КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Последний Оплот президента.

20.10.2005

Разделы:

Чиновники Карелии приступили к формированию общественного органа, который по замыслу президента страны будет контролировать их деятельность

Идея Общественной палаты - есть прямое следствие антитеррористического реагирования президента России Владимира Путина на прошлогоднюю трагедию, случившуюся в сентябре прошлого года в Беслане. Тогда В. Путин обнародовал свой указ об экстренных мерах по изменению государственного строя России, в частности отменив всенародные выборы глав субъектов Федерации (президент решил лично их назначать), выборы в Госдуму решено было проводить только по партийным спискам, запрещалась деятельность экстремистских организаций в России, и в этот же ряд встроена была идея нового органа государственной власти - Общественной палаты (ОП). Смысл последней виделся в том, чтобы её члены выступали в роли экспертов, одновременно же и контролируя деятельность органов исполнительной власти. Отчасти, как мы понимаем, обнародование модели Общественной палаты воспринималось как форма «объяснения» перед обществом, которое в одночасье лишалось конституционной нормы выборов руководителей исполнительной власти.

Общественная палата сразу задумывалась как вертикаль, строящаяся по образцу с чиновничьей. Первый уровень общественных представителей пофамильно определил сам президент (42 уважаемых в стране человека), начиная со второго уровня, уже его доверители рекрутировали еще 42 новых общественника. И, наконец, на третьем этапе, в дело включались бы провинциальные общественники, которым по равной квоте выделялись те же 42 места. Получалось: два федеральных круга выдвиженцев и один - «земельный» (областной/республиканский).

К настоящему моменту свою волю президент выразил, и теперь началось движение «снизу». Хотя процесс этот тоже совершенно управляемый. В Карелии, например, функцию главного «общественного» организатора на себя возложила общественная приёмная федерального инспектора президентского полпреда в Северо-Западном федеральном округе. «Инспекторский» общественный орган инициировал персональный состав рабочей группы, члены которой точно не раздражают региональную власть и потому процесс общественной «самоорганизации» не должен вызывать теперь административной тревоги.

Дальнейший механизм формирования корпуса земельных выборщиков выглядит следующим образом. В Карелии должно состояться собрание представителей неправительственных общественных формирований (желающие участвовать в нём заявляют об этом, документально подтверждая свою легитимность и работоспособное состояние). На республиканском собрании избирается список делегатов числом в 20 человек, которые поедут на окружную конференцию в Питер. Здесь из 220 делегатов (в Северо-Западном округе одиннадцать субъектов Федерации и каждый из них формирует свою двадцатку) требуется выбрать 11 кандидатур для очередного отбора и только уже из них окончательно отберут шестерых, кто и войдёт в земельный третий круг общественников (от семи федеральных округов - по шесть лидеров общественного мнения). Из этой сложной схемы видно, что не каждая область и республика Северо-Западного федерального округа получит своего представителя в Общественной палате. Конкуренция неизбежна, хотя понять мотивы, по которым будет вестись отбор самых общественных из общественных достаточно трудно.

Карельская рабочая группа, во главе с ректором республиканского филиала Северо-Западной академии государственной службы Николаем Фомичёвым, должна в течение месяца собрать заявки от неправительственных общественных организаций на участие в республиканском форуме НПО, вместе с управлением федеральной регистрационной службы по Карелии проверить достоверность представленных документов, и затем сформировать карельскую депутацию. Вся организационная процедура проведения собраний (губернский уровень) и конференций (федеральный округ) должна завершиться до 30 ноября с.г. В течение декабря довершается кадровая работа и с 1 января 2006 г. Общественная палата приступает к своим общественно-государственным обязанностям.

Как ни странно самым уязвимым этапом её формирования становится земельный уровень. Если отбор В. Путиным персон общественно узнаваемых и уважаемых для ОП поддаётся публичной оценке, и так же трудно не доверять процедуре формирования второй федеральной группы общественников, то третий этап (земельный) может стать самым запутанным, а потому и плохо контролируемым общественностью. Процедура отбора и выборов претендентов тут полностью в руках чиновников, а значит, и результат будет зависеть от их воли.

Нет сомнения, что при формировании делегатских списков страсти будут кипеть нешуточные, правда, пока совершенно не ясно, не напрасны ли эти хлопоты. ОП создаётся как инструмент соуправления государственным механизмом власти. В идеале гражданская палата видится в роли некоего совестливого, честного, открытого, не сребролюбивого, чувствительного к народному настроению общественного органа, 126 членов которого станут помогать президенту, своими рекомендациями корректируя государственную политику, разрабатываемую и осуществляемую всеми прочими конституционными органами власти. Общественная палата не вписана в Основной закон страны, и в этом смысле её нельзя именовать конституционным органом, а соответственно и объём её полномочий всегда будет зависеть от воли президента. Пока он поддерживает эту модель, то и чиновный люд будет бояться игнорировать деятельность ОП. Как только сменится президент либо у нынешнего изменится настроение, так сразу и забудется гражданская забава.

Правда, сам президент Путин в своих обращениях к обществу свидетельствует, что ищет в лице членов Общественной палаты людей, готовых защищать граждан от своеволия и корысти властной номенклатуры. В это хочется верить и именно потому пока следует сдержать критический поток мысли. Пока. Формирование «общественной вертикали» идёт привычно казённо, но, кажется, есть возможность этот механизм сделать полезным россиянам.

Заместитель главы президентской администрации В. Сурков, один из авторов проекта ОП, поясняя смысл палаты и определяя её первоочередные задачи, сказал при встрече с журналистами, что палата займётся проблемами малоимущих, экологии, станет контролировать за деятельностью силовых структур. Он пообещал, что члены ОП смогут вызывать к себе государственных функционеров и заслушивать их по вопросам, интересующим палату. Более того, он утверждал, что члены палаты будут «курировать государственный кадровый резерв», правда, не пояснив самого этого механизма. Однако каждое подобное сильно звучащее его выражение надо делить на норму закона о том, что решения ОП носят только рекомендательный характер, оформляемых в виде экспертных заключений и предложений. Однако всё равно соблазнительно звучит фраза замглавы администрации Кремля о том, что «палата сможет вызывать государственных функционеров на отчет, и им придётся туда ходить».

В бюджете 2006 года на деятельность Общественной палаты предусмотрено выделение из федеральной казны 120-140 миллионов рублей. Это значит, что она как минимум начнёт работать.

Сайт: www.politika.karelia.ru





Наш кандидат Петр Мамонов.