Сиротские мифы.
20.04.2006
Обретению родителей для детей-сирот в России мешает не только "социально-экономическая ситуация в стране", не только несовершенная организация работы органов опеки, но и недостаточная "информированность о возможности принять ребенка в семью", а проще говоря - отсутствие пропаганды этого поступка. Об этом вчера заявил директор департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России Сергей Апатенко, выступая на совещании специалистов, которые по долгу службы призваны охранять права детей. По его словам, количество безнадзорных детей в России с каждым годом увеличивается, а количество усыновлений сокращается. За 2004 год было "выявлено" 145 285 детей, оставшихся без попечения родителей (на 3282 ребенка больше, чем в 2003 году и на 5372 ребенка больше, чем в 2002-м). Нашли же своих приемных родителей в 2004 году всего 16 434. Причем только 7013 из них - в России. И как заметил г-н Апатенко с сожалением, "по сравнению с 2003 годом количество детей, усыновленных российскими гражданами, снизилось на 175 человек".
Поэтому наряду с долгожданным реформированием органов опеки министерство запланировало и продвижение идеи усыновления в массы. По словам чиновника, в ближайшее время начнется информационная кампания в СМИ. По заказу министерства уже сняты ролики социальной рекламы, призывающие брать в семьи детей, оставшихся без родителей. По словам г-на Апатенко, из-за отсутствия необходимой информации наше общество до сих пор находится во власти мифов, касающихся приема детей в семью. В частности, на удивление устойчивым остается миф "об очередях за детьми". "В федеральном банке данных, - утверждает г-н Апатенко, - да и в большинстве региональных банков данных так называемая очередь отсутствует".
Зато там присутствуют сведения почти о 180 тыс. детей. Однако многие из потенциальных приемных родителей до сих пор не отдают себе отчета, насколько эти сведения доступны. А многие сотрудники региональных органов опеки просто не удосуживаются вовремя направлять туда информацию о детях и вовремя не готовят пакет документов, необходимый для усыновления (в том числе объективные медицинские заключения). В качестве примера г-н Апатенко привел Дагестан, Калмыкию, Карачаево-Черкесию, Мордовию, Тыву, Ингушетию, Чеченскую Республику, а также Липецкую область, которые в 2004 году вообще не передали в центральный банк данных сведения о таких детях. В Тульской области в прошлом году из 773 детей, поступивших в детдома и интернаты, в банк были предоставлены сведения только о 91 ребенке, а в Краснодарском крае на 1087 детей составили лишь 53 анкеты.
Не дожидаясь старта новой социальной кампании, Сергей Апатенко опроверг и еще один миф - о высоких требованиях органов опеки и судов к материальному положению усыновителей. Он напомнил, что в январе 2005 года вступили в силу поправки в Семейный кодекс, которые предоставляют судам право "при наличии заслуживающих внимания обстоятельств и с учетом интересов ребенка отступать от установленных требований в части размера дохода гражданина и жилого помещения, в котором проживает гражданин".
Время новостей
|