КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

ТО ЛИ ПООЩРИЛИ, ТО ЛИ НАКАЗАЛИ...

30.03.2006

Разделы:

За отличную работу сотрудникам образцового детского дома срезали зарплату

Кондопожскому городскому детскому дому - 12 лет. Возраст небольшой, а биография -сложная. То же можно сказать о любом из его питомцев. Короткая жизнь каждого попавшего сюда ребенка вмещает столько страдания и ужасов, что порой перестает походить на правду. Вот восьмилетняя девочка. Она разговаривает на уровне двухлетнего ребенка. Большая часть ее жизни прошла в шкафу, куда запирала ее мама-алкоголичка. А эту девятилетнюю барышню привезли сюда пять лет назад в кукольном платье: она была истощена до невозможности. В детском доме судьба ребенка делает крутой поворот. Здесь кормят, заботятся, любят, здесь появляется шанс преодолеть кошмары прошлого. Насколько это возможно без настоящей семьи. Маму и папу ребенку должны заменять все без исключения сотрудники детского дома - от дворника до директора. Такова специфика заведения. Но за первый год его работы штат специалистов сменился полностью три раза. Не находилось желающих работать за смехотворные деньги, отдавать при этом себя с потрохами (а иначе нельзя!) несчастным и очень непростым детям.

Хорошая зарплата - отличный коллектив

Чтобы поднять престиж работы сотрудника детского дома и укомплектовать штат, администрация города пошла на беспрецедентные для Карелии меры: к окладу сотрудникам предложили 80% надбавки. С 1995 года эту надбавку стали закладывать в смету расходов детского дома, а с 2003 года решение о надбавке ежегодно принимали на сессии горсовета. Если учесть, что каждый работник получает еще 20% за специфику заведения, то нетрудно посчитать, что оклад получается двойной. Звучит неплохо, однако если перевести в цифры, то выходит средненькая зарплата: воспитатель высшего разряда на руки получал чуть больше шести с половиной тысяч рублей. На эти деньги не шикарно, но жить можно. У людей появилась мотивация, народ пошел в штат. И за десять последующих лет в детском доме сложился постоянный коллектив. А это одно из главных, между прочим, условий успешной работы с детдомовскими детьми. Кто так не считает, пусть попробует представить поведение ребенка, в чьей семье постоянно меняется комплект родителей. Ни доверия, ни послушания от него не жди. А о хорошей учебе и говорить смешно.

Нищета - мать пороков

Тяжелые времена пришлось пережить этому коллективу вместе с детьми. К концу девяностых городской бюджет, на балансе которого находился детдом, трещал по швам. Деньги детдому недодавались на самое насущное. "Это правда, что наши дети летом ходили в зимних сапогах, потому что больше нечего было обуть, - рассказывает воспитатель Татьяна Ротькина. - И то, что на ужин на пятьдесят человек - две банки тушенки - тоже правда". И протухшие яйца, и жесткие кондопожские куры - две штуки на всех на первое и второе, и много чего еще... Лаской и пониманием сыт не будешь - дети начали воровать. Виртуозно наловчились "чистить" городские ларьки. Ежевечерне воспитатели находили под матрацами воспитанников следы преступлений: "бич-пакеты", дешевые растворимые напитки... К 2002 году положение в детдоме стало невыносимым: голод, текущая крыша, поломанная сантехника. Одно слово - нищета. Дети взбунтовались и даже попытались сами написать обращение в прокуратуру. С 2003 года детскому дому стал помогать Кондопожский ЦБК. Комбинат взял на себя все расходы по его содержанию, кроме зарплаты сотрудников детдома. Дом отремонтировали, закупили мебель, оборудование, одежду и игрушки детям. Рациону питания теперь может позавидовать иная семья - мясо, овощи, фрукты, молочные продукты дети получают каждый день и в большом количестве. За два года жизнь в детском доме изменилась радикально. "Дети почувствовали, что они нужны, что о них заботятся. У них появились другие цели и приоритеты в жизни, - утверждает директор детдома Елена Михальченкова. - Дети стали лучше учиться: в 2004 году ни одного второгодника. В детском доме исчезли случаи токсикомании, наркомании. Наша футбольная команда заняла третье место по району (хотя ставки физрука тоже нет, его им выделяет комбинат). Дети занимаются в художественной самодеятельности, делают театральные постановки. У нас сформировалась сплоченная группа детского самоуправления, которая занята в международной программе самосовершенствования AWARD. Сюда к нам приезжал принц Эдвард, герцог Эдинбургский. А два года назад наш детский дом признан лучшим образовательным учреждением республики. Но из городского бюджета мы за два года не получили на нужды нашего дома ни копейки. Нам помогал только комбинат".

Стоит добавить, что каждому воспитаннику к моменту выхода из стен детдома здесь стараются дать специальность и организовать приемлемое жилье - общежитие или отремонтированную квартиру, доставшуюся от родителей.

Поощрили путем урезания

С 2006 года содержание детских домов перешло в ведение республики. У каждого детского дома появился свой счет, куда стали регулярно поступать республиканские субвенции - на питание, обмундирование, медикаменты, коммунальные услуги, зарплата. За местными бюджетами остались только расходы на обслуживание зданий. Местные надбавки к окладу - на усмотрение депутатов и администрации. И вот в конце прошлого года на городской бюджетной комиссии приняли решение: вместо восьмидесяти процентов надбавки к окладу сотрудников детского дома оставить тридцать. Аргумент - нет денег в бюджете. Формулировка: "В связи с производственной необходимостью, а именно - удаленностью от города, сложностью укомплектовки штата и с целью поднять престиж профессии установить персональную надбавку к окладу в размере 30 процентов". То есть надбавку сократили, а ситуацию представили так, будто речь идет о поощрении добросовестных работников. "Десять лет мы получали эти деньги, а теперь, когда коллектив сложился, дети почувствовали настоящую заботу, нас как будто за что-то наказали", - возмущаются сотрудники детдома. По преимуществу, кстати сказать, женщины, воспитывающие детей без мужей. Работа в таком заведении практически лишает человека возможности с комфортом наладить свою собственную личную жизнь.

В самой Кондопоге к детскому дому отношение неоднозначное. "Трудные" детдомовские дети посещают обычные городские школы. Понятно, что конфликты неизбежны. Свою восьмидесятипроцентную надбавку сотрудники детдома получали из той части бюджета, которая положена на все городское образование. То есть эти деньги выплачивались в ущерб коммунальным нуждам детских садов и школ, директора которых, естественно, не были рады такому обстоятельству. Кроме того, восемьдесят процентов к окладу из местного бюджета в Карелии не получает больше ни один сотрудник какого бы то ни было детского дома. Правда, как показывает практика, в каждом детском доме своя ситуация. В сельской местности, например, работники получают еще 20 процентов за работу на селе. В некоторых домах есть возможность подработки - сотрудники берут полторы ставки. А где-то просто мирятся с мизерными заработками. Но с перевернутой с ног на голову ситуацией, когда поощрение сотрудников образцового учреждения оборачивается урезанием зарплаты, вряд ли кто-либо еще сталкивался.

Суха теория, мой друг...

Финансовая схема понятна: республиканские субвенции никаких, кроме общефедеральных, надбавок не предполагают. А в местном бюджете лишних денег давно нет, их на надбавку и так отнимали у других ведомств. К такому объяснению, которое внятно дают чиновники всех уровней, трудно придраться. Но это лишь схема. А на деле вышло, что воспитателя детдома фактически ни за что лишили трети заработка. И получает, например, высшего разряда специалист теперь пять тысяч рублей. Что же тогда говорить про техперсонал? "Вы поймите, что наши зарплаты во многом на наших же детдомовских детей и идут! В любой незапланированной бюджетом ситуации - день рождения или проезд к спортивной секции - мы тратим свои деньги. Как можно сказать имениннику, что на праздничный стол средств не выделяют?" - резонно спрашивает Елена Михальченкова.

Помочь надо всем

После сокращения надбавки люди стали оглядываться в поисках другой работы. Дворник уже уволился - ушел в МП "ЖКХ". Вроде небольшая должность, но в детдоме каждый человек - особый. Следом уволилась воспитатель высшей категории, у которой трое детей - нашла хорошую работу. И если ситуация не наладится, то с детьми скоро работать будет некому.

Чтобы не допустить развала коллектива, сотрудники детского дома обращались в местную газету, в министерство, в кондопожскую администрацию, к городским депутатам и карельским законодателям. Речь зашла о возможной голодовке. Наверное, их действия по защите собственных интересов не были исключительно грамотными. 15 марта на сессии горсовета надбавку снова утвердили в урезанном виде. Теперь, скорее всего, решать этот вопрос придется на республиканском уровне. Республика распределяет: какие средства должны вернуться в город или район. И законодателям можно и нужно решить проблему не столько одного детдома, сколько целого ведомства. Анатолий Папченков, депутат Законодательного собрания РК, которого недавно избрали мэром Кондопоги, сообщил, что уже обратился к министру финансов. Однако даже если вопрос решат положительно - деньги на увеличение зарплат сотрудникам детских домов все равно будут заложены в бюджет уже 2007 года.

Снежана Слепкова

Газета «Губерния».