Все несовершеннолетние подростки и женщины следственного изолятора Петрозаводска получили рождественские подарки.
Лязгнули массивные металлические двери и со скрипом открылись. Небольшая камера на четверых. Окно в решетках, двухъярусные нары, маленький столик, раковина. Привычная обстановка для заведений подобного типа. И только еловые ветки, украшенные золотинками от конфет, разрушали стандартный камерный ряд. Рядом стояли несколько пареньков. Один небольшого роста, худенький.
- Как тебя зовут? - спрашиваю его.
- Саня.
- А сколько тебе лет?
- Пятнадцать.
- За что сидишь?
- За грабеж.
Другой мальчишка попал в следственный изолятор за причинение тяжких телесных повреждений, в результате которых пострадавший оказался инвалидом. За подобное преступление положен срок от пяти до двенадцати лет. В соседней камере еще один пятнадцатилетний пацан сидит за убийство, правда, как пояснили сотрудники СИЗО, произошло оно не намеренно. Большинство несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Всего в первом следственном изоляторе Петрозаводска находится двадцать несовершеннолетних. Руководство СИЗО вместе с председателем попечительского совета УИН Карелии Александром Гезаловым решили поздравить этих ребят с Рождеством. В изоляторе с подарками побывали священники.
- К новогоднему празднику мы всегда выдаем в камеры еловые ветки, продлеваем работу отдела передач до позднего вечера, чтоб все желающие могли порадовать своих родственников и друзей подарками и продуктами. Правда, к несовершеннолетним мало кто приходит. Они, как правило, из неблагополучных семей и их родителям не до собственных детей, - сказал корреспонденту «Труда», кстати, единственному журналисту, побывавшему вместе со священниками в следственном изоляторе, полковник Александр Дорофеев, начальник отделения воспитательной работы УИН по Карелии.
Кроме несовершеннолетних, поздравляли и женщин. Их около двадцати, одна - готовится стать матерью. Эта маленькая цыганка попала в СИЗО за преступление, связанное с наркотиками. Шестидесятилетняя Валентина Пономарева, она единственная женщина в таком возрасте, находится в одноместной камере. У нее - инфекционное заболевание. Увидев отца Леонида, женщина расплакалась. За кражу Валентина получила два года условно. Но не являлась в отделение внутренних дел для отметки. И за это суд изменил ей меру пресечения. Вот уже три месяца Пономарева находится в следственном изоляторе, ожидая решения своей участи. Сквозь слезы, Валентина говорит, что ничего не понимает и не знает, что ей делать дальше. Председатель попечительского совета Александр Гезалов и священники решили помочь шестидесятилетней Валентине Пономаревой, тем более что у нее первая судимость.
Всем несовершеннолетним подросткам и женщинам, а их сорок человек, вручили сладкие рождественские подарки - пряники, конфеты, шоколад. Теперь у осужденных есть возможность часто общаться со священниками. Епархия назначила для работы со следственными изоляторами отца Алексея.
Светлана ЦЫГАНКОВА.
Собственный корреспондент газеты «ТРУД».