Учебный класс с компьютерами открылся в следственном изоляторе Петрозаводска. Заниматься здесь будут несовершеннолетние подследственные.
Неровными, какими-то совсем детскими буквами на доске начертано: «Здравствуй, школа». Доска, кстати, суперсовременная, на которой пишут не традиционным мелом, а фломастерами. В небольшом уютном классе, еще пахнущем отделочными материалами, несколько парт, два компьютера и шкаф с книгами. За столами в качестве учеников четыре паренька, перед ними лежат школьные тетрадки и ручки. Кажется, вполне привычная классная обстановка. И не было в этом ничего удивительного, если б не одно обстоятельство: класс этот открыт в следственном изоляторе No 1 города Петрозаводска. А заниматься здесь будут несовершеннолетние ребята от 14 до 18 лет.
Их в СИЗО около двадцати. Содержатся здесь от трех месяцев до одного года. Большинство на воле обучались в школах и училищах. Многомесячное, бесцельное сидение на нарах, зачастую, навсегда отворачивает парней от необходимости совершенствовать свои знания. В следственном изоляторе они познают другие университеты и уже считают, что обычные школьные будни не для них. Вернувшись к вольной жизни, они перестают учиться.
- Для нас было главным, чтоб подростки, попав в СИЗО, не утратили связи с вольной жизнью, своими школьными коллективами, - сказал корреспонденту «Труда» председатель попечительского совета УИН по Карелии Александр Гезалов. - Чтоб они могли поддерживать образовательный уровень, заниматься хотя бы по основным предметам, и у них была возможность провести какое-то время вне камеры.
- А кто будет преподавать у ребят?
- Сейчас решается вопрос с учителем. Пока же занятия будут вести представители общественных организаций, сотрудники следственного изолятора, имеющие педагогическое образование, православные священники.
Первый урок в новом классе провел сам Александр Гезалов, руководитель общественной организации «Равновесие», оказывающей помощь воспитанникам детских домов и интернатов. Его разговор можно назвать социальной реабилитацией. Многих из этих мальчишек он знает, не один раз виделся с ними, посещая камеры несовершеннолетних. Семнадцатилетний Антон, можно сказать, старожил. В СИЗО уже десять месяцев, ждет начала суда. Биография у парня «богатая». Воспитывался одним отцом. За правонарушения судом был направлен в спецшколу No 8. Оттуда неоднократно сбегал. Последний побег закончился разбоем.
Его шестнадцатилетний сосед по классу, тоже Антон, держится скромно и молчаливо. В изоляторе всего два месяца. Учился в средней школе No 34, в престижном кадетском классе. Попал в СИЗО также за разбой. По словам сотрудников изолятора, как правило, несовершеннолетние правонарушители совершают преступления в состоянии алкогольного опьянения. Далеко не все отправятся отсюда в колонии для отбытия наказания. Кого-то ждет условно-досрочное освобождение. Вот таким-то ребятам учебный класс как раз и необходим.
- Мы приобрели для занятий специальные образовательные программы, - говорит начальник отделения воспитательной работы с осужденными УИН по Карелии Александр Дорофеев. - Подростки смогут работать на компьютере, заниматься географией, мировой литературой, историей. У нас готовится к открытию еще один класс - в следственном изоляторе города Сегежи. Кстати, подобные классы в следственных изоляторах открыты лишь в нескольких городах России.
А вот деньги на ремонт и обустройство учебного класса для несовершеннолетних, по словам председателя попечительского совета Александра Гезалова, так и не смогли найти в республике. Потенциальных меценатов не оказалось. Помогли со средствами французы. Краску для ремонта класса в сегежском изоляторе предоставили финны. Компьютеры собирается подарить православная община Ирландии. Все они, похоже, больше заинтересованы в социальной реабилитации, возвращении к нормальной жизни наших, российских несовершеннолетних.
Светлана ЦЫГАНКОВА,
соб. корр. «Труда».
Петрозаводск.
На снимке: в учебном классе.
Фото автора.