Рождественское послание Архиепископа Петрозаводского и Карельского МАНУИЛА.
06.01.2006
«Слава в вышних Богу, и на земли мир,
в человецех благоволение» (Лк. 2,14).
Возлюбленные о Господе, дорогие братья и сестры, с чувством духовного ликования от всей души поздравляю вас с преславным праздником Христова Рождества!
Размышляя о событиях Рождества Христова, наши сердца переполняются благодарностью и благоговейным трепетом перед той безграничной Божественной Любовью, с которой Господь совершает домостроительство нашего спасения. В Рождестве Спасителя исполняется то, что было уготовано еще на Предвечном Троическом Совете - Бог, смиряя Себя ради нашего спасения, становится человеком и сходит с Небес на землю, чтобы мы, веруя в Него, обрели возможность восхождения от земли в Небесные Обители.
Еще в раю своим грехопадением наши прародители отторгли себя от теснейшего общения с Богом - Источником Жизни, и отошли в «юдоль смертную». «Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5, 12), - говорит нам апостол Павел. А через первых людей и все их потомки, мы с вами, да и вся вселенная, оказалась по разные стороны той духовной пропасти между Творцом и творением, которую разверзло непослушание и горделивое желание стать подобными Богу, знающими добро и зло. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5,12). Человек своими собственными силами уже не мог преодолеть эту онтологическую пропасть. Для спасения падшего человечества необходима была Бо-жественная Сила и Любовь. И Бог, не отвративший Свой Отеческий взгляд от Своих нерадивых, неблагодарных и заблудших детей, движимый Любовью, не желая их вечной погибели, Сам снисходит к нам, становясь во всем нам подобным, кроме греха, чтобы взять на себя всю нашу вину, грехи всего мира , чтобы Своею Смертию нашу смерть разрушить, а Своим Воскресением нас совоскресить. Об этом величии Божественной Любви говорит апостол Иоанн Богослов: «Ибо так возлюбил Бог, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16).
Поэтому воистину убогие ясли, в которых лежал повитый Богомладенец Христос, являются для нас колыбелью нашего спасения. Свет Его Рождества, воссиявший из Вифлеемской пещеры, уже отблеск того Света Воскресения, который изольется на всю вселенную, из другой пещеры - Гроба Господня.
Сегодня сердца верующих переполняются радостью о пришествии в мир Спасителя, но есть еще много людей, которых весть о Рождестве никак не изменяет, в их души еще не пробился свет Вифлеемской звезды. Для одних Рождество - это лишь древняя тра-диция с елкой, подарками, вертепом и колядками, для других - просто продолжение ново-годних торжеств и лишний повод вновь сесть за праздничный стол. Есть мнения, что и вовсе весть о Рождестве за два тысячелетия уже устарела, новые эпохи требуют новых целей и ориентиров. Развивается «общество потребления», человек всеми силами и возможностями стремится заботиться только о себе самом. Сегодня мы видим, какими угрожающими темпами строится новая духовная Вавилонская башня: под красивыми словами о защите прав человеческой личности взращиваются непомерная гордость, тщеславие, самонадеянность, гипертрофированное чувство собственного «Я». И как следствие, Божественной Любви очень трудно пробиться туда, где есть любовь только к себе самому.
Будем надеяться и молиться о том, что Божественный Свет озарит наши души, огонь Веры растопит лед в сердцах человеческих, а Божественная Любовь наполнит нас радостью. Подобно тому, как Рождество Христово явилось краеугольным событием, положившим начало новой «нашей» эры, так и рождение Богомладенца Христа в яслях каждой уверовавшей души стало для человека началом новой личной эры - жизни в единении с Богом.
С Рождеством Христовым каждому открыт путь ко спасению, пусть не смущает сердца видение собственного недостоинства, невозможности измениться и заслужить прощение. По мудрому слову святителя Филарета, митрополита Московского: «Что, хотя бы грех унизил тебя до скотоподобных страстей и похотей, хотя бы совестью принужден был сам обратить к себе пророческое обличение: «Человек в чести не пребудет; он уподобиться животным, которые погибают» (Пс. 48,13), - и тогда ты не должен отчаиваться в снисхождении Спаса твоего. Он, не возгнушавшись возлечь в яслях, не возгнушается и в яслях твоей души почить Своею благодатью и Своим миром, если только ты покаянием и верой повергнешь себя перед Ним».
Господь рождается в мир изливая на него Свою Божественная Любовь. К Нему мы можем обратиться словами дивной молитвы, которой взывает ко Господу блаженный Августин: «Боже всемогущий! Боже всемудрый! Боже преблагой! Твоя Сила могла бы сотворить другой, отличный от этого, мир, несравненно больший; Твоя Премудрость сумела бы создать другой, отличный от этого, мир, несравненно прекраснее, но Твоя Любовь не могла и не сумела совершить дело величественнее и прекраснее, чем Домостроительство Твоего Воплощения!»
«Христос раждается! Славите!»
Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
Рождество Христово,
2006 г.
г. Петрозаводск
|