Помни о детях!
22.03.2006
Нравственное становление ребенка происходит прежде всего в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но ей не под силу взять на себя нравственное воспитание во всей полноте. Это в принципе невозможно.
Подготовка
к взрослой жизни
Становление ребенка начинается с момента зачатия. Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. Детство его следует воспринимать именно как подготовку к этому ответственному периоду.
С 15 до 19 лет человек начинает ощущать себя взрослым. Детство забывается или вспоминается как какой-то светлый, но непродолжительный период. Это ощущение не случайно, оно естественно и правильно. Каждый год, каждый этап становления ребенка являются этой подготовкой. Детство можно фундаментально разделить на два периода: первый - от зачатия до 12 лет; второй - от 12 до 24 лет.
До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые, так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать пример со взрослых. С 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности.
В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно, естественно, запечатлевается детьми и затем в самостоятельных поступках проявляется как самоутверждение. В тех семьях, где родители утверждают друг друга, где существует атмосфера заботы и любви друг к другу, и дети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного. Если запечатлена злобность, то в самостоятельности это будет усиленная злобность, большая, чем родительская. Если же это забота, то она тоже проявится в удвоенном, утроенном варианте. Часто бывает, что собственный ребенок поражает родителей. Забота друг о друге для них привычна, но в ребенке они вдруг обнаруживают такую заботу о ближних (дедушке, бабушке, папе, маме, младших сестрах и братьях), которую в себе никогда не замечали. Сегодня много семей живут стихией свободы хотений: каждый пытается утвердиться в своих желаниях. И в результате главой семьи становится то жена, то муж.
Там, где власть постоянно переходит из одних рук в другие, дети получают очень большую свободу проявления собственных желаний. Они начинают лавировать между папой и мамой. Если в семье есть бабушка и дедушка, время от времени берущие власть на себя, то уж тут поле деятельности для проявления детской самостоятельности и всяческих хотений преогромное. Естественно, что дети в таких семьях становятся настоящими диктаторами. Они в центре внимания. Ревность родителей, бабушек и дедушек вызывают дети. В конечном счете мама на вечернем совете заявляет: <Когда я одна с ребенком, он шелковый. А как только вы все собрались, ребенок изменился! Вы виноваты в этом!> Но папа не согласен: <Когда он со мной - лучше ребенка не бывает, а ты появилась - все сразу кувырком пошло!>
Что же происходит? Оказывается, ребенок обладает удивительной душевной приспособляемостью, очень чутким знанием и слышанием того, что происходит в душе взрослых, и ведет себя соответственно тому, что от него ожидают. Причем адаптивная способность у детей очень велика и направлена на сохранение мира и лада. Ребенок стремится, чтобы его собственный мир обязательно был обеспечен. И благодаря этому он подстраивается под взрослого, хочет или не хочет того взрослый.
Ребенок по природе своей стремится к миру с теми, с кем он живет, потому что немирное состояние для ребенка невыносимо. Недаром ведь дети бегут из дома, где им плохо. Они бегут, чтобы сохранить себя, мир свой сохранить. Они могут бежать к какому-то конкретному человеку или же в поисках взрослого, под которого смогут подстроиться и с кем удастся этот мир сохранить. Поэтому, оставаясь с бабушкой наедине, они подстраиваются под бабушку, остаются с мамой - под маму, остаются с папой - под папу. Естественно, что с каждым из них ребенок находит общий язык. Но вот они собрались вместе, и ребенок уже не знает, как быть. Если вначале он теряется, то вскоре находит сильное лицо (дети очень тонко это улавливают) и избирает его своим покровителем. Очень часто сильное лицо, переругавшись со всеми остальными, защищает интересы ребенка, а ребенок радуется: он получил свое.
При противоречивом состоянии взрослых, когда каждый из них находится во власти собственных хотений, ребенок обязательно получит желаемое. Естественно, что ребенок в такой семье с 12 лет будет проявлять именно самоутверждение и ничто другое. И в школе, и в классе мы это отчетливо увидим. Увы, детей, проявляющих заботу о других, а значит, и семей, дающих детям такое запечатление, сегодня крайне мало.
О духовном развитии
Суть закона последовательности запечатлений заключается в следующем: то, что в жизни взрослого является наиболее существенным, значимым, в ребенке запечатлевается прежде всего. Так, наиболее важным, первостепенным, на наш взгляд, является духовное развитие. Именно с этого начинается становление человека в утробе матери. Резерв сил, которые будут затем поддерживать человека до самой смерти в действиях правды, добра, в истинной любви к людям и к себе, закладывается в первый период - внутриутробный. Точнее сказать, ребенок в утробе матери запечатлевает духовную способность опираться на тот или иной объем благодатных сил. Потом, после рождения, этот объем будет либо умножаться, либо оскудевать в человеке в зависимости от того, как поведут воспитание его родители и как будет относиться к полученному богатству сам человек.
Внутриутробное становление - это прежде всего запечатление душевных сил матери, ее душевного состояния, проявляющегося в отношении к отцу, детям, если они есть, собственным родителям, то есть бабушкам и дедушкам, и вообще к людям, с которыми она встречается дома и на работе. Ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери.
Вот идет злоба на маму. Ответить можно по-разному: злобой или терпением, прощением и любовью. Но случается, что у мамы больше нет сил терпеть и она впала в состояние душевного дискомфорта, бессилия, отчаяния, сорвалась в досаду, обиду, раздражение, гнев. Это состояние душевной скудности запечатлевается ребенком в неспособности любить, заботиться, терпеть. Естественно, что такие дети легко срываются в истерику, злобу. Едва задень - начинается плач, чуть потребуй - в ответ упрямство или гнев. У ребенка сил нет находиться в добром расположении к людям.
В возрасте 5 - 7 лет такие дети проявляют очень сильную неврастению, выставляют свое <я сам> и упорствуют в нем, часто капризничают, обижаются, постоянно болеют, подсознательно используя болезнь как способ управления родителями, добиваясь таким образом их повышенного внимания и особой заботы. Потом, в возрасте 12 - 14 лет, они душевно неустойчивы, быстро приходят в состояние истерик, внутреннего упадка, озлобления, жестокости, черствости и т.д. У них просто не хватает душевных сил, потому что мать их не дала; а сама она этих душевных сил не имела, находясь в глубоком бессилии перед событиями окружающей жизни. Все свои переживания она и запечатлела в своем ребенке.
Когда все это скажется? Обычно проявляется в возрасте 19 лет. Это переходная точка смысловой перестройки, переоценки ценностей, где чрезвычайно важно для человека иметь душевные силы. Если же их нет, то точку 19-летия, когда и приобретаются новые смыслы, такой человек проходит очень тяжело. Дети, не получившие в утробный период полноты материнского спокойствия, полноты душевной наполненности, в возрасте 19 лет чаще подвержены психическим срывам, кончающимся иногда попытками самоубийства.
В последние 10 - 15 лет в психиатрических лечебницах резко возросло число юношей и девушек, не выдержавших напряжения жизни. В особенно трудной ситуации оказываются ребята, служащие в армии, в тех ее частях, где есть дедовщина. Другим удается удержаться в жизни и даже иногда не показывать окружающим своего состояния, хотя при этом душа мается, не зная, где ее место, дело. Чувство пустоты, бессмысленности, разочарования или ранимости, душевной усталости, безразличия, лени не дает что-либо делать или как-то строить свои отношения с людьми.
Все это отдаленный результат неправильного внутриутробного становления ребенка, выразившийся в необеспеченности душевными силами, которые мать должна была дать своему ребенку.
Священник Анатолий ГАРМАЕВ
|