Усыновление жизни; детей недетские глаза…
07.02.2006
Одна моя знакомая, мама маленького ребенка, как-то с увлечением показывала мне фотоальбом своей малышки. «Это Яночка улыбается, тут она пальчик сосет, тут мы спим, а здесь мы проснулись и зеваем». Восторг у молодой мамаши вызывал каждый жест, каждый взгляд и вздох ее ребенка.
А вечером я просматривала другие детские фотографии: базу данных детей-сирот - кандидатов на усыновление, вывешенных на сайте КРОМО «Равновесие». Напротив каждого изображения ребенка - перечень заболеваний, доставшихся им в наследство от родителей-алкоголиков.
Малыши на фотографиях тоже сосут пальчик, у них такие же маленькие ручки и ножки. Вот только им никто не умиляется, и не показывает с восторгом их фотографии всем друзьям и знакомым. Потому что эти дети - ничьи. Они никому не нужны.
В газете бесплатных объявлений между предложениями «отремонтирую ТВ» и «требуются девушки в агентство» - объявление детского дома «Возьмите ребенка на воспитание в свою семью». Всеми способами работники детских домов и органов опеки пытаются найти родителей для своих подопечных.
Сегодня в Карелии 22 детских дома. В них воспитываются 1 137 детей-сирот. В Доме ребенка и школах-интернатах проживает еще 383 ребенка - всего 1520. Их родители не умерли, они вполне живы, и в состоянии растить своих детей. Вот только им это не надо - подавляющее большинство таких мамаш и папаш алкоголики.
Но есть среди них и те, кто попросту не может содержать своих детей. В Минобразования рассказали случай, когда в районе мать-одиночка троих детей была вынуждена отдать в детский дом одного из них: двоих она еще худо-бедно могла прокормить, на третьего элементарно не хватало денег.
Как отмечают в отделе опеки мэрии Петрозаводска, в последние два года увеличивается количество новорожденных, от которых отказываются матери прямо в роддоме. Как правило, это несовершеннолетние, одинокие или многодетные мамы.
- У нас был случай, когда в роддоме от своего малыша отказалась молодая девушка. Отец ребенка бросил ее беременную. Ребеночка вскорости усыновила женщина, у которой погиб ее собственный семнадцатилетний сын. Три месяца спустя биологические родители ребенка помирились и захотели вернуть своего малыша. Но сделать уже ничего было нельзя, - рассказывает Нина Лыскова, начальник отдела опеки администрации Петрозаводска.
Иностранный усыновитель - так страшен, как его малюют?
В среднем, половину детей, оставшихся без родителей, удается распределить по семьям. Большинство из них берут под свою опеку родственники: как правило, родные бабушки. Часть детей усыновляют. Подавляющее большинство, около 70-ти процентов усыновителей - иностранцы. Больше пятидесяти детей в год (почти целый детский дом) они увозят к себе заграницу.
- В последнее время всем разговорам об иностранном усыновлении пытаются придать оттенок скандала. Однако нельзя категорически заявлять, что все иностранное усыновление это зло. Безусловно, убийства наших детей заграницей - это чудовищные преступления, которым не может быть оправдания. Но эти случаи единичны, в то время как по статистике у нас в России от рук собственных родителей погибает около трех тысяч детей в год! А иностранцы усыновляют тех детей, которых наши, российские родители, никогда бы не решились взять - инвалидов, детей с серьезными заболеваниями. Кроме того, если наши усыновители, как правило, берут маленьких детей, то иностранцы усыновляют и подростков, у которых помимо целого букета болезней имеются еще и серьезнейшие психотравмы, - рассказывает Галина Григорьева, начальник отдела специального образования, усыновления и профилактики социального сиротства Минобразования Карелии.
В отделе рассказали случай, когда женщина - американка, сама инвалид (у нее не было трех пальцев на руке) усыновила мальчика, которому при рождении ампутировали правую руку. Некоторое время спустя она забрала еще и его брата с сестрой. Потом она писала специалистам Минобразования и благодарила их за то, что они помогли ей обрести этих детей!
А одного нашего ребенка усыновила финская семья, в которой выросло 15 приемных детей - из Африки, Вьетнама, России.
- Главное отличие наших усыновителей от иностранных в том, что мы берем ребенка для себя, чтобы заполнить собственное одиночество. Иностранцы же усыновляют, чтобы помочь ребенку: дать ему семью, образование, поддержку. У нас же в последнее время настолько развилась эта фобия - боязнь иностранцев, что даже директора наших детдомов отказываются от подарков, которые им присылают из заграницы усыновители наших детей. Чтобы, не дай Бог, ни у кого не возникло подозрения, что это была взятка за ребенка! Недавно, к слову, по телевидению в ток-шоу Малахова выступала женщина из Сортавала, которая заявила, что у нее отобрали ребенка и продали его заграницу. На самом деле, этот ребенок, до того, как его усыновили в Америку, уже три года находился в детском доме, где его мать ни разу не навестила его. Об этой передаче каким-то образом узнала приемная мать ребенка: женщину после этого разбил паралич. Некоторое время спустя она приезжала к нам из Америки, чтобы доказать, что все это не правда. Передвигаться она могла только с палочкой, - рассказывает Галина Григорьева.
Галина Федоровна рассказала историю, когда одна наша усыновленная заграницу девочка, спустя семь лет, заработав свои первые деньги - 100 долларов - прислала их в свой бывший детский дом.
Статистика «МК»
В прошлом году по семьям было распределено 616 детей. 464 ребенка взяли под опеку, 134 - усыновили. Из них 98 детей - заграницу. 57 детей взяли на воспитание патронатные родители, одного - приемная семья.
Большая половина карельских детдомов - малокомплектные, в них проживает в среднем около 50-ти человек (в некоторых регионах в похожих домах воспитывается и по 300 детей). В среднем на содержание одного ребенка в детском доме государство тратит 100 - 110 тысяч рублей в год.
«Выживет - еще одного усыновлю!»
У нас в Карелии чаще усыновляют жители районов, как правило, бездетные пары.
- У нас был случай, когда женщина, долго и безуспешно лечившаяся от бесплодия, усыновила малыша, и ровно через девять месяцев сама родила! Они с мужем назвали сына Богданом. «Ведь это нам бог дал малыша за то, что мы усыновили сироту» - говорила потом счастливая мать. И вы знаете, такие случаи ведь не единичны, только за время моей работы в отделе опеки - 2 года - их было несколько, - говорит Нина Лыскова.
Нина Константиновна также вспомнила историю, когда у маленького ребенка, усыновленного одной нашей парой, обнаружилось заболевание мозга. «Если выживет, еще одного усыновлю!», - поклялась себе убитая горем мать. Злокачественная опухоль не подтвердилась, малыш выздоровел и женщина действительно усыновила еще одного ребенка. А одна супружеская пара, у которой родилась дочь, усыновила еще и брошенного в роддоме мальчика - счастливый отец забирал из роддома жену с «двойняшками».
Наше, «отечественное» усыновление, имеет еще несколько особенностей. К сожалению, бывают случаи отказа от приемных детей. Одна семья усыновила ребенка трех лет. Когда парню исполнилось 16 и начались все присущие подростковому возрасту сложности, отец, взбешенный поздними приходами сына домой, высказал ему в лицо страшную правду об его происхождении. Развившаяся после этого у молодого человека депрессия усугубила конфликт, в итоге родители отказались от усыновления.
Бывает, что в биологических родителях вдруг просыпается «родительский» инстинкт, и они, спустя немалое количество лет, начинают требовать, чтобы им вернули ребенка. Правда, целью подобных заявлений чаще всего является не возврат ребенка, а получение денег с приемных родителей.
Они же как настоящие!
- Усыновление окружено стойкими мифами и безосновательными страхами, - говорит Маргарита Воздвиженская, мама-усыновитель двоих детей. - Мне не раз доводилось слышать «я же не знаю, какие у него там гены и что из него может вырасти!» Но ведь мы знаем, что может вырасти и из наших собственных детей! Да, эти дети педагогически запущены, но уже через несколько месяцев при должном уходе и заботе родителей это все стирается. Мои знакомые, увидев наших малышей через некоторое время не могли удержаться: «Да они же как настоящие!» Конечно, они настоящие - обычные дети, такие, как все. Еще одно распространенное заблуждение - а вдруг я не смогу полюбить этого ребенка, ведь он чужой! Но ведь и биологическая мать не может сказать, что любовь в ней родилась вместе с ребенком. Даже самой любящей маме нужно время, чтобы привыкнуть к своему малышу, узнать его. Мы с мужем полюбили своих детей практически с первых минут. На самом деле, в тот день мы ехали в детский дом, чтобы отказаться от детей. Дело в том, что нам предложили взять их - братика и сестричку - обоих одновременно, а мы не были уверены, что можем сделать это. Но увидев их, мы уже не смогли с ними расстаться - и вот мы уже больше трех лет вместе. А некоторые женщины боятся, что не смогут убедить мужа взять ребенка. Покажите фотографию ребенка мужу, и, я уверена, долго упрашивать его не придется!
- Есть много людей, которые очень хотели бы ребенка, но не могут иметь детей. Они долго и безрезультатно лечатся. А эти дети - они уже есть, они родились. И они ждут своих родителей, - говорит Александр Гезалов, председатель общественной организации «Равновесие», автор проекта по усыновлению детей «Возьмите меня в семью». - Однако многих от решения усыновить ребенка удерживает заблуждение, что эта процедура очень долгая, сложная, требующая много документов, хождений по инстанциям и так далее. Специально для таких родителей мы создали на нашем сайте клуб «Приемная семья». Всем, кто обращается к нам, мы помогаем преодолеть эти стереотипы. Также на нашем сайте есть перечень всех документов, которые понадобятся кандидатам в усыновители, и номера телефонов специалистов, которые этим занимаются.
Моя знакомая как-то говорила: «Когда мне нужно уйти и оставить ребенка с няней, Яночка провожает меня таким непонимающим взглядом, словно хочет спросить «Мама, куда же ты уходишь?» Я не могу надолго расставаться с ней, уже через два-три часа я ужасно тоскую и переживаю за нее. И я вижу, как малышка скучает и ждет меня». А во втором детском доме рассказали, как скучают те дети, которых мамы бросили навсегда.
- У нас была девочка-подросток, которая первое время пребывания в детдоме запиралась в шкафу и часами рассматривала свои семейные альбомы. А один паренек каждой осенью сбегал, чтобы заготовить матери запасов на зиму: он собирал оставшуюся на полях картошку, морковку, свеклу. А когда мальчик однажды узнал, что после очередного запоя с матерью совсем плохо, он в сильный мороз убежал из детдома в одной футболке - чтобы самому проверить, как там она, - рассказывает психолог детского дома Татьяна Кушнир.
Когда у ребенка нет родителей - это ненормально, противоестественно. Дети должны жить с мамами и папами, просто должны и все. Потому что дети не могут быть ничьими. Они обязательно должны быть кому-то нужны.
Елена Литвин
Газета «Московский комсомолец»
***Парадокс ситуации заключается в том, что государство тратит огромные деньги на содержание детдомов и интернатов, вместо того, чтобы направить эти средства в нуждающуюся семью и спасти ее от развала, а детей - от детского дома. Карелия сегодня является едва ли не единственным регионом, где такое положение вещей пытаются изменить. С первого января нынешнего года вступил в силу закон, согласно которому сумма, которая полагается на содержание одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, а это около 12 тысяч рублей, будет выдаваться не на детский дом, а непосредственно на ребенка - независимо от того, воспитывается ли он в госучреждении, или в патронатной (приемной семье). В следующем номере - продолжение темы, в котором мы расскажем о патронатном воспитании, новом законе и том, кому и кто будет выплачивать эти «детские» 12 тысяч.
|