КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

О воспитании детей в семье.

27.08.2005

Разделы:

«Мать, рождая дитя, прежде дает миру человека, а потом должна она в нем же дать небу ангела. Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди», - писал свт. Иоанн Златоуст. В каждой семье собственные педагогические методы, принципы. О некоторых моментах воспитания сво-их детей рассказывает прихожанка храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Бого-слова Елена КНЯЖЕВА.

- В нашей семье я занимаюсь воспитанием детей, а глава семейства Михаил нас мате-риально обеспечивает. У нас трое детей. Старшей дочери Анне 15 лет. Она неосознанно стре-мится во всем быть похожей на маму. С детства Аня любит животных и мечтает стать ветери-наром. Она изучает различные справочники, пытается лечить животных, поэтому в нашем доме не переводятся кошки, собаки. Среднюю дочь зовут Александра, ей 12 лет. Саша - ребенок серьезный, послушный, очень переживала в детстве, если что-то делала не так. Саша с удоволь-ствием возится с детьми. Для младшей дочери Марии, которой три года, она идеальная няня. Каждая девочка со своим характером, мои дочери абсолютно непохожи друг на друга. Девчонок своих сильно люблю и благодарю Бога за то, что они у меня есть. А вообще, будучи ребенком, я мечтала иметь девятерых детей.

Об авторитете.

- Я очень требовательно отношусь к своим словам, поступкам. Если пообещала в среду мороженое, а потом опомнилась, что день-то постный, все равно даю, если ребенок мал. Если уже большой, то объясняю, что лучше съесть его завтра, ведь сегодня пост. Сейчас детям очень сложно: родители говорят одно, учителя уверяют в другом, подруж-ка - в третьем... Однажды приходит Аня из школы и с сомнением в глазах говорит: «Нам по биологии сказали, что человек произошел от обезьяны». Вот что делать, если нет послушания, доверия родителям? Смеясь, я предложила: «Давай я завтра дам тебе новый учебник, где напи-шу, что ты с планеты Юпитер». - «Мам, ну это совсем смешно!» Я говорю: «Вот видишь, ка-ждый человек имеет право на свою точку зрения. Ты кому больше веришь?» - «Ну, конечно, тебе». Вопрос исчерпан. Я доверяю своим детям, дети доверяют мне. Но ребенок обязательно сравнит авторитет матери с авторитетом подруги, учительницы. Мама всегда должна выигры-вать.

В основе материнского авторитета, на мой взгляд, должно лежать уважение, но не страх. Авторитет, основанный на страхе, закончится, как только ребенок вырастет. Поэтому стараюсь не впадать в ярость и не кричать. Повышение голоса должно быть нонсенсом. Один раз я силь-но накричала на детей, даже затопала ногами. У девочек округлились глаза, они были просто потерянными. Я поняла, что натворила, но было уже поздно. Исправляла свою ошибку не один день и месяц.

О послушании.

- Что такое послушание родителям? Как мне кажется, в конечном счете это послуша-ние Богу. Ребенок сначала учится слушать папу с мамой. Потом девушка выходит замуж и учится послушанию мужу, и вместе с житейской мудростью появляется послушание Богу. На-ша цель - соединиться с Богом, а как мы соединимся, если мы ретивы и непослушны? В нашей семье, прежде чем что-то взять или сделать, дети спрашивают: «Можно?» Они так привыкли с раннего возраста.

О ревности.

- Когда родилась Александра, Аня ревновала. Только когда Саше исполнилось три го-да, они стали подружками. Я старалась, чтобы они друг друга полюбили. Мы вместе с Аней ухаживали за Сашей, стирали ее пеленки, гуляли, пели колыбельные... За три года «сдружива-ния» девочек были и слезы, и упреки со стороны Ани. В конце концов пришлось ей смириться с тем, что отныне мамина любовь делится на двоих.

О наказании.

- Главное, чтобы ребенок знал, что мама строгая, но она его любит! Когда шестимесяч-ный малыш пытается залезть руками в тарелку с кашей, то руку я ему мою со словом: «Нельзя». И повторяю его много раз. Только тогда он начинает усваивать, что маму надо слушаться. Если же упрямится и настаивает на своем - получает шлепок по руке. Ребенку не больно, ему обид-но.

Я думаю, что дети должны уметь слушать слово. Если не умеют, приходится прибегать к действенному средству - ремню. Мои дети знакомы с ним с пяти лет, но это не значит, что при любом непослушании хватаюсь за него. Вначале выясняю, почему ребенок непослушен, на-пример: «Почему ты рассыпала муку на кухне?» Возможно, дочка пыталась приготовить блины. Если, не спросив, я ее накажу, то отобью у ребенка охоту научиться делать что-то нужное для семьи. Ведь начинать незнакомое дело всегда очень трудно. Когда ребенок в первый раз моет посуду, он обязательно обольется. Ну и ничего страшного. Переодевая, говорю: «Ты посу-ду помыла, молодец». Бывает, хвалю ребенка на ушко, чтобы похвала не легла на сердце тще-славием.

О детском саде.

- У меня нет уверенности, что воспитательница в детском саду может уследить за все-ми детьми. Как узнать, что мой ребенок попал к чуткому воспитателю, у которого все обласка-ны и ухожены?

Я далеко не идеальная мать, но стараюсь стать лучше, читаю книги по детской психоло-гии. Дома для развития ребенка можно сделать больше, чем в детском саду. Можно привить ребенку чувство прекрасного, научить видеть красоту природы. Наблюдая за его игрой, я могу откорректировать свои педагогические ошибки.

Есть православные друзья, которые могут чему-то научить моего ребенка. Мы, право-славные мамы, можем собираться вместе, советоваться. В Духовно-просветительском право-славном центре во имя прп. Александра Свирского дети не только изучают Закон Божий, но и учатся дружить. В центре работают замечательные педагоги, которым я без оглядки доверяю. Жаль, что они занимаются только в выходные. Хотелось бы организовать православный дет-ский сад. Сколько мам об этом мечтают!

Каждая семья выбирает сама: работают оба родителя или кто-то один. Мы выбрали заня-тия с детьми дома. Можно отдать детей в детсад, а самой идти на работу. Денег в кошельке бы-ло бы несравнимо больше, но и жалоб на взрослеющих детей тоже больше. Одно время я рабо-тала и детей почти не видела. Мы отдалились друг от друга.

О домашней работе.

- Я учу детей тому, что в жизни важно не только образование, но и умение что-то де-лать собственными руками. Если девочка занята только модными журналами и выпрашивает у родителей деньги на дискотеку, то замужество ее, пожалуй, будет нелегким. Для своего млад-шего брата я была нянькой, и поэтому в 18 лет, когда вышла замуж и родила ребенка, я была готова к семейной жизни и материнству. В своих детях я воспитываю прежде всего будущих матерей и жен: учу шить, вязать, готовить, убирать.

К труду приучаю уже с четырех лет. Мы живем в своем доме, когда я иду за водой, и дочка рядом несет ведерко. У нас хозяйство, мы держим гусей и кур. Дети - основные помощ-ники! Безусловно, они не работают с утра до вечера, есть время и для игры, и для отдыха. Де-вочкам я оставляла подробную инструкцию: допустим, в 11 часов утра налить в кастрюлю во-ды, поставить ее на плиту и так далее. Прихожу - обед уже готов!

Из своей семьи я вынесла любовь к пению. Сейчас, когда мы с девочками готовим или шьем, открываем песенник и поем. В последнее время нам стала помогать и Мария. Пение сближает гораздо больше, чем телевизор.

О телевизоре.

- Последние пять лет, когда мы увидели, что без телевизора живется лучше, перестали смотреть его в прежнем объеме. Совсем без телевизора нельзя - в гостях ребенок, не отрыва-ясь, смотрит все. Уж лучше я буду корректировать просмотр. В художественных фильмах есть персонажи, поведение которых можно привести в пример или комментировать.

Раньше раздражала реклама, и мы научились превращать ее в игру: выключаем звук и пытаемся отгадать, какой ролик будет следующим или сколько у мальчика пуговиц на рубашке. В пост только для Марии мы включаем мультфильмы, «Спокойной ночи, малыши!».

О христианском воспитании.

- «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в своих дневниках святая царственная мученица императрица рос-сийская Александра Феодоровна Романова. Как донести этот дар до детей, я спрашиваю у ду-ховника нашей семьи.

Воцерковились мы сравнительно недавно. До этого старшим детям давался минимум ре-лигиозных знаний: у нас были Библия, Закон Божий, учили «Отче наш». Мария воспитывается уже по-другому. Научаю ее молиться с маленького возраста - ведь привычка к молитве долж-на остаться на всю жизнь. Решающий момент - личный пример. Бесполезно требовать от ре-бенка молитвы, если сама не молишься.

Мы причащаем ребенка как можно чаще, ходим в церковь и в пургу, и в морозы. Я вме-сте с ней стою в храме и шепотом объясняю, что происходит на службе: «Батюшка идет. Еван-гелие несет, поклонимся. Слышишь, хор поет». Если Маша устала, скучает, то вместе с ней вы-хожу из церкви. Чаще Мария просто засыпает и спит до Причастия.

Когда мы все вместе молимся на вечерней молитве. Маша не мешает. Над ее кроваткой висят иконы, перед сном она их всех перецелует, что-то пошепчет, потом ложится и говорит: «Ну, давай читать Евангелие».

Мои дочери вырастут, станут матерями, посеют свое и пожинать будут тоже свое. Воз-можно, они пройдут через сомнения и даже, не дай Бог, отойдут от Церкви. Если Господь спо-добит, я помогу девочкам не впасть в грех. Если же меня не будет рядом, они всегда будут хра-нить в своей душе воспоминания детства: «Были свечи в храме, была молитва, было хорошо и благодатно, и где же я сейчас?» Это поможет им преодолеть искушения и соблазны мира.

Записала Ирина ТАТАРИНА.