Межведомственная комиссия по вопросам усыновления решила запретить независимое усыновление иностранцами российских детей. Специалисты предупреждают, что запрет сиротам только навредит: многие из них лишатся возможности обрести нормальную семью. Правозащитники утверждают, что запрет говорит о бессилии перед коррупцией.
11 ноября 2005 года Межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи решила ликвидировать в России институт международного независимого усыновления.
Оно предполагает, что ребенка усыновляют, минуя агентства, аккредитованные в России. Делается это, как правило, через частного посредника, который берет на себя сбор и оформление документов в России и не несет никакой ответственности за последствия усыновления. Кроме того, по мнению членов комиссии, контроль за качеством усыновителей при таком раскладе достаточно формальный, из-за чего усыновленные дети могут попасть к неблагонадежным родителям. Именно так были усыновлены погибшие в Америке от рук приемных родителей российские дети Алексей Гейко и Нина Хилт.
«Надо в законодательном порядке обеспечить ситуацию, при которой эта система не существует, остается другая система международного усыновления с помощью соответствующим образом признанных и аккредитованных агентств»,- заявил, выступая на заседании комиссии, российский омбудсман Владимир Лукин.
Обсуждение того, каким должно быть международное усыновление и имеет ли оно вообще право на существование, полгода назад подстегнули именно скандальные случаи гибели детей. Реакция на них не заставила себя ждать.
В июне комитет Совета федерации по социальной политике предложил радикальную меру - запретить иностранцам усыновлять российских детей. И даже обратился в Генпрокуратуру с просьбой ввести мораторий на усыновление российских детей иностранцами. До моратория дело не дошло, но прокуратура независимым усыновлением занялась.
В июне генпрокурор России Владимир Устинов направил в Госдуму и Совет федерации свои законодательные предложения, в которых предлагалось внести изменения в Административный и Уголовный кодексы, предусматривающие ответственность за посредничество при усыновлении. Это фактически означало запрет независимого усыновления.
Еще раньше прокуратура предложила усложнить процедуру иностранного усыновления: ввести практику заключения международных договоров о контроле за положением детей и разрешать усыновление только гражданам государств, с которыми существуют соответствующие соглашения. А в мае устроила масштабную проверку деятельности международных агентств по усыновлению в России и выявила многочисленные нарушения.
Обнаружилось, что многие представительства работали не продлив срок аккредитации, не предоставляли необходимых отчетов о жизни детей в семьях.
Количество аккредитованных агентств сократилось - Минобрнауки не продлило им аккредитацию.
В августе министерство также предложило запретить независимое усыновление. И в пятницу сделало первый большой шаг в этом направлении.
Запрет, к которому все может свестись в конечном итоге, огорчает правозащитников. Они уверены, хотя и прекрасно осознают все издержки независимого усыновления: запрещать его не нужно.
«Дело в том, что в этом случае лишатся возможности обрести семью многие российские дети. Ведь в некоторых странах попросту нет агентств по усыновлению, аккредитованных в России», - заявил глава правозащитной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
Как отмечает правозащитник, чтобы избежать трагических инцидентов, необходим ряд мер, в том числе дополнительный контроль психического здоровья иностранных усыновителей в России.
Кроме того, по словам Альтшулера, легальные механизмы контроля за международным усыновлением дает Гаагская конвенция, которую еще в 2000 году подписал президент. Однако российские власти ее все никак не ратифицируют.
Правозащитник признает: независимое усыновление действительно оказалось в значительной степени криминализированным. «Многое в тех же органах опеки делалось за взятки, а где деньги - там злоупотребления. Но наша правоохранительная система, как правило, не реагирует адекватно на злоупотребления и нарушения закона при усыновлении. Получилось, что с коррупцией и нарушениями в этой области не справились, поэтому и решили запретить», - считает Альтшулер.
Как отмечают эксперты, кроме всего прочего, запрет независимого усыновления приведет к монополизации этой сферы международными агентствами, их услуги подорожают и детей станут реже усыновлять иностранные усыновители.
«Это, конечно, хорошо, но лишь при условии, что здесь они будут востребованы», - считает методист благотворительного фонда «Приют детства» Галина Красницкая.
Очевидно, что для законодательного закрепления такого решения его нужно пропустить через Госдуму.
Как пояснил правозащитник Борис Альтшулер, чтобы запретить независимое усыновление, необходимо внести поправки в Семейный кодекс. По мнению правозащитника, соответствующий законопроект теперь появится.
Эля Вермишева.