Помощь детям-сиротам: Ноль на выходе.
17.03.2006
Ситуация в России сегодня такова, как и впрочем в канувшем СССР, что дети-сироты остро нуждаются в сопровождении и поддержке. Сопровождения не было в СССР, нет и в обновленной России. Да, можно бросить их как щенков в пруд, пусть барахтаются, авось, выплывут. Но как мало их выплывает из этого пруда!
Основная проблема выпускника детского дома - несостыковка представлений о том, что они слышали, им говорили, с тем, что видят и чувствуют сами. Именно про чувства хочется сказать особо. В детском доме все происходило в группе, рядом друзья и воспитатели. И все вдруг рухнуло: один в общежитии, один на один с пособием, необходимостью принимать решения. Неизбежен стресс, из которого выбираются немногие - справиться с ним без поддержки понимающих взрослых людей очень трудно.
Зачем это надо?
Задача не в том, чтобы таскать за ручку ребенка и говорить ему: постирай носки, скажи «здравствуйте!» Речь о первоначальном становлении. Выход ребенка из детского дома можно сравнить с высадкой на Луну. Новые запахи, новые слова, новые взгляды... В детдоме он привык, что все для него, про него, о нем, по-разному, но для него.
Детский дом старается привить воспитаннику некоторые представления о жизни, но это не особенно получается: ведь учреждение больше занято кормлением, одеванием, добыванием средств. Налажен один механизм передачи воспитанника детского дома - в ПТУ. На выбор пять специальностей, иди куда хочешь, но только туда, куда указали. Они и идут. Это опять же неизбежно: знания выпускника детского дома чаще всего близки к нулю, хотя есть государственное финансирование по подготовке детей-сирот в вузы. Но никто этим не пользуется. Проще послать в ПТУ.
А там привычно ставят на все мыслимые и немыслимые «довольствия»: пособие, одежду, питание и так далее. Привыкает наш ребенок принимать от государства эту помощь, но всему приходит конец.
Страшно, что лишь самый малый процент детдомовцев идет в вузы. Диплом о высшем образовании придал бы уверенность в своих силах. Но воз и ныне и там. ПТУ - как маяк, который доступен, но для детей-сирот это тупик.
Что же делать?
Кто должен заниматься сопровождением детдомовца: органы опеки, само учреждение, есть ли у них для этого силы и средства??? Понятно, что при нынешних форме работы органов опеки и самих учреждений, финансировании и штатах ожидать изменений не приходится. Но все же... Ждать, пока государство начнет меняться - глупо. Общественные организации могут заниматься поддержкой выпускников, создавая общественные центры временной поддержки.
В функции такого центра могли бы войти не только координация всего процесса передачи выпускника в учебное заведение или помощь в решении разных вопросов, которых возникают масса. Главное, для чего создается центр, - это налаживание коммуникации с детьми-сиротами, пока они еще в детском доме, чтобы при ходе него они знали: есть место, куда можно прийти, и тебе перевернут мозги, подскажут, направят. Вопросов столько, что на них надо получать ответы, юридические, имущественные, личные, психологические, трудоустройства и так далее. Так важно, чтобы у выпускника детского дома была уверенность, что он не брошен, кому-то нужен. Надо делать все, чтобы жизнь детей-сирот менялась в лучшую сторону.
Александр Гезалов,
Руководитель республиканского адаптационного центра для детей-сирот «МАЯК»
выпускник детского дома
КРОМО «Равновесие».
Адрес: 185035, Карелия, г. Петрозаводск, ул. Крупской, д. 12.
Телефон/Факс: + 7 (8142) 76-54-82
Номер сотового телефона в Москве: +79104703063
Номер сотового в Карелии: +79210100527
URL: http://balance.metakultura.ru
e-mail: balance@sampo.ru
Регистрационный номер в Едином государственном реестре 1001300166 от 10.01.2000г.
|