Поиск оптимальных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей является катализатором многих дискуссий, проектов, реформ. Естественным в такой ситуации становится вопрос об эффективности и валидности (необходимости) проводимых мероприятий и выбранных технологий устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
То, насколько конкретная технология отвечает потребностям и интересам ребенка можно судить по уровню жизненного опыта ребенка, его умственного, психического и физического развития. Представляется возможным обозначить это как один из основных критериев и мерил гостевого режима, осуществляемого в Объединении No 120 г. Петрозаводска. В 1993 году здесь администрацией города были открыты группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в этих группах находятся 30 детей с юридически установленным статусом в возрасте от 1,5 до 7 лет. По достижении границы этих возрастных рамок ребенок переводится из данного учреждения в детский дом. Ну а пока специалисты делают все возможное, чтобы ребенок обрел новую семью или хотя бы немного узнал о жизни за пределами государственного учреждения посредством гостевого режима.
Почему это так важно? Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности.
Откорректировать восприятие и ощущения детей, оставшихся без попечения родителей, расширить спектр общения, дать новые знания бытового характера и предполагает в своей основе гостевой режим.
Эта форма временного устройства детей сегодня в Петрозаводске реализуется благодаря волонтерам. Как правило, это студенты и старшеклассники. В свободное от учебы время они проводят вместе с детьми: организовывают отдых, учат рисовать, играют и дают ребенку шанс узнать о том, чего не возможно ни увидеть, ни услышать в стенах государственного учреждения. Посредством этого общения развитие ребенка идет более ровно, пополняется его словарный запас и копилка навыков, необходимых для обычной жизнедеятельности любого человека, его успешности в организации своего жизненного пространства. Гостевой режим также способствует развитию самоконтроля и навыку саморегулирования у гиперактивных детей. У ребенка появляется свое личное время, а это значит не вставать утром со всеми в одно время, не ходить на прогулки по часам, не делать ничего того, что должно и предписано правилами учреждения. Меры безопасности для всех воспитанников учреждения не означают благополучия каждого в отдельности ребенка, когда даже просто нет возможности уединения.
Не обойтись здесь и без определенных, сложностей, как для ребенка, так и для человека, желающего общаться с ним. Позитивная результативность знакомства ребенка и взрослого определяется не только знанием педагогических приемов и психологических особенностей ребенка, но и пониманием того, что ребенок может изначально отвергнуть руку помощи взрослого. Кроме того, при гостевом режиме ребенку нельзя ничего обещать, это важно с точки зрения психологического комфорта, как ребенка, так и взрослого. Ребенок должен осознавать, что просто идет в гости, после чего он вернется в свою группу.
Этапы технологии гостевого режима предполагают постепенность в выстраивании отношений, саморефлексию и формирование базового доверия. Первым шагом становится доверительная беседа сотрудников учреждения с желающими принять участие в судьбе ребенка. Так специалисты узнают о мотивах, побудивших «гостя» общаться с ребенком. Далее после предоставления информации, подтверждающей здоровье взрослого, «гостю» разрешается общение с ребенком на территории учреждения и под присмотром специалистов. При результативности первых шагов возможен разговор об общении за пределами учреждения.
Для того чтобы сегодня вся эта технология отлажено работала, многие годы трудились сотрудники Объединения No 120 и детских домов; преподаватели и учащиеся Лицея No 1, Петрозаводского государственного университета и Карельского педагогического университета.
Любовь Викторовна (директор Объединения No 120) говорит, что «мероприятия, проводимые сотрудниками вообще и гостевой режим в частности для профессионалов и студентов специальностей «социальная работа» и «социальный педагог» предоставляют собой возможность профессионального роста и качественную подготовку, а для моих ребят эту значимость оценить не возможно».
Более подробную информацию о гостевом режиме вы можете получить по адресу: 185002, Карелия, г. Петрозаводск, ул. Чкалова 56, Объединение No 120 (тел. 72-23-35, директор: Любовь Викторовна).
Клуб «Приемная семья»,
КРОМО "РАВНОВЕСИЕ".