1 июня – Международный день защиты детей.
23.05.2006
Международный день защиты детей учрежден решением сессии Международной демократической федерации женщин в 1949 году. 57 лет прошло с той поры, а соблюдение и уважение прав ребенка по-прежнему актуальны. В этом убежден председатель Карельской региональной молодежной организации «Равновесие», председатель попечительского совета управления исполнения наказаний по РК, бывший воспитанник детдома, автор пронзительной книги «Соленое детство» Александр Гезалов.
- Александр, от кого же и от чего надо защищать детей сегодня?
- В проблеме защиты детей я вижу две стороны. Первая - интересы детей нуждаются в хорошей правовой защите. Создать ее - забота государства, власти. Вторая - защита в семье и защита семьи.
- Но наше государство и так декларирует соблюдение прав ребенка, защиту семьи.
- К сожалению, зачастую они остаются только на бумаге. Должны быть действенные законы, защищающие детей от насилия везде: в школе, дома, на улице, в транспорте... А у нас? Вот недавно не у нас, но в столице, в Москве, милиционеры жестоко избили двенадцатилетнего подростка. Разве «стражи порядка» так должны его охранять?
Многие законы у нас вообще существуют для галочки. Взять хотя бы права ребенка на жилье. Раньше этой проблемой занимались органы опеки, но новый закон отобрал у главного опекуна функцию обеспечения, контроля над жильем. Теперь юристы органов опеки только могут пойти с ребенком в суд, помочь ему там отстоять свои права на жилплощадь. И этот опыт взаимодействия с государством для 16-17-летнего подростка чаще всего становится негативным, даже если дело выиграно. Или есть еще такой закон: сирота, выходящий из детского дома, получает жилплощадь. На самом деле этого нет, утверждаю, опираясь на собственный опыт и многочисленные факты. Зачем же принимать законы, выполнение которых государство не может гарантировать?
Думаю, что пора отменить закон о лишении родительских прав.
- Почему?
- Потому что он наносит вред, прежде всего ребенку. Ведь для ребенка всегда и везде, даже в приюте, его мама все равно самая хорошая. Почитайте письма, которые ребята пишут матерям. Государство же, которое берет на себя родительские функции, - это не мама, папа, это размытая структура, у него нет лица. В семье все понятно, к кому идти, от кого ждать помощи, перед кем отчитываться, а в приюте? Днем один воспитатель, вечером - другой. Нет рядом родного человека. Лишение родительских прав - это, прежде всего автоматическое лишение сыновних прав детей.
- А если семья ребенком не занимается? Если с ним там обращаются жестоко? Ведь есть такие случаи?
- Да. Примеры И за преступление надо наказывать по всей строгости законов. Но с теми семьями, где на детей не обращают никакого внимания, надо работать.
Их надо спасать, мотивировать заниматься детьми. В соседней Финляндии, например, нет понятия «лишены родительских прав». На время ребенок может быть помещен в приют, но он продолжает учиться в своей школе, родители могут навещать его, а главное, в это время специалисты социальной службы проводят постоянную работу с семьей. Психологи дают рекомендации родителям, некоторым даже советуют поменять специальность, место службы. Постоянно проводится работа, направленная на сближение родителей и детей. Когда ситуация становится стабильной, ребенок возвращается в семью. Срок пребывания в приюте там от нескольких месяцев до года, у нас же ребенок попадает в детский дом на несколько лет, а потом, после выпуска, вынужден вернуться в семью, где его никто не ждет, где он никому не нужен.
Так что, законодательная база не поспевает за меняющейся жизнью. Вот, например, явно устарел закон о тайне усыновления. Дошло до того, что у нас в стране есть агентства по усыновлению сирот зарубежными гражданами, а для россиян, желающих стать приемными родителями, нет ни одного. Это сдерживает привлечение потенциальных усыновителей. Мы не можем рассказывать о положительном опыте, не видим, что происходит в семье. Да и самим будущим родителям он приносит немало хлопот. Сбор документов превращается в «игру в шпионов»: все надо сделать тайно. Некоторые бросают работу, уезжают на новое место жительства, а надо ли это? Потом, когда ребенок уже в семье, возникают неизбежные проблемы, поделиться ими не с кем, у родителей нет эмоционального выхода. Тоже отрицательный факт.
- А как будет чувствовать себя ребенок, если узнает, что он не родной?
- В большинстве семей это рано или поздно все равно случается, и подросткам пережить такую ситуацию гораздо труднее. Главная претензия - почему вы меня обманули? Родители, такие хорошие, порядочные, и такое предательство. Если же ребенок знает, что он не родной, но ему хорошо в доме, он все равно будет любить своих маму и папу. Я знаком с семьей, которая недавно удочерила девочку. - Тетя Ира, - обращается ребенок к хозяйке дома, но я вижу, как ей там хорошо и уверен, что через год она будет называть ее мамой.
- Решение этих проблем зависит от государства, а что может сделать в защиту детей общественная организация, «Равновесие», например?
- Прежде всего, стараемся привлечь внимание к проблемам детей. 1 июня в филармонии мы планируем открыть фотовыставку «Сиротское барокко», на ней снимки о жизни и про жизнь детей-сирот: строгий ряд кроватей в детской спальне, одинокие качели во дворе детского дома, качаясь на которых ребенок не ждет, что вот-вот из окошка выглянет мама и позовет ужинать. Работы, которые выражают состояние одинокого ребенка - тоже защита их прав. Если она поможет хотя бы одному ребенку найти семью, то это уже замечательно. Недавно я получил письмо от одной женщины. Она пишет, что прочитала мою книжку «Соленое детство», ясно представила жизнь в сиротском приюте и взяла из детского дома в свою семью двоих ребятишек.
Но мы не только говорим о проблеме детей-сирот, но и стараемся помочь им. Наши волонтеры уже больше года совершают с детдомовцами «Путешествие в страну рисования». Они ходят с ребятами в музей, на выставки, вместе рисуют, занимаются в мастер классах у художника Бадри Топурия, который проводит их в офисе КРОМО «Равновесие».
Мы создали клуб выпускников, рассказываем об их правах, подготовили буклет с телефонами социальных учреждений, бань, прачечных, с объяснением, где они могут получить юридическую, психологическую поддержку, в каком колледже и какой профессии учат. Словом, стараемся подготовить их к самостоятельной жизни.
Я не люблю помпезных мероприятий, где все в общем и целом. Наша работа с детьми индивидуальна.
Мы занимаемся не только детдомовцами. К сожалению, подростки нередко совершают правонарушения и оказываются за решеткой. Там они, прежде всего, нуждаются в защите, поддержке, поэтому встречи в СИЗО давно стали частью нашей работы. Там отремонтировали камеры, где содержатся несовершеннолетние, открыли для них учебный класс, оснастили его компьютерами, недавно провели гигиенический десант, принесли в камеры зубные щетки, пасту, мыло.
- А есть отдача от этой работы?
- Четырнадцатилетний мальчик, увидев зубную щетку, спросил, для чего она нужна. Эти ребята из кризисных семей, где ничего хорошего не видели, но пусть хоть в камере они узнают, что есть другой мир, есть КРОМО «Равновесие», есть епархия, куда можно прийти, обратиться за помощью.
В течение года мы ходим регулярно. И если раньше я видел только опущенные вниз головы, то теперь ребята смотрят, разговаривают. Они стали больше доверять, некоторые полулукаво обещают исправиться. Я не обольщаюсь, но все-таки надеюсь, что когда-нибудь кто-то из них задумается: ведь я же обещал Гезалову...Подростки должны почувствовать, что они в этом мире не одни, что я предлагаю им альтернативу.
Они бывают жестоки оттого, что были не услышаны, они недолюблены, недоласканы родителями.
Дети всегда нуждаются в защите и 1949 году, когда был установлен Международный день защиты детей, и сейчас, и в будущем будет также. Важно только чтобы она была не от насилия, жестокости, а стала любовью и вниманием.
Ольга Малышева
Газета «ТВР-ПАНОРМА».
|