села. Поэтому осуществляется программа привлечения молодежи. Для тех, кто вернется в село, и для молодых семей выделяются субсидии на достройку дома и покупку земельных участков. Можно будет открывать фермерские хозяйства и новые предприятия, но главными по-прежнему останутся лесозавод и совхоз «Ильинский».
Местное самоуправление возглавляет Сергей Васильевич Седлецкий, получивший большинство голосов на выборах в октябре 2005 года. Это молодой, энергичный человек, у него много планов, которые он стремится воплотить в жизнь. В будущем планируется развитие туризма. В планах - ремонт стадионов и строительство детского городка.
Но чтобы все это осуществить, нужны инвестиции и спонсоры, заинтересованные в улучшении жизни людей. Мне, как и моим односельчанам, хочется, чтобы наш поселок процветал и люди в нем жили счастливо.
Сбудутся ли мечты?
Маша Крылова печалится, что люди в Ильинском загрязняют поселок, «безответственно относятся к природе». Она фантазирует, каким бы мог быть поселок:
«Чистая река, зеленый лес, аккуратно покрашенные дома, убранные помойки и канавы. Возле домов стоят специальные баки для мусора. В центре поселка - столики со стульями, чтобы можно было посидеть, поговорить - что-то вроде открытого кафе. Кусты ровненько растут вдоль дороги, ровные сарайчики. На окнах домов горшки с цветами, висят занавесочки. В огородах распускаются цветы, наливаются помидоры и перцы. В садах зреют яблоки, вишни, сливы, малина, ирга. Зимой на площади горка, а под Новый год стоит большая ель. Где-нибудь на реке - ледовый каток, на нем дети на коньках катаются. Ах, какая была бы красота! Но, к сожалению, это только мои мечты. А может, они воплотятся?»
Гаврюша из деревни Антула
О своей деревне Антула рассказывает ученица 5 Б класса Ильинской школы Юлия Ваттулайнен. «Наша семья занимается скотоводством. Мы разводим телят, свиней, кур. Для них мы косим траву. Сейчас у нас только теленок по кличке Гаврюша. Как в Простоквашино! Я люблю свою родную деревню!»
Деревня Еройла - самая-пресамая!
А ученик 4А класса Ильинской школы Илья Муллиев «самой-пресамой» считает свою деревню Еройла, где всего 22 дома. Раньше здесь были детский сад, начальная школа, магазин, библиотека, волейбольная площадка. Сейчас от всего этого осталась только церковь. Здесь и самое красивое место - когда цветет верба.
У ручья в Нурмойле
Гордится своим поселком Нурмойла ученица 4 класса Ильинской школы Н. Мерзлякова (к сожалению, имени своего она не написала). У нее есть любимое место - где течет ручей, много деревьев. «Когда мне скучно или грустно, я прихожу туда, и мы с ручейком начинаем свой разговор». И сообщает, что в поселке «есть секрет «Длинный коридор». Это длинный и высокий забор, за которым ничего не видать, что там происходит. Но некоторые знают, что там поселились богатые и жадные люди, которые выкупают землю у бедных людей».
Бараки Старого Центра
О маленьком поселке Старый Центр рассказывают ученики Ильинской школы. Аня Вяриева из 5 А класса пишет: «В нашем поселке много замечательных людей, но есть и не очень. Это видно по нашему бараку. У нас в поселке много бараков».
Надя Игнатенко из 5 А тревожится: «Нужно срочно отремонтировать клуб!»
Роман Игнатенко из 9А класса очень волнует, что кругом свалки, много мусора, что вырубают леса:
«Каждый день я езжу в Ильинскую школу. И когда мне приходится задерживаться в школе, то я опаздываю на автобус и иду домой пешком. Дорога длинная и лежит через лес. Иду и разглядываю деревья: красивые пышные ели, высокие сосны и белые березы. Эта картина мне очень нравится. Но вот беда! В прошлом году здесь вырубили множество деревьев. И таких вырубок по всему нашему Олонецкому району, да и по всей Карелии, очень много...»
Поселок Вирандозеро, Беломорский район
Рухнуло в одночасье
У моего поселка звонкое название - Вирандозеро и трудная судьба. Он
проектировался как станция, когда начали строительство железной дороги в
направлении Сорокская - Обозерская. Сначала в поселке было три огромных землянки и одно административное здание, куда один раз в неделю привозили продукты для
строителей дороги.
Началась война, и все здоровые мужчины ушли на фронт. Остались одни женщин. Они работали и на железной дороге, и на заготовке, и на разделке леса, которого требовалось все больше и больше. Из окрестных сел и деревень мобилизовали молодых женщин, у которых не было детей. Позднее стали прибывать военнопленные венгры и немцы. Это особая страница в истории поселка.
Население в поселке увеличивалось, и землянок не хватало. Стали строить бараки. И вот уже выросла целая улица двухквартирных финских домиков, жизнь в которых казалась царской. Теперь-то мы видим, какие они маленькие, но тогда, после барачной тесноты, получить отдельное жилье было большой удачей.
После войны военнопленные были отправлены на родину, мобилизованные из окрестных сел вернулись домой, а лес нужен был для восстановления разрушенных районов. Нужны были рабочие руки. Появились переселенцы, люди, приехавшие по оргнабору. Поселок разрастался: построили школу, появилось несколько магазинов, детский сад, клуб, в котором был весь набор инструментов для школьного оркестра. Мирная жизнь налаживалась.
В семьях было помногу детей. Взрослые верили в лучшее будущее, старались обустроить поселок. Построили клуб, библиотеку, стадион, каток. У домов появились цветы. Казалось, улучшения будут и дальше, но грянула Перестройка - все рухнуло в одночасье.
Я ничего не имею против перестройки, но зачем же разрушать то, что было хорошо?
Сейчас наш поселок умирает, потому что обанкротили производство, все разворовали, разрушили. Остались только школа, аптека, больница, железная дорога.
Мы вздрагиваем, когда слышим, что школу могут закрыть, потому что с закрытием школы останутся в поселке одни старики, так как семьи, в которых есть дети, постараются выехать. То, что есть сейчас, сегодня - это грань между прошлым и будущим, между живым поселком и «мертвым». Мне бы очень хотелось, чтобы поселок еще долго жил, чтобы было куда приехать нам и нашим детям.
Юлия Хювенен,
9 класс
Cело Паданы, Медвежьегорский район
Избежать трагедии
Сегодня многого из того, что было раньше, уже нет. Многие здания стоят в полуразрушенном состоянии. Даже церковь и та разрушена и разворована! Паданы, конечно, развиваются, но не так, как прежде. Построили больницу, положили асфальт, отремонтировали психоневрологический интернат - теперь его ужасный вид перестал пугать людей. Но все равно, сейчас не те времена и не те люди. Многое из того, что построено, уже испорчено. Рабочих мест мало, поэтому люди стремятся в город, там больше перспективы. Думаю, многие девочки и мальчики моего возраста тоже мечтают уехать жить в город. Там мы можем получить хорошее образование, престижную и высокооплачиваемую работу. А что в селе, которое постепенно умирает?
Если Паданами никто не займется, то в ближайшем будущем село перестанет существовать как село, исчезнет с карт. Давайте не допустим этого! Будем делать все, чтобы избежать трагедии. И жизнь наладится».
Настя Колбун,
8 класс
Хочу открыть ветеринарную лечебницу
Когда я вырасту, хотела бы остаться в своем селе. Хоть оно и небольшое, но просуществовать один-два века сможет.
Я очень хочу создать в нашем селе ветеринарную лечебницу. Жители Падан держат много домашних животных: коров, свиней, овец, кошек, собак... Со всеми этими животными иногда случаются несчастья: то они под машину попадут, то кошки в лапы собак попадут, то они косточкой подавятся или вообще чем-то заболеют. У нас часто щенки до года умирают от чумки. А все потому, что никто не делает им прививки. Ну, конечно: кто же щенка за сто километров на прививки возить будет? Поэтому я и хочу открыть ветеринарную лечебницу, чтобы облегчить жизнь людям и помочь животным, которые так мучаются от боли. Ведь это так тяжело, даже невыносимо смотреть, как твой домашний любимец мучается и тихо умирает от чумки и от любой другой болезни. Нужно заботиться и помогать братьям нашим меньшим не только в городах, но и в селах и в деревнях!
Маша Сурмина,
8 класс
Поселок Таунан, Лахженпохский район
«Уважаемый «Лицей»! Мы живем в маленьком поселке Лахденпохского района Таунан. В этом году у поселка юбилей. У нас в школе с августа 2004 года выпускается школьная газета «Перевал». Выпускаем ее мы, четыре девчонки, теперь уже десятиклассницы. Выпускаем газету для всего поселка, и пока она пользуется популярностью, хотя проблем у нас много. Мы решили на конкурс отправить газету, потому что она - своего рода сочинение. Это коллективное сочинение нашей маленькой школы - учится у нас всего 63 человека».
В составе редакционной коллегии газеты «Перевал» - Диана Наглис, Валентина Родионова, Екатерина Ольшина и Юлия Трофименко. Вот как они объясняют название своей газеты:
«Перевал - это преодоление трудностей. Перевал - это какой-то новый этап жизни. Перевал - это символ непознанного, нового, что ждет нас впереди». Узнав о нашем конкурсе, создатели «Перевала» решили посвятить своему поселку специальный выпуск школьной газеты. И благодаря этому сами узнали, что поселку исполняется в этом году 60 лет! В «Лицее» мы публикуем фрагменты некоторых материалов этого номера.
Всё только начинается
Верите ли вы в чудеса? Если да, то правильно делаете. Новая жизнь для нашей небольшой школьной семьи и всего поселка началась 1 сентября 2005 года. В этот день мы переступили порог новой школы. Новая школа - это самое большое чудо в 60-летней истории Таунана.
- Школа нужна была давно, но как-то за всеми заботами о развитии зверосовхоза было не до нее: нужно было развивать производство, строить благоустроенное жилье, заботиться о досуге работающих в совхозе-миллионере и обеспечивать их достойной заработной платой - делится своими размышлениями с «Перевалом» директор нашей школы Галина Александровна. - Может быть, тут-то и была одна из ошибок того, что произошло потом не только в Таунане. Мы верим в ВОЗРОЖДЕНИЕ села. Надо верить и по мере сил приближать его.
Таунанский Кулибин
Василия Николаевича Журавлева в поселке называют таунанским Кулибиным: руки у него золотые - любую деталь выточит, телевизор старенький починит. О своем деде рассказывает пятиклассник Игорь Журавлев:
«Семья моего деда перебралась в Таунан из поселка Ринтала в 1958 году. В совхозе тогда разводили норок. Отец деда работал заместителем директора по хозяйственной части, мать - звероводом. «Поселок был тогда совсем маленьким: одна улица и финские дома, - рассказал мне дед. - В 1964 году я окончил школу. Увлекался радиотехникой, это осталось у меня на всю жизнь. После школы была служба в армии, работа в Ленинграде на заводе токарем, потом снова армия: сверхсрочную службу проходил в Германии». Его тянуло в родные места и в 1976 году он вернулся сюда и работал токарем 38 с половиной лет, до закрытия совхоза. «Моя работа всегда всем была нужна. Самое лучшее время в поселке - это 70-е, 80-е годы, когда совхоз развивался: производство расширялось, строили новые дома. Жизнь стала налаживаться: люди начали жить в благоустроенных домах, получать хорошую зарплату. Жаль, что такое крепкое хозяйство рухнуло», - жалеет дедушка.
У моего деда и бабушки двое детей: моя тетя и мой папа Сергей Васильевич Журавлев. Мой папа работает в поселке Кузнечное, потому что здесь работы нет».
Школьная республика
Для того чтобы упорядочить школьную жизнь, решать какие-то организационные вопросы, да и вообще сделать жизнь более интересной и насыщенной, совет старшеклассников решил создать Школьную Республику. Решили идти по цивилизованному пути укрепления демократии - в октябре прозвучал призыв: «Все на выборы президента!»
Предвыборная кампания проходила бурно: школа была увешана пропагандистскими листовками, а кандидаты представили свои программы, в которых они изложили свои планы и мысли.
Претенденты в президенты были на высоте: серьезны и обстоятельны в своих намерениях! И такие достойные, такие знакомые! Голосовали все: от мала до велика, а точнее от первого класса до учителей и техперсонала.
Президентом школы стал ученик 10 класса Кирилл Смирнов. На церемонии посвящения в президенты прозвучала клятва президента, поздравления в его адрес. Были представлены флаг и герб Школьной Республики.
Насадим новый сад
- хочется вдохновенно мечтать вслед за героиней «Вишневого сада»! И как бы хотелось, чтобы он «был роскошнее прежнего»!
А пока кто-то праздно мечтает, некоторые уже действуют. Наши родители осенью закупили саженцы и высадили их у новой школы.
А Ольга Александровна возделывает «Сады Севера»! Цветы из ее садов украшают теперь и наш «школьный сад». В школьном дворе поселились кусочки садовых участков многих жителей поселка, щедро подаривших школе свои цветы. В школьном дворе набирают силу весны тюльпаны и нарциссы. Жизнь продолжается!
Окончание в следующем номере
«Лицей», No 6-7, стр. 6-7