Об эксперименте по созданию новой формы воспитания детей-сирот - фостерных (приемных) семей «ЗН» уже сообщало в No27. Фостерные семьи и детские дома семейного типа приходят на смену интернатам и детским домам - как наиболее эффективные для воспитания ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки. Сегодня в Украине создано 33 фостерные семьи. Пять из них - в Харьковском регионе.
Харьковщина - приграничный район. Родители часто уезжают на заработки в Россию. Дети остаются без присмотра. Лишают детей семьи алкоголизм и наркомания родителей. Сиротство сегодня - понятие социальное. Лишь 14 процентов наших сирот - так называемые биологические сироты.
Сеть интернатов на Харьковщине развита достаточно широко. Однако ребенок в интернате так и остается сиротой и в определенной степени изолирован от общества, не приобретает нужных для жизни навыков, не впитывает ценностные нормы. Все это возможно только в окружении близких людей.
Появлению фостерных семей в регионе предшествовала большая подготовительная работа. Кандидаты в фостерные мамы и папы еще до знакомства с детьми прошли специальную подготовку. Затем ребятишки стали приходить в семьи на субботу и воскресенье, а через некоторое время - и насовсем.
Уже через несколько месяцев в развитии детей специалисты отметили прогресс.
- Привезли дочку домой, а она слабенькая, синюшная, - вспоминает одна из фостерных мам. - А сегодня - посмотрите: щечки розовые, девочка веселая, подвижная.
Шаг за шагом дети осваивались в семьях, привыкали к другой жизни. На первых порах многие не могли привыкнуть к режиму питания: ведь в интернатах кормят по расписанию, дома же можно есть, когда хочешь и что хочешь. Через некоторое время чаша весов качнулась в другую сторону. Например, в одной из фостерных семей девочка никак не могла вдоволь наесться борща - и его варили на протяжении месяца изо дня в день.
Обнаружилось, что старшие дети не умеют делать покупки. Рассказывают, как одна из приемных девочек пошла в магазин за сметаной, а вернулась ни с чем. «Сметана есть только сухая, рассыпчатая», - сказала. Недоразумение рассеялось быстро: оказывается, в магазине для того, чтобы не ставить на витрину настоящую сметану, сделали муляж - насыпали в банку манной крупы, написали стоимость сметаны и выставили в витрину. Но девочка с таким не сталкивалась - ведь, живя в интернате, она в магазин не ходила. Другая девочка никак не могла научиться сочетать вещи, например, с прозрачной нарядной кофточкой могла надеть спортивные брюки и кроссовки.
- Я постоянно ей рассказывала, что к чему, - вспоминает ее приемная мама, - но понадобилось время, пока девочка освоилась со своими кофточками и платьями.
Однажды семья, принявшая ребенка, всем составом поехала в гости в другую деревню. Ребенок расплакался:
- Вы меня увозите из дома, хотите оставить!
Пришлось с полдороги возвращаться, доказывать, что дома остались вещи, игрушки, кровать - и все это будет ждать возвращения мальчика.
А в другой семье приемный ребенок категорически отказался ехать в «Артек». Его доводы были крайне убедительны:
- У меня здесь есть все. Вы купили мне велосипед, игрушки - я никуда не поеду.
Приемным детям пришлось привыкать к понятию «мое». Затем родителей поджидали иные неожиданности типа:
- А можно я на свою тумбочку замок повешу?
Хотя у ребятишек появились не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, больше они тянутся к отцам - сказывается дефицит работников-мужчин в интернатах и детских домах. Пока дети освоились в семьях, приемным родителям понадобились и выдержка, и понимание, а главное - любовь. (Ведь, как считают специалисты, после четырех лет пребывания в сиротских учреждениях 90 процентов детей нуждаются в психокоррекционной помощи.) Детишек здесь действительно полюбили как своих.
Способность любить напрямую связана с тем, сколько любви человек получил в своей жизни. Эксперимент в Харькове показывает, что детишки в фостерных семьях обрели родителей, успешно адаптируются в обществе.
Сегодня отношение государства к детям-сиротам ориентируется на содержание их в интернатах. Ребенок попадает в семью только тогда, когда его выбрали. А нужно идти обратным путем - искать не ребенка для родителей, а семью для каждого осиротевшего малыша.
Если за рубежом система фостерных семей достаточно широко развита и ребенка берут в приемную семью на разный период, например, если его родители находятся в больнице или их посадили в тюрьму, то в Украине приемные родители хотят взять ребенка навсегда. Сегодня в банке данных региона свыше 40 желающих создать фостерные семьи.
Антонина МАЗНИЦА 6 - 22 Сентября 2000 года
http://www.zerkalo-nedeli.com/op/show/309/28382