НКО и власть: последний день Помпеи.
11.11.2005
Президент России и его политическое окружение явно поставили задачу уничтожить в стране всякую неконтролируемую государством гражданскую инициативу. Предлагаемые сейчас поправки в федеральный закон «Об общественных объединениях» вводят императивную норму, согласно которой деятельность незарегистрированного общественного объединения возможна только после уведомления органа государственной регистрации о создании такого объединения и начале его деятельности. При этом порядок уведомления устанавливается правительством России. Если это будет узаконено, то мы вернёмся в эпоху советских репрессий, в 1920-е годы, когда также был установлен запрет на деятельность незарегистрированных общественных объединений. Тогда впереди замаячил 1937 год.
Опасен сам по себе столь дикий откат от принципов демократии, но одновременно надо указать и на то, что нарушается действующая Конституция РФ, 30-я статья которой устанавливает свободу деятельности общественных организаций. С принятием подобной редакции закона в стране совершенно поменяется концепция федерального закона «О некоммерческих организациях». До сих пор государство не имело права вмешиваться в их внутреннюю жизнь, за исключением ясно оговоренных случаев. Теперь диктат структур власти в отношении НПО становятся невероятно широким. И даже сам факт создания общественной организации может стать большой проблемой для активных граждан. Вместо прежней заявительной системы регистрации некоммерческих (общественных) организаций вводится разрешительный порядок их регистрации. Это значит, что чиновники будут решать, какие гражданские инициативы следует разрешать, а какие - нет.
У создаваемой сейчас президентской Общественной палаты появляется предмет для деятельности, правда, логика подсказывает, что выступить они должны против своего создателя. Будем ждать и реакции от карельских общественников. Подоплека кремлевских инициатив последнего времени, похоже, основана на том, чтобы в корне подавить любую мало-мальски вызывающую опасение инициативу. По всей видимости, страх «цветных революций» настолько поразил и одновременно напугал официальных идеологов, что они решили загодя ликвидировать всякую законную возможность для деятельности активных граждан (на всякий случай любой деятельности, не только политической), для этого и придумывая «общественные палаты» - кроме президентской появилась уже молодежная, соструганная по тому же порочному шаблону - и отбирая в них только благонадёжных «общественников», по той же причине ставя вне закона желание граждан создавать общественные объединения без совета с госорганами.
Сейчас по ответной реакции на действия государства и станет понятным: существует ли в России реально общественное мнение и вообще есть у нас в стране общественная жизнь как таковая?
Общество.
Анатолий Цыганков.
10.11.2005 г.
|