КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

На каникулы - в семью

14.12.2005

Разделы:

Полный текст документа в формате Word (400КБ)

Рекомендательные материалы по организации помещения в семьи граждан в период каникул воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Региональная общественная организация содействия защите прав детей «Право ребенка».

Москва, 2003

Введение

Летом 2002 г. около сотни детей-сирот - воспитанников ряда интернатных учреждений Смоленской области провели значительную часть каникул, некоторые - всё лето, в семьях российских граждан - жителей Смоленской области; для многих детей - участников программы это стало первым в их сознательной жизни опытом проживания в семейной обстановке. Почти все дети сохранили продолжающиеся дружеские контакты с принимавшими их «летними родителями» также и после их возвращения в интернат, в течение учебного года; в ряде случаев принимающие родители решили оставить ребенка в семье и оформили опеку.

РОО «Право ребенка» реализовало эту программу, которая называлась «Летние чудеса», по инициативе и при поддержке американской неправительственной организации «Kidsave International» («Международное спасение детей»), в сотрудничестве с неправительственной организацией г. Смоленска «Ради будущего» и, конечно, благодаря принципиальному одобрению Администрации Смоленской области и активной работе сотрудников Департамента Смоленской области по образованию и молодежной политике, сотрудников детских интернатных учреждений - участников программы.

Поскольку этот опыт оказался успешным и полезным для детей, подобная программа была реализована также и в зимние каникулы, но уже в более широком масштабе. Теперь уже 190 воспитанников сиротских учреждений Смоленской области встретили новый 2003 год и провели две недели зимних каникул в семейной обстановке. Акция «Новый год для детей-сирот в семье» состоялась благодаря поддержке читателей газеты «Коммерсантъ», которые откликнулись на призыв «Российского фонда помощи» собрать средства на новогодние подарки детям-сиротам Смоленской области и пребывание их в семьях - см. в этой связи публикацию «Новый Год для сирот» («Коммерсант», 18.12.2002) и подведение итогов акции на странице Российского фонда помощи («Коммерсант», 28.02.2003).

На наш взгляд, программа «Летние чудеса» является естественным первым шагом, «запускающим» в данном субъекте РФ реализацию общей программы «Право ребенка на семью», направленной не только на семейное (временное или постоянное) устройство детей-сирот, но также и на создание действенной системы профилактики детской безнадзорности и сиротства, превентивного разрешения конфликтов и других угрожающих ребенку и его семейной среде ситуаций, восстановлению утраченных связей ребенка с его родителями. Ясно, что сиротам надо помогать, в том числе и в реализации фундаментального права жить и воспитываться в семье, но ясно также, что еще лучше, если сирот будет меньше.

Мероприятия, осуществляемые в рамках программы, носят не одномоментный характер, а предполагают создание в детских сиротских учреждениях постоянно действующих Служб семейного устройства, в задачи которых входит работа с населением, подбор и профессиональное консультирование принимающих семей. В перспективе, по мере развития семейного патронатного воспитания воспитанников детских интернатных учреждений, эти службы смогут выполнять также и функции уполномоченных служб органа опеки и попечительства как по семейному устройству детей временно или постоянно отобранных у родителей, так и по социально-профилактической работе с семьями риска без изъятия ребенка из семьи (социальный патронат).

В брошюре представлены методические рекомендательные материалы данной программы и нормативно-правовые документы, необходимые для помещения ребенка в семью на период каникул. Эти материалы в значительной мере подготовлены на основе опыта патронатного воспитания в детском доме No 19 г. Москвы, директору и сотрудникам которого мы выражаем самую искреннюю признательность.

Рекомендации к организации работы по устройству детей-сирот на отдых в семьи граждан

1. Причины, побудившие разрабатывать и реализовывать идею пребывания в семье в период каникул воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-экономический, а также «организационный», кризис в нашей стране крайне тяжело отразился на состоянии семьи и положении детей (число которых к тому же в течение уже почти 10 лет ежегодно снижается примерно на миллион). И это общее снижение числа несовершеннолетних сопровождается ростом числа социальных сирот, безнадзорных, ростом населения детских интернатных учреждений.

Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни и реалий окружающего, трудности в общении там, где оно должно быть свободным, инфантилизм, незнание и неприятие самого себя, как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы - вот далеко не полный перечень проблем, с которыми ребенок-сирота выходит из детского учреждения в большой мир по достижении совершеннолетия. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами. Так образуется замкнутый цикл воспроизводства сирот и беспризорников.

Избежать этих проблем человек сможет только, если он получит опыт жизни и воспитания в семье. Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы прожитые в казенном учреждении. Не секрет, что для большинства воспитанников детских интернатных учреждений старшего возраста (старше 8-10 лет) шансы быть усыновленным или взятым под опеку очень малы. Они фактически обречены до совершеннолетия оставаться жителями учреждения - со всеми вытекающими негативными последствиями. Именно поэтому столь актуальна идея новой формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения - патронатного воспитания, являющейся, в сущности, семейной формой организации жизни детского учреждения.

Законы, учреждающие семейное патронатное воспитание, приняты в ряде регионов России, соответствующие статьи включены также в известные законопроекты Министерства образования. Но даже в рамках действующего законодательства вполне допустим так называемый «малый или временный патронат», т.е. проживание воспитанников детских учреждений в семьях граждан на период школьных каникул, на выходные или праздничные дни, что, повторяем, дает ребенку жизненно необходимый личностный опыт.

Некоторые детские дома России начали работу по организации патронатного воспитания именно с передачи ребенка в семью на летний отдых, на каникулы или на вы¬ходные дни (г. Питкяранта Республики Карелия, г. Печоры Псковской области, г. Старая Русса Новгородской области, г. Калининград, г. Пермь и другие). Широко известен опыт детского дома No 19 г. Москвы, на базе которого разработана технология передачи ребенка на патронатное воспитание, когда форма временного патроната, как правило, переходит в постоянное проживание ребенка в семье.

Имеющийся опыт позволяет с уверенностью сказать, что благодаря проживанию в семье ребенок усваивает представления о разнообразии социальных ролей в семье, осознает свою половую принадлежность, вырабатывает представления о семейных обычаях, традициях, этикете. Семья помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека, у которого есть проблемы, но которые он в состоянии решать. Приобретенный опыт социализации в принимающей семье благотворно влияет и на морально-психологический климат в детском коллективе после возвращения детей в учреждение, способствует повышению успеваемости и активности детей в разнообразных видах деятельности.

Важнейшее условие при выполнении проекта - преемственность, продлённость общения ребенка с принимавшей его во время каникул семьей, сохранение этого контакта после возвращения ребенка в учреждение, посещение ребенком принимавшей его во время каникул семьи в выходные дни и т.п. - т.н. «наставничество» - в течение всего учебного года. В сущности, главным «капиталом на будущее», который возникает в результате временного проживания ребенка в семье, должна стать возникшая взаимная психологическая душевная привязанность. И если такое произойдет, то можно с уверенностью сказать, что усилия по реализации данного проекта были потрачены не зря. В этом мы сумели убедиться сразу же после того, как подвели итоги проделанного, побеседовав с детьми и семьями, проведя анкетирование.

Ниже мы поделимся опытом реализации программы «Летние чудеса» в Смоленской области.

2. Примерный план организации работы по помещению воспитанников интернатных учреждений в семьи граждан на период каникул.

I. Работа по лоббированию идеи отдыха детей в период каникул во временных семьях. Принятие необходимых административных решений. В случае необходимости поиск спонсорской поддержки проживания детей в семьях граждан в период каникул.

II. Формирование Служб семейного устройства в учреждениях, участвующих в проекте, с включением в эту группу специалиста органа опеки и попечительства органа местного самоуправления по месту расположения данного учреждения. Организация обучения специалистов, которые будут проводить работу по подбору, подготовке и оценке временных патронатных воспитателей и по передаче ребенка в семью.

III. Работа по привлечению лиц, желающих принять ребенка на летний (зимний) отдых.

IV. Подбор, подготовка и оценка временных патронатных воспитателей.

V. Формирование временных патронатных семей.

VI. Сотрудничество с патронатными семьями.

VII. Подведение итогов организации летнего отдыха.

I. Поддержку идеи организации летнего (зимнего) отдыха воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан необходимо, в первую очередь, получить у руководства администрации данного региона, у руководителей департаментов образования и социальной защиты, которым подчинены интернатные учреждения и приюты (дома ребенка, подчиненные органам управления здравоохранения, по очевидным «возрастным» причинам не могут участвовать в данном проекте). Также необходимо лоббировать эту идею среди круга лиц, непосредственно ответственных за детей, воспитанников детских учреждений: местных администраций и органов опеки и попечительства, руководителей и сотрудников детских учреждений.

Формы работы: встречи с руководителями, договоренность с руководством региона и региональных департаментов о проведение инструктивного совещания для руководителей и специалистов органов опеки и детских интернатных учреждений - участников проекта, подготовка писем и других разъяснительных материалов, подготовка проектов приказов (образец - см. Приложение 1), работа со средствами массовой информации.

II. Работа со специалистами Служб семейного устройства учреждений - участников проекта заключается в обучении технологии работы по подбору, подготовке и оценке кандидатов в патронатные воспитатели.

Формы работы: обучающие семинары и тренинги для специалистов.

III. Привлечение желающих принять ребенка на летний (зимний) отдых.

Формы работы: объявления в газетах, на радио и телевидении не менее 3-х раз в каждом с интервалом 2-3 дня, статьи о проекте, объявления и информационные листовки (примерные образцы см. Приложения 2, 3) в храмах, в других доступных местах, информация в службе занятости, в разных детских учреждениях (школах, детских садах), поликлиниках, на предприятиях.

IV. Подбор, подготовка и оценка кандидатов во временные патронатные воспитатели.

Формы работы: телефонные переговоры, информационная встреча, индивидуальные контакты, тренинг, обучающие занятия.

V. Формирование временных патронатных семей.

Формы работы: посещение семьи, оформление документов (акт обследования жилищно-бытовых условий, медицинское заключение... - см. Приложения 4 - 7), согласие совместно проживающих членов семьи, подбор ребенка в соответствии с пожеланиями патронатных воспитателей, организация контактов с ребенком в учреждении.

Заключение договоров о передаче детей на летний отдых (Приложение 8).

VI. Сотрудничество с патронатными семьями.

Формы работы: мониторинг - координация помощи, постоянная связь, оказание помощи, контроль за развитием отношений в семье после помещения ребенка, проведение индивидуального консультирования.

VII. Подведение итогов организации летнего отдыха.

Формы работы: итоговое совещание, анкетирование патронатных воспитателей и детей, беседы с детьми (образцы анкет для патронатных родителей и для детей - см. Приложения 9, 10).

3. Задачи учреждения, передающего ребенка на отдых в семьи граждан.

1. Пропаганда идей летнего (зимнего) патроната среди работников учреждения и жителей района, информирование общества о возможностях организации отдыхе детей-сирот в семьях граждан.

2. Изучение возможностей социального окружения для организации отдыха детей в семьях в период каникул.

3. Подбор потенциальных патронатных семей: учет обращений, создание банка данных о кандидатах в патронатные родители,

4. Подготовка лиц - кандидатов в патронатные родители: проведение индивидуальных собеседований, посещение и обследование семей, организация учебы по воспитанию ребенка в семье.

5. Составление банка данных о детях, нуждающихся в отдыхе в семьях.

6. Подготовка детей к помещению во временную семью: диагностика физического и психического состояния здоровья ребенка, опрос ребенка с целью выяснения его желания жить в такой семье, оценка готовности ребенка к жизни в семье.

7. Организация процедуры знакомства кандидатов во временные патронатные родители с ребенком, выбор формы контакта, организация контактов.

8. Составление договора о передаче ребенка в семью на летний период или на зимние каникулы.

9. Оказание необходимой социально-правовой помощи и поддержки во время адаптации ребенка в семье: индивидуальные консультации по возникающим проблемам, корректировка поведения ребенка.

10. Оценка эффективности проведенной работы по обследованию ребенка до и после пребывания в семье специалистами: психологом, логопедом-дефектологом, врачом, социальным педагогом.

4. Задачи организации летнего отдыха детей-сирот в семьях.

Психолого-педагогические

1. Создать атмосферу защищенности и доброжелательности.

2. Помочь ребенку почувствовать себя социально-значимой личностью. Воссоздать у ребенка чувство собственной ценности и достоинства.

3. Удовлетворить потребности ребенка быть нужным другому через взаимную заботу, ответственность, что позволяет ему избавиться от чувства отчужденности, ненужности.

4. Обеспечение взаимного обмена опытом, знаниями, поведенческими моделями.

5. Показать образцы отношений «родитель-родитель», «родитель-ребенок», «ребенок-ребенок».

6. Привить ребенку навыки общения со сверстниками, младшими детьми и взрослыми, с незнакомыми людьми.

7. Развитие чувства причастности к семье, чувства «дома», любви и привязанности.

Социально-экономические

1. Создать у детей представление о том, как строятся семейные отношения, рассчитывается бюджет семьи, распределяются обязанности по ведению хозяйства.

2. Приобрести опыт совместной жизнедеятельности, семейного жизнеустройства (семейный бюджет, подсобное хозяйство, отдых, распорядок дня и т.п.).

3. Предоставить ребенку право выбора интерьера своего места, занятий в свободное от учебы время.

4. Развивать способности ребенка в процессе самообслуживания, участия в ведении домашнего хозяйства, трудовой деятельности.

5. Рекомендации по организации рекламной компании для популяризации проекта помещения детей-сирот на отдых в семьи граждан.

Для осуществления проекта важно провести специально организованную компанию по привлечению желающих принять ребенка на летний отдых.

Поиск потенциальных кандидатов может осуществляться различными путями.

1. Необходимо привлечь средства массовой информации.

Примерно два раза в неделю передавать объявление на радио или по телевидению. В разделе реклама печатать объявления в газетах. Публиковать статьи о жизни детских учреждений для детей, оставшихся без родительского попечения, статьи о предстоящем проекте, интересную информацию о детях, которые живут в этих учреждениях.

2. Размещать на видных местах объявления, плакаты о летнем (зимнем) патронате, пропагандирующие данную программу (примерный образец объявления прилагается).

3. Распространять листовки в общедоступных местах: поликлиниках, предприятиях, магазинах (примерный образец листовки прилагается).

4. Поместить информацию в службе занятости, в школах, детских садах.

5. Проводить беседы с соседями, общественностью.

6. Организовать выставки творческих работ, концерты воспитанников интернатных учреждений.

6. Рекомендации по подбору и подготовке ребенка на период помещения в семью.

Последовательность действий

1. Перед помещением ребенка в семью нужно обсудить его кандидатуру со всеми специалистами, которые знают данного ребенка: психолог, социальный педагог, воспитатели, медицинский персонал, администрация. Рекомендуем провести подобный консилиум по каждому ребенку.

Что следует учесть при обсуждении кандидатуры:

• особенности личности ребенка, характерологические черты,

• состояние здоровья и степень необходимости оказания медицинской помощи,

• особенности его взаимодействия со взрослыми и сверстниками,

• уровень навыков самообслуживания,

• имеющиеся у ребенка проблемы,

• социально-правовой статус ребенка,

• наличие родственников, их место жительства.

Это необходимо тщательно обсудить для того, чтобы избежать сбоев и неприятностей, которые могли бы навредить идее организации отдыха в условиях семьи.

2. После отбора кандидатур выяснить мнение самого ребенка и степень его желания пожить какое-то время в семье. Обсудить его планы на летние (зимние) каникулы. Узнать, в какой семье он хотел бы пожить, в городе, селе или на даче.

3. Когда будет подобрана семья, провести подготовительную беседу с ребенком, в которой рассказать о предстоящей перспективе летнего отдыха, выяснить его мнение. Если есть фотографии рассмотреть их с ребенком. Выяснить отношение ребенка к животным (в случае, если они есть в семье), узнать, умеет ли он держаться на воде, плавать, бывал ли в лесу. Узнать, что он хотел бы взять с собой из предметов одежды, какие вещи, игрушки. Рассказать ребенку, куда он может обратиться за помощью в случае необходимости, дать адрес и телефон.

4. Процедура знакомства семьи с ребенком. Организация первой встречи в условиях учреждения. Совместная беседа сотрудника(ов) учреждения с ребенком и членами семьи. Кратковременные посещения членами семьи ребенка (по возможности) для установления контакта и более близкого знакомства.

5. Принятие решения и передача ребенка в семью. Заявление руководителю учреждения о передаче ребенка на летний отдых. Заключение договора о передаче ребенка на летний отдых.

Примечание.

Ведущая организация (интернатное учреждение) обращает внимание, что при подборе ребенка следует учесть желательность дальнейшего его устройства на постоянную форму семейного устройства в данную семью.

Также необходимо стараться оценивать личностные качества потенциальных патронатных родителей с точки зрения возможности возникновения долгосрочной психологической привязанности к ребенку и продолженного - после возвращения ребенка в учреждение - дружественного контакта ребенка и патронатных родителей («наставничества») в течение всего учебного года.

Не рекомендуется помещать в одну семью более двух-трех детей, за исключение случая, когда это братья или сестры.

Желательно также размещать ребенка в населенном пункте, удаленном от места жительства неблагополучных родственников, чтобы избежать конфликтов между семьей, принявшей ребенка, и кровными родственниками.

7. Критерии отбора кандидатов в патронатные родители.

Требования, предъявляемые к родителям временно принимающим ребенка на период каникул, на праздники и т.п. в сущности те же самые, что и для опекунов (попечителей) или приемных семей - как это определено в статьях 146, 153 Семейного Кодекса РФ. Такими родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах,

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей,

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине,

лиц, имевших судимости за преступления против личности,

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Ограничения по состоянию здоровья

Они определены в Постановлении Правительства РФ No 542 от 1 мая 1996 г. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка в семью:

• туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации;

• заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

• злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

• наркомания, токсикомания, алкоголизм;

• инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

• психические заболевания и травмы, приведшие к инвалидности 1 и 2 группы, исключающие трудоспособность.

Кроме этого важно учесть причины, по которым семья готова принять ребенка на летний отдых. Преимуществом должны пользоваться семьи:

а) желающие в дальнейшем взять ребенка под опеку или на усыновление;

б) имеющие желание помочь осиротевшему ребенку и продолжать с ним контакт после возвращения ребенка в учреждение,

в) готовые реализовать не до конца использованный родительский потенциал, т.к. собственные дети выросли;

г) желание иметь более одного ребенка в семье;

д) желание одиноких людей создать полноценную семью;

е) в которых отсутствуют собственные дети.

Перечень документов необходимых для патронатного воспитателя

1. Заявление.

2. Документ, удостоверяющий личность(копия)

3. Копия свидетельства о браке (если лицо состоит в браке)

4. Медицинская справка установленного образца о состоянии здоровья патронатного воспитателя

5. Справка от терапевта об отсутствии в семье инфекционных заболеваний

6. Акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи патронатного воспитателя

7. Заключение органа опеки и попечительства (или уполномоченной службы) о возможности быть патронатным воспитателем

8. Договор о передаче ребенка на патронатное воспитание

8. Последовательность работы с лицами, изъявившими желание принять ребенка в семью.

1. Информационная работа на телефоне (есть рекомендации по ведению телефонных переговоров). Работу проводит детское учреждение и орган опеки.

2. Информационное собрание для кандидатов в патронатные воспитатели (рекомендации разработаны). Проводится в детском учреждении руководителем и социальным педагогом

3. Индивидуальное собеседование (рекомендации разработаны). Проводится психологом и социальным педагогом.

4. Посещение семьи, обследование условий жизни семьи. Проводится социальным педагогом или специалистом органа опеки.

5. Составление заключения органами опеки.

6. Организация встреч с ребенком. Организует социальный педагог и воспитатели группы.

7. Заключение договора о передаче ребенка на летний отдых (образец - см. Приложение 8). Организует руководитель учреждения.

8. Передача ребенка в семью. Осуществляет воспитатель группы, социальный педагог или представитель администрации.

9. Рекомендации к проведению телефонных переговоров.

Проведенная рекламная компания приводит к тому, что увеличится число людей, звонящих по этому поводу. Для проведения телефонных переговоров, которые являются важной частью процедуры отбора кандидатов, нужно выделить специально подготовленного человека. Ему должны быть присущи компетентность, тактичность, доброжелательность, владение приемами беседы, стремление оперативно и эффективно решить проблему или оказать помощь в ее решении.

Специальная подготовка необходима потому, что при проведении постоянных деловых телефонных переговоров наблюдается пресыщение общением, которое выражается в раздражительности, обидчивости, утомлении. Чтобы между общающимися не возникало напряжений, в телефонных разговорах необходимо соблюдать меру. Следует вовремя выйти из контакта, чтобы сохранить деловые отношения.

Искусство телефонных переговоров состоит в том, чтобы кратко сообщить то, что необходимо и получить ответ.

При звонке в учреждение звонящий должен получить краткую информацию о предлагаемой работе, чтобы решить, продолжать ли дальнейшее взаимодействие. Необходимо также получить краткую информацию о звонившем (фамилия, имя отчество, телефон (или иной способ для связи), возраст, жилищные условия, семейное положение.

Рекомендации для эффективного проведения телефонных переговоров

• Подготовить календарь, ручку, журнал для ведения записей, необходимые материалы, текст, отражающий смысл проекта или перечень затрагиваемых вопросов;

• Справочник или перечень телефонов, адресов организаций, нужных людей;

• Сняв трубку, четко произнесите название организации, представьтесь, кратко и четко изложите, чем занимается ваша организация.

• Выслушав звонящего, ответьте на его вопросы, не вдаваясь в детали. Задавайте свои вопросы по очереди, закончив один, переходите к следующему, отделяйте один вопрос от другого;

• Предупредите собеседника о невозможности оформления временного патроната в случае, если у него отсутствует необходимая жилая площадь или он имеет ограничения по состоянию здоровья, не соответствует предъявляемым требованиям (см. памятку).

• Пригласите его (если понадобится) на личную встречу, пообещайте, что он получит более полную информацию.

• Закончите разговор вежливой фразой, но с интонацией, свидетельствующей об окончании разговора.

• Окончив разговор, проанализируйте его, сделайте запись в журнале, осознайте свое впечатление от разговора.

Следует подчеркнуть, что беседа по телефону имеет свои особенности.

1. Очень важен тон общения, он должен быть доброжелательный, спокойный, вежливый, вызывать положительные эмоции.

2. Голос, тон, тембр, интонации - средства, помогающие при ведении телефонных переговоров. Важно научиться говорить ровно, сдерживать свои эмоции, не прерывать собеседника (кроме особых случаев).

3. Если собеседник высказывается в резкой форме, начинает спорить или в его тоне слышится раздражение, нужно набраться терпения, постараться перевести разговор в спокойный тон, постараться понять мотивы его поведения.

4. Доводы должны приводиться по существу и изложены грамотно по форме. Лексику важно подбирать вежливую и не употреблять профессиональные выражения (или пояснять их).

5. Помните, что телефон усугубляет недостатки речи (быстрые или медленное произношение, дефекты). Нужно четко (иногда по слогам) назвать то, что плохо воспринимается на слух или повторить четко несколько раз. Возможно попросить собеседника повторить что-то, если вы его плохо расслышали.

10. Информационное собрание для кандидатов в патронатные родители.

На информационное собрание приглашаются позвонившие, изъявившие желание продолжать контакт. Заранее сообщается дата, время и место встречи. Информация должна быть максимально подробной, чтобы кандидаты имели возможность осмыслить ее и принять окончательное решение.

Следует остановиться на следующих пунктах.

1. Патронатное воспитание это вид работы, которая выполняется на дому. Есть долгосрочный патронат, осуществляемый в течение длительного времени. Данный проект поддерживает временный патронат, осуществляемый в период школьных летних или зимних каникул. Люди, взявшие ребенка, становятся патронатными воспитателями, работающими по договору. За этот период воспитатели могут получать деньги (или продуктами и т.п. натурой) на содержание ребенка.

Эта работа будет осуществлять совместно с сотрудниками учреждения, в котором находится ребенок. К ним необходимо будет обращаться, если в ходе патроната возникают вопросы, и они вправе осуществлять контроль за условиями проживания ребенка в семье.

2. Принятие ребенка в семью это не только работа, но и образ жизни или изменение образа жизни семьи, требующее определенных усилий. Нужно будет изменить привычный распорядок жизни, придется потесниться, выделить место ребенку для сна, отдыха. Следует хорошо продумать, какие особенности будет иметь режим жизни в семье, как будет занято свободное время ребенка, какие у него будут обязанности.

3. Необходимо подчеркнуть, что специальными сотрудниками будет производиться отбор кандидатов и подбор детей, которые могут быть размещены в данной семье. Рассказать об особенностях жизни в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения. Привести примеры из жизни и судеб детей, находящихся в учреждении. Подчеркнуть желание детей иметь семью.

4. Остановиться на тех документах, которые им нужно будет собрать.

5. Пригласить на индивидуальное собеседование. По договоренности определить время встречи. Предупредить, что на собеседование необходимо принести документы (перечислить их).

11. Рекомендации к проведению индивидуального собеседования (интервью)

Первичное собеседование чрезвычайно важная форма работы с кандидатами. От того, как оно будет проведено, в значительной степени будет зависеть объективность информации о кандидате. Поэтому желательно, чтобы собеседование проводил опытный специалист.

Начать беседу нужно с установления контакта с кандидатом. Для этого можно задать вопрос, присутствовал ли он на информационной встрече, появились ли какие-то вопросы после нее. (Если кандидат не присутствовал на этой встрече по каким-то причинам, начать беседу можно с краткого изложения информации, дающейся на встрече.)

Во время интервью необходимо выяснить следующее.

1. Общая информация: возраст, семейное положение и жилищные условия, попросить рассказать о членах своей семьи, о своей профессии и роде занятий, о своем образе жизни. (Если кандидат принес документы, можно их посмотреть, по необходимости сделать замечания, дополнения)

2. Выяснить пожелания по кандидатуре ребенка. Спросить ребенка, какого возраста, пола он хочет принять ребенка на летний отдых.

3. Узнать, как относятся члены семьи к решению взять ребенка, согласны ли с желаемой кандидатурой. Какие изменения для каждого члена семьи внесет появление нового ребенка (роли в семье, распределение обязанностей, помещение или место для ребенка).

4. Необходимо попытаться определить мотивацию собеседника, понять, чего ждет кандидат от пребывания ребенка в семье. Узнать, кто был инициатором, и что послужило причиной обращения. Попытаться понять, насколько серьезно намерение и понимает ли он, что от него потребуется.

Несколько советов при проведении интервью.

 Если ведущий интервью замечает, что собеседник плохо представляет особенности патронатного воспитания, не ясны подлинные мотивы, имеются какие-либо идеализированные или неверные представления, можно предложить представить какую-то конкретную ситуацию, которая может возникнуть (возможно, даже сложную или конфликтную) и выяснить, как будет воспринимать ситуацию кандидат, и как он будет действовать в предложенной ситуации.

 Мягко, но настойчиво направлять беседу в нужное русло, не отвлекаться на разговоры не относящиеся к теме.

 Беседу можно записывать, испросив на это разрешение клиента. После окончания беседы эти данные записываются в таблицу или вносятся в компьютер.

 По окончании беседы (в случае благоприятных условий) можно предложить кандидату написать заявление о желании принять ребенка на летний отдых. Это можно сделать и позже, после обследования жилищно-бытовых условий семьи.

Таблица для учета кандидатов в патронатные воспитатели

Фамилия, имя, отчество Возраст Жилищ. Условия Члены семьи с указанием возраста Профессия (род занятий) Пожелания к будущему ребенку Мотивация желания принять ребенка

В результате собеседования, проводивший его работник, производит первичную оценку кандидата, которая в дальнейшем дополняется данными акта обследования семьи кандидата и обсуждается с другими сотрудниками, знающими кандидата. Затем, в случае благоприятного решения, наступает этап проведения необходимых обследований, знакомства с ребенком, оформления документов.

12. Советы по организации жизни ребенка в семье.

На первом этапе очень важно выстроить доверительные отношения между ребенком и членами семьи. Для этого нужно познакомить с членами семьи, живущими в доме. Это можно сделать еще до прихода ребенка в дом. Показать фотографии дома, членов семьи, имеющихся в доме животных.

Нужно показать ребенку все жилье, рассказать, какие помещения для чего предназначены, где находится его личное место, а где других членов семьи, где должны находиться его вещи, и в каком порядке храниться.

Важно, чтобы ребенок с первого дня пребывания в семье привыкал к ежедневному распорядку дня, т.е. с тем как будет протекать жизнь в семье с утра до вечера. Нужно описать, что происходит в определенный момент дня, показать, где это происходит, и кто в этом участвует. Распорядок дня вносит в жизнь семьи определенное спокойствие

Режим дня создает благоприятные возможности для наблюдения: что ребенок умеет делать хорошо, а чему его еще надо научить, какими навыками он владеет, а какими - еще нет, увидеть проявления желательного и нежелательного поведения.

Так в течение дня ребенку приходится выполнять много разнообразных действий, нет необходимости все навыки тренировать в течении всего дня. Лучше уделить внимание сначала одному навыку, а в другой раз - другому, выбирая наиболее значимые.

Для успешного применения метода необходимо последовательно показать ребенку каждую стадию процесса, не забывая хвалить ребенка даже за самое маленькое достижение.

Например, во время умывания и принятия душа круг навыков:

мыться чисто и вытираться насухо; чистить зубы, мыть голову по мере загрязнения; дезинфицировать ранки и прыщи, не трогая их руками; омывать половые органы; убирать за собой в туалете, душе; уметь правильно подобрать чистую одежду, грязную помещать в стирку.

Навыки во время еды: вымыть руки, накрывать на стол, пользоваться викой и ножом, следить за пережевыванием пищи, просить другого передать, то, что сам не можешь достать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, не переедать, поблагодарить, убрать со стола после еды, прополоскать рот после еды.

Важно, чтобы ребенок с первого дня пребывания в семье привыкал к ежедневному распорядку дня.

Взрослый должен поощрять адекватное поведение ребенка, хваля его, уделяя ему положительное внимание.

Ребенка можно и нужно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Ежедневно в конце дня перед сном советуем проводить беседы о том, как прошел сегодняшний день, что удалось сделать, какие дела были успешными, что предстоит сделать завтра.

Основные правила управления поведением ребенка

Попадая в семью первое время ребенок демонстрирует приемлемое поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц).

Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.

1. Учить, а не искоренять.

В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.

Однако через некоторое время (примерно через две недели), привыкший и немного освоившийся ребенок, начинает демонстрировать несколько иное поведение, чаще всего нежелательное для окружающих. Это может быть ненадлежащее выражение чувств, когда ребенок испытывающий тоску, печаль и грусть, страх и одиночество, становится агрессивным, отказывается повиноваться, проявляет вспышки гнева. Обычно это происходит тогда, когда ребенок чего-то хочет или ему что-то нужно. Невозможность получить желаемое и неспособность выразить по этому поводу недовольство приводят к подобным проявлениям.

Когда ребенок находится в таком состоянии, он с трудом реагирует на увещевания, поэтому попытки взрослого спокойно обсудить его поведение не увенчиваются успехом. Если ребенок не представляет опасности для себя и окружающих, лучше на время оставить его, пока он не успокоится. Когда он успокоился, с ним надо спокойно поговорить об иных способах выражения своего негодования.

13. Подведение итогов работы по помещению детей в принимающие семьи.

В подведении итогов важное значение имеет проведение анкетирования участников проекта: детей, помещенных в семьи, принимающих родителей, специалистов служб семейного устройства. Анализ анкет также позволит учесть сильные и слабые стороны в работе. Примерные образцы анкет для родителей и детей - см. Приложения 9, 10.

Данные анкетирования и мониторинга необходимо обсудить на семинаре-совещании,

на который приглашаются все участвующие в проекте организации и учреждения: Департамент образования, Департамент труда и социального развития, руководители интернатных учреждений, сотрудники служб семейного устройства, представители общественных организаций, СМИ и др. Цель такого семинара-совещания - обобщить и проанализировать содержание работы по данному проекту, отметив положительные и отрицательные моменты.