КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Мир света и добра.

29.09.2005

Разделы:

В сентябре 2005 года в выставочном зале Карельской филармонии прошла выставка произведений народного художника России, лауреата Государственной премии Карелии Бориса Николаевича Поморцева. Она была организована Петрозаводской и Карельской епархией, Министерством культуры РК и Союзом художников РК в рамках празднования 15-летнего юбилея епархии. После торжественного открытия экспозиции 9 сентября мы обратились с вопросами к художнику.

- Борис Николаевич, ваша картина «Сыновья. 1941 год» привлекла особое внимание зрителей...

- Я долго не решался изобразить героев картины стоящими, ведь никто не плавает на лодке стоя. Но все-таки сделал это, чтобы показать: началась война, народ встал на защиту Отечества, родители везут своих детей воевать.

- Деревня и ее жители - одна из главных тем вашего творчества?

- И храмы. Ведь часовни и церкви строились на самых видных, красивых местах. Они как бы венчают сельскую архитектуру. Но в своих работах я старался быть искренним, честным, старался изображать жизнь такой, какая она есть. На холсте «Век уходящий» я хотел показать трагедию села, показать, что сельская жизнь умирает, народ уходит из деревни, а стари-ки доживают. Все разрушается, а это неправильно!

- Вы коренной житель Карелии?

- Родился я в Сибири, но уже в детстве прикоснулся к природе Карелии. Я рисовал с раннего возраста, в пять лет мне подарили два тюбика краски с незнакомым названием «Шунгит». Прошло время, и я приехал в Шуньгу, увидел шунгитовые разработки. Кроме того, и по фамилии это можно понять, моя родословная связана с Белым морем. Для прохождения службы в армии меня отправили в Карелию. Отслужив, я остался жить в Петрозаводске, и вот уже 45 лет работаю в одной мастерской. Думаю, что каждый, кто оказывается в Карелии, не может не полюбить наш край. Люди здесь, особенно в деревнях, душевные, честные, доверчивые, гостеприимные. А тихая и одухотворенная северная природа завораживает.

- И это очарование вы стараетесь передать в своих картинах.

- Искусство и призвано наполнять жизнь духовным содержанием, красотой, которая не всегда и не всем заметна... Картина должна пробуждать светлые чувства, заставлять сопереживать, радоваться или печалиться. Такое полотно создать сложно. Многие стороны жизни написаны, а повторяться не хочется. Каждое маленькое открытие требует творческого поиска, старания, желания. Художник должен быть и зрителем - он должен увидеть. Затем, он - режиссер, он добавляет, меняет, ведь картина - это не план местности. Он исполнитель - он пишет. Наконец, он сам представляет, показывает.

- Художником нужно родиться?

- Мне кажется, каждый человек в большей или меньшей степени художник, творец в своем деле. Главное - увидеть в ребенке зарождающиеся способности. Конечно, заметить талант в раннем возрасте сложно, но возможно, если внимательно присматриваться к ребенку. Многие из видевших мою передвижную выставку, которую я возил по Карелии, говорили: «А ведь я в детстве хорошо рисовал... Наверное, надо было учиться этому серьезно?..»

- В основном, ваше внимание привлечено к карельской деревне. Не возникало желание создать полотна, посвященные чему-то более известному?

- Сейчас я работаю над картинами о Валааме, Кижах, Соловках, составляющих гордость и славу нашему краю. Постараюсь показать их как форпост духовности, явление уникальное, народное, показать, что оно создавалось от души. По-моему, мы уже начинаем это понимать. Сейчас, пусть трудно, но люди возвращаются к Богу, стремятся к единению, соборности. Атеизм пытался доказать, что Бога нет. Такая агрессивная борьба с тем, чего нет, доказы-вает, что Он есть. Но как много утрачено из-за этой обреченной на поражение битвы с верой! Сколько человеческих жертв, сколько поломанных судеб, сколько храмов разрушено!.. У нас в Петрозаводске был уничтожен такой большой, красивый Святодуховский собор.

- Этому храму посвящена ваша картина «Порушенные святыни».

- Мне хотелось напомнить об утраченной святыне тому, кто помнит, показать тому, кто не знал. Я изобразил площадь Кирова, где вместо театра стоит Святодуховский собор. На кар-тине все символично. Храм освящен, но наполовину он уже в тени - его скоро взорвут. К собору подъезжает «черный воронок», спецмашина, на которой во времена репрессий ездили арестовывать. Рядом с храмом - красные флажки, их обычно устанавливают, когда охотятся на волков или для ограждения перед взрывом. Они же - символ тревоги, предвестники чего-то страшного. А в небе над храмом изображен скорбный брат нашего Святодуховского храма - собор Христа Спасителя, уже взорванный. Этим я хотел показать, что, хотя земные церкви уничтожены, на небесах они остались, остались и в душах людей.

Беседу вела Ирина ТАТАРИНА