КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Отцы и дети.

11.05.2006

Разделы:

Есть народная сказка, смысл которой сводится к тому, что заботиться о престарелых родителях - это возвращать долг, а воспитывать детей - давать в долг.

Соседка, горестно вздыхая, рассказывает о своих отношениях с семнадцатилетним сыном.

- Понимаешь, просто не знаю, почему он таким вырос. Ведь все, кажется, для него делала. После того, как его отец от нас ушел, работала как проклятая, постоянно халтурила - алименты-то копеечные были. Это сейчас получаю вроде ничего. А помнишь, как было? Вечно до получки перехватывала. Но всегда одет-обут не хуже других. Питались нормально.

Все ждала - вырастет, помощником будет. А сейчас за голову хватаюсь. Учиться не хочет, ему бы все болтаться с приятелями. Никогда не позвонит, если задерживается где-то. Еще и злится, когда ему выговариваю. Такое впечатление, что дом ему чужой, а я только жить мешаю. Правда, денежки на свои прихоти требует исправно. Чужой какой-то стал. Скажи, разве я это заслужила? Говорю что-то о переходном возрасте, нравах современной молодежи, о вечной проблеме отцов и детей, а перед глазами давнишняя картина. Дождливый майский вечер. В десять часов еще совсем светло, и поэтому хорошо видно, как во дворе под грибком скорчилась маленькая фигурка. Пойти ко мне Саша отказался: «Я тут маму подожду». В тот день мальчик потерял ключ от квартиры, а мать что-то долго не шла. Правда, удалось все-таки уговорить его пойти к нам. В щель соседской квартиры сунула записку: «Саша у меня». Утром, очевидно, чувствуя неловкость, соседка, оправдываясь, говорила: «Ну, засиделась в одной компании, так он у меня приучен самостоятельно спать ложиться. И ужин разогревает сам. Откуда же мне знать, что он, растяпа, ключ посеет? В конце концов, мне еще только двадцать девять. Что ж, не жить теперь?»

Нет, эта семья не считалась неблагополучной. Хоть и одна растила сына Светлана, а все как будто было в порядке. Никто не сказал бы, что мальчик не ухожен, заброшен, мать не интересуется его успехами в школе. Только вот почему сейчас она ощущает пропасть между собой и подросшим сыном?

Сто тридцать учеников начальной школы участвовали в опросе, целью которого было узнать, какое внимание уделяют современные родители своим детям. Ведь большинство много работают, стараясь как можно лучше обеспечить семью материальными благами, собирают деньги на образование, оплачивают дополнительное образование в разных школах, кружках и секциях. А как они общаются со своими детьми в свободное время, после работы, в выходные?

С семнадцатью ребятишками родители вместе домашнее задание не разбирают, стихов не учат, таблицу умножения не повторяют. Другими словами, мало интересуются их учебой. Частенько и у тех, кто в тетрадки своих учеников заглядывает от случая к случаю, наготове дежурный вопрос: «Что ты сегодня принес? Так, значит, сегодня гулять не пойдешь».

Ну-ка, грозные мамы и папы, поставьте на место малыша себя или свою половину и нарисуйте в воображении такую картину. Отец семейства приходит домой, а супруга встречает его вопросом: «Ну, сколько сегодня принес? А, вот как! Ну и получай сегодня соответствующую порцию семейных радостей!» Следить за учебой вовсе не значит только контролировать - надо учиться вместе с ребенком. 35 процентов родителей книжек со своими чадами не читают, считая, видимо, что это они делать не должны - достаточно уроков чтения в школе. Что греха таить - мало читают наши дети и в старших классах. А корень этого зла - в том, что не приучили вовремя родители ребенка к чтению, потому что и сами читали мало, и с малышами вместе одну книгу не разбирали. Так называемые «программные произведения», которые читают в школе, - капля в море книг. И не помогают книжные герои нашим детям научиться благородству, самоотверженности, состраданию, честности. Кануло куда-то в глубь веков слово «начитанный», синоним таких понятий, как «образованный», «эрудированный». А вот речь многих наших детей убога и безграмотна.

Зато 28 ребятам родители разрешают допоздна смотреть телевизор - скорее всего потому, чтобы ребенок не мешал им заниматься своими делами. А что смотрит малыш? Боевики, конечно, в первую очередь. Да мало ли чего «познавательного» может обнаружить ученик начальной школы в вечерних программах для взрослых! Почти половина опрошенных детей - 63 - по вечерам остаются дома в одиночестве. Даже если допустить, что без родителей вечера коротают малыши не каждый день, а скорее всего именно так и обстоит дело, на поверхность выплывает страшное слово «безнадзорность». Тем более что 22 ребенка положительно ответили на вопрос о том, гуляют ли они на улице допоздна.

Десять ребят не бывают с родителями в лесу, на рыбалке, не ходят на лыжах. А как много это может дать ребенку! Ведь малыш перенимает у старших их отношение к природе, учится понимать ее красоту. В новом свете предстанут перед ним и сами родители, а те, в свою очередь, иным увидят своего малыша. Семнадцать детей со своими родителями ни в кино, ни в театры не ходят. Конечно, в какой-то мере заполняет эту брешь школа, организуя коллективные просмотры фильмов и детских спектаклей. Но это же совсем не то, что с папой и мамой! Ведь с родителями - это праздник, а с классом - мероприятие. Даже просто по городу с родителями не гуляют одиннадцать человек. Казалось бы - чего проще, а вот поди ж ты, не у всех родителей на это есть время.

Самое печальное - девять малышей засыпают в одиночестве. Представьте, девяти малышам перед сном никто не говорит: «Спокойной ночи!» Грустная, в общем-то, получилась картина. Как печально сознавать, что значительная часть родителей в большей или меньшей степени отошла от воспитания собственных детей, передоверив это дело школе. Школа занимается воспитанием, но роль семьи в формировании человека является определяющей. Никакой учитель, каким бы расчудесным он ни был, не сможет дать того, что дает семья. Причем воспитывает семья не словами, а поступками, самим образом жизни. Нельзя сделать ребенка пунктуальным, если мама постоянно везде опаздывает. Он никогда не будет внимательным, если видит, как нечутки его родители к своим. Нельзя дать то, чем не обладаешь сам.

Равнодушное отношение к себе ребенок воспринимает очень тяжело. Ведь именно внимание родителей делает его защищенным. А родительский долг состоит не только в обеспечении ребенка материальными благами, а прежде всего в огромном жертвенном внимании к маленькому человечку. Подумайте о том, что вернут вам ваши дети из того, что вы даете им сейчас, какие долги заплатят, когда не они будут зависеть от вас, а вам понадобятся их помощь и внимание.

Наталья ВАСИЛЬЕВА,

г. Петрозаводск