КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

СИМВОЛЫ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.

06.01.2006

Разделы:

«Все ближе и ближе праздник. Церковные песни уже видят грядущую к Вифлеему Деву, подготовляют к торжеству пастырей, собирают хоры анге-лов, торопят от Персиды мудрецов востока и ужасаются безумию Ирода, замышляющего убить Христа. Они уже полны предпразднественного ликова-ния и зовут к нему небо и землю.

Как и чем откликнется на этот зов наша душа? Найдется ли место около Его колыбели нам, бедным любовью и смирением, бессильным в своей слабой вере и решимости идти к нему, как бы долог и тяжел не был путь?! Его ясли да научат нас смирению, вертеп - не бояться бедности и убоже-ства, пастухи - простоте и незлобию, волхвы - подчинять свое мудрование и все земные познания мудрости Евангельской, звезда - ходить в свете про-свещенной Его благодатью совести, ангелы - взаимному миру и славосло-вию, Иосиф - праведности, а Дева Матерь непорочной чистоте и целомуд-рию, которые не только видят Бога, но и воспринимают Его в себе». Епископ Герман (письмо из ссылки).

ОЖИДАНИЕ.

Грехопадение деформировало и извратило душевные силы и приро-ду человека, разложение которого определило историю человечества. Пять с половиной тысяч лет понадобились человечеству, чтобы развить все заложенные в нем потенциальные возможности, создать все философские системы и исчерпать философ-ские идеи, развить искусство до высших степеней (к которым впоследствии оно никогда не могло подняться), сделать основополагающие открытия в науке и вместе с тем убедиться в своем нравственном и интеллектуальном бессилии. Человечество дошло до какой-то трагиче-ской грани, исчерпав свои силы и возможности. Оно увидело, что спасти себя не может. Не только Палестина, но и языческий мир ожидали Мессию-Искупителя и Спасителя.

СВЕТ.

История человечества - не только земная, но и космическая трагедия, а пришествие Христа на землю - свет, озаривший всю Вселенную. В Рождественских песно-пениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог!». Бог с нами на зем-ле, чтобы мы были в вечной радости.

ЗВЕЗДА РОЖДЕСТВА.

По преданию звезда зажглась над Вавилоном в день Бла-говещения Божией Матери. За ней последовали волхвы, то есть обладатели тайных знаний (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными), знакомые с про-рочеством Даниила, жившего задолго до этого в Вавилоне. Караван с Востока появился в Ие-русалиме через два года.

Тем, кто свою приверженность астрологии пытается обосновать эпизодом поклонения волхвов, скажем словами святителя Иоанна Златоуста: «Диавол так овладел ими, что они и здесь находят повод вооружаться против слова истины. Что же говорят они? Вот сказано, что и при рождении Христовом явилась звезда: это, значит, говорят они, что астрология есть нау-ка несомненная. Но если Христос родился по астрологическим законам, то, как же Он истре-бил астрологию, отверг судьбу, заградил уста демонам, изгнал заблуждение, и ниспроверг всякого рода магию?».

ПЕРЕПИСЬ.

Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской Империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокура-тором. Император Август для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно законам народа. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида, и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок - в Вифлееме - Доме хлеба живого.

ВИФЛЕЕМ.

Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем - образ мира - не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие обра-зы Христа. Истинному Христу, который принес Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест. До сих пор мир ненавидел и ненавидит Христа.

ЗИМА.

Христос родился в снежную зиму - знак духовного состояния человечест-ва, в полночь и тьму, повисшие над землей. Родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда еще самые короткие дни, но уже совершился поворот солнца к лету.

НОЧЬ.

Первое пришествия Христа содержит в себе мистические указания на Его второе пришествие: будет зима - потеря человечеством любви, ночь - померкнет свет веры, только как мерцающие огоньки звезд останется благочестие на земле.

ПЕЩЕРА.

Христос пришел на землю. Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Бога-Младенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи. Младенец в Вифлеемской пещере источал дивный свет.

...На Святой Земле еще доныне стоят четыре великих каменных скалы, точно также как стояли и во времена прихода в мир Христа. Одна из них это каменная пещера в Вифлееме, где родился Спаситель. Нет дома в Назарете, где Он жил, ни в Капернауме, где Он постоянно бы-вал, не сохранилось ни одно строение, в котором Его держали под стражей: ни двор Иродов, ни Пилатов, а эти четыре каменных скалы, созданные Богом, стоят и поныне. Чтобы никто не смел бы усомниться в том, что Он воистину родился, что Он был искушаем, как человек и распят из-за грехов человеческих, воскрес и что со славою вознесся на Небеса, в вечные оби-тели Свои, где Он ожидает Своих праведников. Господь видел всеведущий каменное сердце человеческое и сомневающийся разум людской, и поэтому Он мудро связал четыре великих события с четырьмя несокрушимыми скалами.

И еще несколько важных практических уроков, которые Господь преподал миру, ро-дившись в пещере, а не в царских палатах. На своем примере Он показал добродетель смире-ния, о которой заповедал людям. Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали также. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает ме-сто. Человек - самая большая ценность из всего, что есть на земле. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета не уменьшает его достоинства.

ПАСТУХИ.

Стояла тишина. Израиль - Народ Божий - спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет разлился вокруг. Они испугались, пришли в ужас. «Не бойтесь,- сказал им Ангел,- я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, услышав ангель-ское благовестие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своем собствен-ном сердце. Их чистые души были похожи на зеркала, отражающие в себе небесный свет.

А утром, когда Народ Божий проснулся, он даже не заметил, что пропустил самое главное.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ.

Кто первым поклонился родившемуся Младенцу? Евангелие говорит, что это был мудрецы-волхвы, а не сильные мира сего, которые не стано-вятся на колени перед Божеством, укрытом в маленьком человеке. Если они и станут искать правду у маленького человека, то не для того, чтобы почтить, а чтоб использовать в своих це-лях или убрать с дороги, если мешает.

Вера волхвов - это вера ученых и философов, познающих Бога через видимый мир и священные книги, идущих к Богу трудным путем из Вавилона в Вифлеем, ищущих истину в тяжелых интеллектуальных переживаниях и страданиях, через богословие, философию и нау-ку. И этот путь приводит ко Христу, если истину ищут всем сердцем, обращаясь к Богу с мо-литвой.

Мудрецы с Востока, взявшие на себя труд и риск большого путешествия, жизненного подвига поиска и провозвествования истины, скорее всего, были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку в Вавилоне существовала большая иудейская диаспора. Наверняка имело место и действие призывающей всех ко спасению Божией благодати, кото-рую волхвы смогли воспринять благодаря своей личной устремленности к Богу. Как истин-ные короли Града Божьего поклонились они Божественному Младенцу и получили незримые короны как награду за свое паломничество. Они уклонились от поручения Ирода сообщить ему, где родился Спаситель, потому что не служили сильным мира сего. Они были волхвами-служителями фальшивых богов, но мудрость их привела к истинному Богу.

По преданию, один из волхвов был перс, другой - араб, третий - эфиоп. Их звали - Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас находятся в Кельнском соборе Германии.

ДАРЫ ВОЛХВОВ.

Большинство толкователей сходится в том, что одни только ас-трологические расчеты вряд ли могли заставить волхвов отправиться в далекий и опасный путь и тем более поклониться Младенцу Иисусу не просто как Царю, но и как Богу и Спаси-телю. Именно в этом смысле обычно понимают дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу: золото - как символ Царской (мессианской) власти, ладан (фимиам) - как знак Его божественного достоинства, и смирну, то есть вещество, с помощью которого тела покойни-ков готовили к погребению, - как знак будущей искупительной смерти Иисуса.

По преданию, Божия Матерь незадолго до своего Успения передала благословленные дары волхвов Иерусалимской Церкви. Они передавались из поколения в поколение, пока не попали в Византию. В 400 году византийский император Аркадий перенес их в Константино-поль для освящения новой столицы. До ее завоевания святыни хранились в сокровищнице ви-зантийских императоров.

В 1433 году сербский правитель Георгий Бранкович был вынужден отдать свою мало-летнюю дочь Маро (Мария) за турецкого султана Мурата II, именно его сын Мухаммед II за-хватит Константинополь. А Маро, которой разрешено будет молиться своему Богу, спасет многие святыни православной столицы. Через два десятилетия после падения Византии она отправилась на Афон, чтобы передать дары волхвов в монастырь св. Павла. Они и сегодня хранятся в монастырской сокровищнице этой обители. Когда Мария сошла на афонский бе-рег, ей явилась Пречистая Дева, и раздался голос: «Не приближайся. Отсюда начинается цар-ство иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охрани-тельницы Святой Горы». Ставши на колени, Мария передала святыни, привезенные в десяти ковчегах.

Золото до наших дней дошло в виде 28 квадратных и треугольных пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в темные шарики, напоминающие маслины. Таких благоуханных бусинок около семидесяти. Золото используют для освящение воды. Иногда, очень редко, Дары волхвов вывозят за пределы Афона. Они изгоняют бесов.

ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ.

"Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весь-ма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже,по времени, которое выведал от волхвов".(Мф., гл. 2) Давайте зададим себе вопрос: чего добивался Ирод, послав воинов на избиение мла-денцев в Вифлееме? Только ли убить малютку Христа? Следует полагать, что он знал: если Бог послал в мир Спасителя, то никакое оружие не поразит Его. Тогда чего же он добивался? Страха! Ужаса, который овладеет народом! Вот что нужно было Ироду. Чтобы не признал народ Спасителя, помня об изуверстве, сопровождавшем Его пришествие.

ПРАЗДНИК МИРА.

По преданию в год Рождества не было войн на земле. Гос-подь принес мир, мир человека с Богом. Он несет мир мятущейся душе и больной совести. Он единственный, кто может даровать сердцу человека мир и покой. Но, как и двадцать веков назад, Рождество Христово всегда остается личным праздни-ком причастных к нему людей. Тех, в ком родился Христос, которые признали Его Богом, приняли в себя и подчинили Ему Свою жизнь. Таких людей по-прежнему немного. Потому что жить для себя, а не для Него, кажется разумнее, житейски мудрее. Правда, до поры до времени - пока перед человеком не встанет вопрос: А для чего мы живем? Для чего умираем? Почему болеем и страдаем?" Однажды начавшись, Рождество Христово продолжается бесконечно в людских душах и всегда происходит в тишине и уединении.

По материалам православных изданий.