Дети-сироты. Что с ними делать?
21.05.2006
Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и его надо спасать!
По данным на 1 января 2000 года в нашей стране 657 тысяч детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (в 1998 году их было 620 тысяч, в 1997 году - 597 тысяч, в 1996 - 572 тысячи), из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 6%, остальные -- так называемые социальные сироты.
Сухие цифры статистики
...Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число сирот не уменьшается, а непрерывно растет, ежегодно увеличивается на сто тысяч.
Явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества, привел к переоценке духовных ценностей, итогом его стали разгул насилия, обесценивание человеческой жизни, обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Резкое падение жизненного уровня в России расширило истоки детского неблагополучия. Продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Кризисные явления в семье, рост числа разводов, асоциальный образ жизни родителей гонят детей на улицу.
По данным статистики, Россия сегодня переживает третью волну социального сиротства (после гражданской и Великой Отечественной войн). Хотя после Великой Отечественной войны сирот в Советском Союзе было меньше (600 тысяч), чем сейчас в России...
Сегодня в России более 820 детских домов, 230 интернатов. И они перегружены. По данным на 1 января 2000 года, насчитывается 657 детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (в 1998 году их было 620 тысяч, в 1997 году -- 597 тысяч, в 1996 году -- 572 тысячи), из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 6%, остальные -- так называемые социальные сироты. Одной из основных причин роста сиротства является алкоголизм родителей и, как следствие, жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Стабильно высоким остается число детей, чьи родители лишены родительских прав. В 1998 году число детей, отобранных у родителей, составило 41,4 тысячи человек (в 1997 году -- 37,5 тысячи человек). 73% российских сирот живут в семьях, то есть усыновлены либо находятся под опекой, в основном в семьях близких родственников. Число детей-сирот, воспитанников госучреждений разного вида, составило на конец 1998 года 169 тысяч человек. Из них 12,8 тысячи в домах ребенка, 15,3 тысячи в домах-интернатах для детей-инвалидов Минтруда (еще 15 тысяч воспитанников этих учреждений формально имеют родителей). Сейчас в стране проживают более 40 миллионов детей и почти 50% находятся в зоне социального риска.
По данным Министерства образования РФ, общее число сирот в стране достигло 700851 человек -- это 2% населения страны, а 2 миллиона (иногда называют цифры 3 -- 4 миллиона) подростков -- беспризорники. Выросшие дети-сироты, не имея жизненных навыков, как правило, безработные и 90% живут за чертой бедности. Только 10% находят свое место в жизни. Не лучше обстоят дела и в семейной жизни. Сироты часто повторяют судьбу своих родителей. И их дети также попадают в детские дома, расширяя поле социального сиротства.
В последнее время стали широко известны жестокость, садизм, даже убийства, которым подверглись некоторые российские дети, взятые на попечение американскими усыновителями, севшими на скамью подсудимых. Каковы плоды международного усыновления?
Более чем печальные. В течение ряда лет наблюдается рост международного усыновления в РФ при явном падении числа российских усыновлений. Если в 1996 году состоялось 3251 международное усыновление, то в 1999 году -- 6200. И напротив, за эти четыре года число усыновлений внутри страны в чужие семьи (то есть не к родственникам ребенка) снизилось с 8799 до 7 тысяч в год. Не случайно ряд политиков рассматривают международное усыновление российских детей как в принципе неприемлемое, и в этом вопросе их существенно поддержало управление по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры РФ.
В марте 2000 года президент РФ Путин подписал давно ожидавшиеся постановления, регулирующие процедуры международного усыновления в РФ и, в частности, устанавливающие процедуры аккредитации в РФ международных усыновительных агентств.
К сожалению, к настоящему времени (август 2000 года) еще ни одно иностранное усыновительное агентство не зарегистрировалось по новым правилам, установленным мартовским постановлением Путина. Хотя на практике это постановление привело к тому, что число иностранных усыновлений «подозрительного свойства» в России существенно снизилось.
...В 2004 году был проведен всероссийский социологический опрос населения по проблемам детей-сирот. В ходе этого исследования выяснилось, что большинство россиян (78%) считают неблагополучие сирот весьма актуальной проблемой. Лишь 16% опрошенных оценили сирот негативно. На вопрос о том, кто должен помогать сиротам, 90% ответили: государство, только 9% признали, что ответственность за детей-сирот лежит на каждом члене общества.
Прежде чем погружаться в столь актуальную тему, сделаем небольшой экскурс в историю.
Детские дома-приюты появились в России несколько столетий назад. Первые приюты были открыты церковью. Однако строились приюты и богатыми соотечественниками, занимающимися благотворительностью. Главной задачей приютов было воспитание детей в «послушании и страхе Божием». До конца XVII века жизнь несовершеннолетних сирот не признавалась равнозначной жизни взрослого. Только в XVIII веке просвещенные люди стали говорить о том, что ребенок -- это человек, пусть маленький человек, но достойный уважения. Крупнейший Воспитательный дом для подкидышей основала в XVIII веке Екатерина Великая. Благодаря добровольным пожертвованиям богатых людей (И.И. Бецкого, П.А. Демидова, Н.А. Римского-Корсакова и других) Воспитательный дом стал одним из популярных заведений и примером для подражания.
В начале XIX века московский губернатор Тутолмин построил Сиротский дом для «оставшихся без родителей малолетних». Кстати, и Смольный институт для благородных девиц открыл свои двери в первую очередь для девиц, не имеющих родителей.
В советские годы с самого начала эта важная проблема всецело лежала на плечах государства и решалась достаточно успешно («Педагогическая поэма» Антона Макаренко в яркой убедительной форме показывает этот процесс). Нынче, к сожалению, позитивный опыт тех лет почти не учитывается...
Судьба детей-сирот
Но самая большая беда приходит к ним, когда они вынуждены покидать детский дом и начинать взрослую жизнь. Подростки в 15 -- 16 лет не готовы к этому. В детских домах и интернатах их практически не готовят к взрослой жизни. Они не знают цену деньгам, не умеют ими распорядиться, им не привиты навыки трудовой деятельности. Это же парадокс, когда в школах-интернатах детям часто запрещено мыть посуду в связи с запретом санитарных врачей.
Полагаю, что подростки должны приучаться к домашнему труду -- мыть пол, посуду, стирать, готовить, делать небольшие покупки и прочее, то есть обслуживать себя самостоятельно. Кроме того, на мой взгляд, необходимо с 14 лет давать возможность подросткам работать (директорам детских учреждений нужно дать возможность и право организовывать для них так называемый надомный труд). Что ждет сирот во взрослой жизни, даже если они сумеют закончить колледж и получить профессию? Как только сирота выходит из стен училища или детдома, его тут же снимают с регистрации (выписывают) из общежития, и он становится лицом без определенного места жительства, что неминуемо влечет негативные последствия, лишь одно из которых -- невозможность устроиться на работу. Какое же предприятие примет подростка на работу без регистрации в данном населенном пункте и без жилья? Были случаи, когда на прием в администрацию приходили подростки, которые несколько месяцев жили на вокзале, стройке, в торговом ларьке. Девочка 17 лет, помыкавшись по городу, вернулась в детдом уже с грудным ребенком. Там ее смогли поселить только в кладовку, где хранились тряпки и ведра для уборки помещений. Еще один пример: девочка в 17 лет, не имея ни работы, ни прописки, ни денег, выучившись на повара, не сумела устроиться на работу по специальности, потому что не было денег для оформления санитарной книжки. Не имея жизненных навыков, умудрилась родить мальчика и вселилась в дом, отселенный для капитального ремонта. Поскольку она не была зарегистрирована в городе, то не получала даже детского пособия. А ребенок в течение двух лет не был зарегистрирован в загсе и не имел имени и медицинского полиса. Чтобы заработать на еду себе и малышу, она оставляла его одного в полуразрушенном доме и шла на овощебазу торговать овощами. Ребенку до двух лет не было сделано ни одной прививки, его ни разу после роддома не осматривал врач. Если бы она не пришла в комитет по жилищной политике, наверное, до сих пор жила бы без регистрации и всего остального. Вот судьбы сирот. И не помогать им нельзя, потому что они погибнут.
К настоящему времени в 27 социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних в системе органов социальной защиты населения Тверской области получили поддержку и защиту своих прав более трех тысяч детей и подростков, из которых 365 детей получили статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В Тверской области функционирует четыре центра социальной помощи семье и детям, 17 отделений по работе с семьями и детьми в структуре социального обслуживания населения, 17 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, десять социальных приютов для детей и подростков, шесть реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями.
29 ноября 2005 года Законодательное Собрание Тверской области приняло закон No148-30 «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями по осуществлению социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов».
Как известно, существует и действует федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 -- 2006 годы. А также подпрограмма «Дети-сироты», направленная на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общие расходы областного бюджета на выполнение этих программ составили 12 миллионов 835 тысяч рублей, 1 миллион рублей из них получен из федерального бюджета по федеральной целевой программе «Дети России» (подпрограмма «Дети-сироты»).
Законотворческая работа депутатского корпуса нашего ЗС по совершенствованию нормативной базы по обсуждаемой проблеме продолжается. Очевидно, что проблему можно решить совместными усилиями государственных учреждений, общественных организаций, всего общества в целом. Главное, не быть равнодушным.
По материалам Интернета.
|