НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ в селе Каменском
    Никольская церковь в селе Каменском - одна из древнейших в Подмосковье. Хотя время ее сооружения и не отмечено в дошедших до нас летописях, детальные исследования современных архитекторов и археологов позволили установить, что она была построена в 70-х годах XIV века. Более того, удалось даже достоверно восстановить первоначальный облик храма.
    Этот небольшой по размерам одноглавый бесстолпный храм с тремя апсидами сложен из белого камня. В плане церковь имеет редкую для русского зодчества форму вписанного в квадрат равноконечного креста с короткими ветвями. Ветви креста перекрыты наклонными арками параболического очертания. Над ними расположен конический свод, на который опирается световой барабан с восемью узкими щелями. Сходные план и внутренний объем имеют сербские и болгарские церкви XII-XIV вв. (например, церковь великомученика Пантелеймона в Бояне), что представляет особый интерес для истории русской архитектуры.
    Удивителен уже сам факт строительства белокаменного храма в селе в XIV веке - ведь на Руси каменные церкви в селах стали строить несколько веков спустя. А дело в том, что село Каменское с давних пор принадлежало великим московским князьям. Первое упоминание о нем содержится в духовной грамоте великого князя Иоанна Данииловича Калиты в 1325 г., в которой он дает это село в наследство сыну своему Иоанну, а затем в духовных грамотах великих князей Иоанна Иоанновича (1356 г.) и Димитрия Иоанновича (1389 г.).
    Тогда село Каменское находилось на южной границе Великого княжества Московского, там где смыкались границы Черниговского и Литовского княжеств. Не только со стороны Орды нависла в то время страшная угроза над Московским княжеством, но и со стороны Литвы. Причем неоднократные нашествия литовцев были даже более жес-токими и разрушительными, чем монголо-татарские. Эту и так необычайно сложную обстановку усугубляла междоусобица русских князей. И вот молодой князь Димитрий Иоан-нович, отличавшийся благонравной жизнью, ищет помощь прежде всего у Бога и строит перед Куликовской битвой но-вые храмы, монастыри, а также и каменные укрепления по южной границе княжества. В 70-х годах XIV в. в Коломне были основаны Голутвин и Бобренев монастыри, построены Воскресенская церковь (1366 г.) и Успенский собор (1379-1382 гг.), в Серпухове возведен мощный дубовый кремль, а в устье реки Нары начато строительство Владычнего (1360-1362 гг.) и Высоцкого (1370-е годы) монастырей. Река Нара приобрела в то время важное стратегическое значение, и в расположенном на ней княжеском селе Каменском также была построена белокаменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца и возведены каменные укрепления.
    Как тут не вспомнить чудесное событие, происшедшее 20 августа 1380 года, когда войско Великого князя после молебна в Кремле вышло на битву из кремлевских ворот. По пути в Коломну, проезжая по лесу, князь Димитрий увидел на одном из деревьев образ святителя Николая. Восприняв это как знак помощи со стороны небесного покровителя, он воскликнул: "Сие место утеша мя!", пообещав в случае победы основать здесь монастырь. Николо-Угрешский монастырь, построенный после Куликовской битвы, тоже имел столь редкий по тому времени белокаменный храм.
    После Куликовской битвы границы Великого княжества Московского отодвинулись далеко на юг и село Каменское потеряло свое значение важной пограничной крепости. По-этому в последующие два века в архивах не сохранилось каких-либо упоминаний о нем.
    В марте 1599 года Архангельский собор Московского Кремля по завещанию царя Феодора Иоанновича получил в вотчину село Каменское с церковью, деревнями и пустоша-ми. Об этом же сказано и в жалованной грамоте царя Бориса Феодоровича, данной Архангельскому собору 20 июня 1601 г., которая затем была подтверждена царями Василием Иоанновичем 7 января 1607 г. и Михаилом Феодорови-чем 28 октября 1613 г. и 7 октября 1623 г.
    Смертию в 1598 г. царя Феодора Иоанновича, который не оставил после себя детей, пресеклась династия Рюриков, и государство Российское испытало страшные потрясения. Были и голод, и падение нравов, и смуты, сопровождавшиеся появлением самозванцев и столкновением разных классов общества между собой, и война с поляками, захватившими Москву в результате разъединения прежде единого народа. России грозила потеря государственности и святой православной веры. Но общество не распалось. В наступившем хаосе громко прозвучал твердый голос священномученика патриарха Гермогена, православная Церковь объединила русский народ, и это Смутное время закончилось в 1613 году вступлением на московский престол первого царя Михаила новой династии Романовых.
    Смутное время было тяжелым и для Никольской церкви в селе Каменском. В Дозорной книге Боровского уезда в 1613 г. писано, что в селе Каменском "...храм великого Чудотворца Николая камен ветх...". А в Писцовой книге Боровского уезда в 1629 г. сказано: "В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился... Двор поповский пуст...". Видимо, разорение после польского нашествия было столь сильным, что в храме в течение многих лет некому было служить.
    В тяжелые времена на Руси всегда начинали с восстановления храмов, и жизнь народа с Божией помощью возрождалась. После завершения первого этапа восстановительных работ Никольская церковь вновь была освящена 1 октября 1649 года при царе Алексие Михайловиче и при патриархе Иосифе, о чем свидетельствовала надпись на найденном старинном антиминсе.
    Некоторое время спустя, небольшой древний храм уже не мог вместить прихожан, живущих в селе Каменском и в окрестных деревнях, и в XVIII в. в нем "...был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей". Антиминс в этом приделе был "священнодействован... митрополитом Московским Платоном... в 1763 году". Понятно почему придел был посвящен именно этому святому - в Архангельском соборе тоже есть придел мученику Уару. Кроме того была построена обширная трапезная и высокая трехъярусная колокольня. Во время этого второго строительного периода было изменено завершение храма: вместо покрытия по кокошникам сделана четырехскатная кровля, переложены завершения стен четверика, а над световым барабаном был надстроен меньший с "луковкой".
    Сохранилось подробное описание Никольской церкви, сделанное в июле 1803 года ее настоятелем священником Сергием Федоровым, который был в то время благочинным Боровского уезда. Эта опись свидетельствует о великолепном украшении обновленной и расширенной церкви.
    Величественный центральный четырехъярусный иконостас был покрыт зеленой краской и местами позлащен. На Царских вратах были написаны Благовещение Богородицы и Евангелисты; врата были высеребрены. Над ними был образ Вседержителя в позлащенном венце.
    В первом ярусе иконостаса с правой стороны от Царских врат были образа: 1) Господа Вседержителя в позлащенном венце; 2) Николая Чудотворца с житием в серебряном позлащенном окладе с пятью драгоценными камнями в нем; 3) мучеников У ара, Мины, Екатерины и Параскевы в позлащенных венцах. По левую сторону от Царских врат были образа: 1) Казанской иконы Божией Матери в позлащенном венце; 2) Архангела Михаила, святителей Алексия и Филиппа, преподобного Александра Свирского; 3) Рождества Иоанна Предтечи; 4) Архидиакона Стефана на северных вратах; 5) преподобного Пафнутия Боровского.
    Второй ярус иконостаса включал иконы праздников. В третьем ярусе в середине были образ Господа Вседержителя с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей и со Архангелами Михаилом и Гавриилом; по левую сторону - пять апостолов, а по правую - шесть. В четвертом ярусе были образа Господа Вседержителя, Иисуса Христа и Божией Матери, а по правую и по левую сторону - по четыре пророка. А над четвертым ярусом парило резное Распятие Господа с предстоящими по правую сторону Иоанном Богословом и Божией Матерью по левую сторону.
    Среди церкви было повешено большое медное литое паникадило.
    В придельной церкви мученика Уара был трехъярусный резной иконостас голубого цвета, местами позлащенный. На резных, покрытых позолотой Царских вратах было написано Благовещение и Евангелисты, а над ними - Тайная вечеря. В первом ярусе иконостаса справа от Царских врат были образа: 1) Живоначальной Троицы в серебряном окладе; 2) мученика Уара в позлащенном серебряном венце. По левую сторону от Царских врат были образа: 1) Покрова Божией Матери в посеребренном окладе; 2) Архидиакона Стефана на северной двери; 3) Знамения Божией Матери в посеребренном окладе; 4) Николая Чудотворца с житием в позлащенном венце; 5) пророка Илии; 6) великомученика Георгия в позлащенном венце. Второй ярус содержал иконы праздников. В третьем ярусе иконостаса в середине было Распятие Господне, справа от него - Положение во гроб, слева - Снятие со Креста. Посреди придельной церкви висело паникадило медное посеребренное.
    Против входа в церковь был образ Нерукотворного Спаса, а над дверьми под колокольнею - образ жен-мироносиц (слева) и Архангела Михаила, святителей Алексия и Филиппа, преподобного Александра Свирского (справа). На колокольне было пять медных колоколов. Самый большой колокол весил одну тонну.
    Таким образом, Никольская церковь значительно расширилась и украсилась в XVII-XVIII веках, когда она находилась под опекой Архангельского собора Московского Кремля. Но в 1764 году императрица Екатерина II провела секуляризацию церковной и монастырской собственности, в результате чего село Каменское с ближайшими деревнями перестало входить в вотчину Архангельского собора. В 1776 году Боровский уезд с входящим в него селом Каменским вошел в Калужское наместничество.
    В 1812 году новая грозная туча надвинулась на Рос-сию - 12 европейских народов во главе с Францией вторглись в ее пределы. После Бородинской битвы французы вошли в Москву, но, обескровленные в этом сражении, вскоре вынуждены были начать отступление. На их пути расположились посты генерала И. С. Дорохова: 1-ый пост на реке Наре в селе Каменском, 2-ой пост - в Слизневе, 3-ий - около Котово, 4-ый - в Башкине. В селе Каменском действовал также партизанский отряд, в который входила тысяча конных и пеших крестьян. Они встретили французский отряд из 500 человек и в результате боя, который длился целые сутки, сто человек побили, а остальных взяли в плен. Село Каменское не сильно пострадало от французов: Никольская церковь не была разграблена, а в приходе церкви сгорело лишь 20 домов из 300.
    До середины XIX века в штате Никольской церкви состояло два священника, диакон, два дьячка и два пономаря;
    а со второй половины XIX века - священник, диакон, дьячек и пономарь. В приход церкви входили село Каменское с деревнями Клово и Мельникове, а также сельцо Романове, Чичково, Рыжкове и Курапово, всего около трех тысяч прихожан.
    В начале XIX в. Никольская церковь в Каменском была самой большой в округе. Напрямую не так далеко от Каменского находится то место, где великий старец отец Зосима Верховский основал в 1826 году Одигитриевскую обитель. По-видимому, священство и прихожане Никольской церкви и старец Зосима с сестрами посещали друг друга. Свиде-тельство этому можно найти в житии старца Зосимы: "Когда для Одигитриевской своей обители отец Зосима пожелал заказывать в день праздника Одигитрии обедню в приходской церкви, то узнал, что в этот день священник никогда не бывал дома, а уезжал с вечера в селение Рыжкове, где с вечера служил всенощную, а на другой день во весь день молебны. Тогда только узнали они, что в этом селении в часовне находится чудотворная икона Божией Матери Оди-гитрия, и весь народ празднует там в этот день". "Старожилы селения Рыжкова начали припоминать, что в 1812 году, во время нашествия французов, на самом этом месте, где теперь устроилась пустынная обитель, они скрывали в чаще леса свою чудотворную икону, которая в их часовне, и когда по очереди сторожили ее в лесу, то однажды какой-то седенький старичок, проходя мимо их сказал: "Матерь Божия прославит здесь имя свое!" Они удивились, откуда взялся и куда немедленно ушел от них этот старичок, ибо место сие было непроходимое, лесное, болотистое, не имеющее никакой не только дороги, но и тропинки. Пустынные сестры, услышав об оном повествовании Рыжковских стариков, пожелали поднять святую чудотворную икону и крестным ходом принести в свою обитель для молебствия". И как только Царица Небесная посетила свою обитель, сразу же нашлась благодетельная госпожа, на средства которой был построен храм во имя Одигитрии в 1852 году.
    При таком большом числе прихожан потребовалось дальнейшее расширение Никольской церкви. В 1875 году на пожертвования церковного старосты, крестьянина села Каменское Николая Степанова и крестьянина из деревни Клово Петра Евдокимова на колокольне был установлен самый большой в округе пятитонный колокол. В 1876 году на средства Николая Степанова вокруг церкви была обнесена ка-менная с железною решеткою ограда, в ряду которой была построена каменная часовня. А 25 июля 1893 года епископом Калужским и Боровским Анатолием был освящен придел Рождества Христова, выстроенный на пожертвования Николая Степанова. За особую попечительность о церкви и собственные очень значительные пожертвования на ее распространение и украшение, он дважды получал Архипастырское благословение, дважды - благословение Святейшего Синода и трижды был награжден медалями. Настоятелем Никольской церкви во время третьего этапа ее расширения был священник Григорий Волхонский.
    После него настоятелем церкви стал Евстафий Сокольский, который был рукоположен в сан священника к Никольской церкви 15 декабря 1896 года. И стар, и млад чувствовали на себе заботу и любовь доброго пастыря. В архи-вах сохранилось прошение крестьянской вдовы Наталии Степановой к епископу Калужскому и Боровскому Вениамину, написанное в 1904 году: "Имея от роду 85 лет и чувствуя с каждым днем ухудшение своего здоровья, я при неимении близких родственников, которые могли бы по моей кончине заботиться обо мне, считаю благовременным просить Вас, Ваше Преосвященство, Милостивейшего Отца и Архипастыря, разрешить по моей кончине похоронить меня бесплатно в церковной ограде нашей приходской Церкви, при которой мой покойный муж был церковным старостою 27 лет, имевший за свое ревностное служение Церкви Божией три медали: одну серебряную и две золотых и несколько благодарных грамот от Епархиального Начальства, совместно с которым мы большую часть своего благосостояния отдавали на благоукрашение своего приходского храма; так, на наши средства выстроен вновь придел во имя Рождества Христова, устроена каменная с железною решеткою ограда вокруг Церкви, положено 1000 руб. на причт для вечного поминовения наших родственников, приобретено много церковной утвари и пр.; в настоящее же время я нахожусь почти без средств." Вот пример щедрой благотворительности, когда все средства благочестивого семейства были отданы на благоукрашение родной церкви! Вот какие люди были похоронены на церковном кладбище!
    К этому прошению было приложено и ходатайство отца Евстафия: "Написанное в прошении верно. При сем имею присовокупить, что просительница Наталия Степанова жизни высоконравственной, к Церкви Божией относится с большим усердием, неопустительно посещает храм Божий, во все четыре поста в году говеет, исповедуется и приобщается Св. Христовых Тайн". По ходатайству отца Евстафия это прошение было удовлетворено, как и несколько других, сохранившихся в архивах.
    Православная церковь всегда пеклась об образовании народа. Много внимания уделял отец Евстафий обучению детей грамоте. В начале XX века при приходе Никольской церкви работали три школы: церковная школа в сельце Романове, где обучались 28 мальчиков и 12 девочек, церковная школа в селе Клово (40 мальчиков и 20 девочек) и земская школа в селе Каменском (50 мальчиков и 25 девочек).
    Казалось, немного времени прошло с тех пор, как расцвела, украсилась и расширилась Никольская церковь. Но внезапно новые невиданно тяжелые испытания обрушились на Россию. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1917 году произошла революция, прервавшая царствующую династию Романовых, началась гражданская война. Царь Николай II и Царская Семья приняли мученическую смерть. Опять разделился народ, восстал брат на брата, сын на отца. Потоки страданий и крови захлестнули Россию.
    Священству и мирянам уготовано было понести Крест мученичества. Начались гонения на Русскую Православную Церковь, которые достигли своего невиданного по жестокости апогея в 1937-1938 годах. В 1937 году было арестовано 136900 священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 году арестовано 28300, расстреляно 21500.
    В послереволюционные годы отец Евстафий продолжал верно служить Богу. Впервые его арестовали в 1927 году по подозрению в контрреволюционной агитации. Продержав его 3 месяца в Бутырской тюрьме, власти не смогли найти никаких доказательств виновности отца Евстафия и вынуждены были выпустить его на свободу. Вторично он был арестован 27 января 1938 года во время массовых арестов духовенства. Несмотря на избиения, он отказался себя оговорить и подписать протокол, в котором его обвиняли в контрреволюционной деятельности. По окончании следствия отца Евстафия перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 11 февраля 1938 года "тройка" НКВД приговорила не-винного священника к расстрелу. Священник Евстафий Со-кольский был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. В 1989 году его реабилитировали. Архиерейский собор Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года причислил священника Евстафия Сокольского к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.
    Никольская церковь в селе Каменском была закрыта. А потом пришла новая беда - началась Великая отечествен-ная война. В конце октября 1941 года немцы подошли к реке Наре. На рубеже Чичково-Каменское-Рыжково им противостояла 113-я дивизия 33-й армии, бывшая 5-я дивизия Народного ополчения Фрунзенского района Москвы. Никольская церковь стала каменным утесом, о который разбились волны захватчиков. Тяжелые бои длились до конца декабря 1941 года, пока не была освобождена Наро-Фоминская земля. Несмотря на то, что храм был на передовой и немцы били по нему из орудий прямой наводкой, святитель Николай защитил его и церковь не была разрушена.
    Затихли бои, умолкла канонада. Казалось, церковь стояла совсем заброшенная. Но как вспоминает один из коренных жителей села, он, тогда еще мальчишка, возвращаясь с купанья на реке Наре, слышал в храме дивное церковное пение. Это повторялось несколько раз. В отсутствие священника и прихожан, ангелы служили в древней Никольской церкви!
    В послевоенные годы церковь использовали в различных хозяйственных нуждах: хранили зерно, разливали молоко. Забыли люди Бога и эту святыню Российскую. В 1958 году были начаты "консервационно-восстановительные" работы, имевшие цель сохранить древнюю Никольскую церковь. Работы были закончены в 1963 году, и аварийное состояние древней церкви было устранено. Прискорбно, что в последующие годы было уничтожено церковное кладбище. С тех пор Никольской церкви был присвоен статус "памятника архитектуры Союзного значения", в коем она и пребывала, оставаясь заброшенной и закрытой до 1999 года.
    Но Бог поругаем не бывает. В апреле 1999 года в селе Каменском был образован приход Русской Православной Церкви и настоятелем Никольской Церкви был назначен священник Александр Ильинов. В Пятницу Светлой Седмицы 16 апреля 1999 года был отслужен первый водосвятный молебен и стали совершаться регулярные богослужения. У всех сельских жителей яркий след в памяти оставил первый крестный ход по селу Каменское, совершенный на престольный праздник святителя Николая 22 мая 1999 года, на который с иконами и хоругвями прибыли священство и прихожане Никольского храма г. Наро-Фоминска во главе с благочинным Наро-Фоминского округа священником Георгием Ашковым.
    И конечно же, воскресный день 12 сентября 1999 года останется памятным и праздничным днем в летописи Никольской церкви. В этот день на Божественной Литургии Господь наш Иисус Христос вновь принес Себя в жертву за нас грешных в этой церкви, и после столь долгого перерыва воссиял здесь свет Пасхи Христовой. Благодать Божия обильно изливалась на всех пришедших на всенощное бде-ние и, особенно, на Литургию. Особым праздничным знаком было пение в службе этого дня стихиры "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси..." и необыкновенная радость и легкость, охватившие души всех присутствующих в храме. Какие светлые были у всех лица! И как единодушно и ликующе из всех уст неожиданно вырвался после Литургии возглас "Христос воскресе!" Ведь это и нас провидел через толщу лет преподобный Серафим Саровский, когда предрек: "Среди лета запоют Пасху".
    Удивительный собор святых отмечала Церковь в этот день: святителей Александра, Иоанна и Павла, патриархов Константинопольских, собор Сербских святителей, преподобного Александра Свирского, благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. Для нас особенно важно памятование о благоверном князе Александре Невском, мудром политике, храбром воине, твердом исповеднике, сумевшем сохранить и защитить Православие от нападок с Запада и Востока, посеять семена великого княжества Московского (первый Московский князь Даниил был его внуком, а правнуком блгв. князя Даниила Московского был блгв. князь Димитрий Донской, при котором была построена наша церковь). Конечно же, эти святые благоверные князья вместе со святителем Николаем являются небесными покровителями Никольской церкви в селе Каменском.
    Пришли на первые богослужения в Никольской церкви и те ее прихожане, которых крестил или венчал священномученик Евстафий, еще один наш небесный покровитель. По его молитвам сохранил их Господь и дал им многие годы жизни, омыл слезы из их глаз, видевших страшные картины поругания этой Российской святыни, и возвеселил сердца их, показав возрождающийся родной храм Божий и приобщив Святым Христовым Тайнам. С какой любовью вспоминали они своего доброго пастыря!
    Один коренной житель Каменского, раб Божий Михаил Антипов был очень тяжело болен. Давно уже врачи сказали ему, что он не проживет и нескольких недель. Но он усердно молился Богу и просил Его, чтобы открыли церковь, в которой его крестили, отпели его в ней и похоронили так, как это делали в былые времена. И Господь услышал его молитву. Новый настоятель церкви первым из жителей Каменского пособоровал и причастил его Святых Христовых Тайн. Но в церкви начали делать каменный пол, и работа эта длилась два месяца. Вопреки всем законам медицины Бог дал прожить ему это время. Раб Божий Михаил преставился ровно в тот день, когда было закончено строительство пола, и его первого внесли в Никольскую церковь, отпели и похоронили так, как он просил. С тех пор еще нескольких человек, которых крестил священномученик Евстафий, отпели в их родной церкви. Среди них - раба Божия Параскева, дочь Матроны Семеновны Лапшиной, которая была последним церковным старостой до закрытия церкви.
    С молитвенной помощью священномученика Евстафия возрождается добрая традиция Никольской церкви - учеба детей. Осенью 1999 года были начаты занятия в воскресной церковно-приходской школе. В следующем году число уче-ников школы заметно прибавилось. К светлым праздникам Рождества Христова и Пасхи дети приготовили празднич-ные представления, с которыми они выступили не только в Каменском и Наро-Фоминске, но и по спутниковому телевидению.
    Сразу же после передачи церкви приходу начались восстановительные работы. Первое время в церкви были только мокрые, промерзшие за многие десятилетия, голые стены, да прогнивший пол. На Руси строительство храмов всегда объединяло народ. И в нынешнее время многие люди из разных городов и поселков Наро-Фоминского района, Московской области, Москвы и других городов России оказали посильную помощь в воссоздании церкви. Нет, не перевелись еще на Руси люди, любящие Бога и русские святыни! В 1999 году церковь была обнесена каменной оградой с железной решеткой, были сделаны пол и солея, установлен временный иконостас, смонтировано освещение храма. А в юбилейном году 2000-летия Рождества Христова к престольному празднику святителя Николая 22 декабря было завершено строительство западного притвора церкви.
* * *
    Господь проявляет к нам особую милость, давая восстановить разрушенный храм. Благоустрояя и благоукрашая его здесь, "на земли", мы накапливаем богатство там, "на небеси", где моль его не точит и где тать его не украдет. Свет Христов вновь воссиял в Никольской церкви села Каменское. Поспешим же к Свету Христову из тьмы безбожия и суеверий, восстановим храм, спасем души свои, своих детей, близких и всех живущих в этом селе и в других городах и весях.
    Слава Тебе, показавшему нам Свет!
* * *
Житие священномученика Евстафия (Сокольского; 1874-1938)
    Священномученик Евстафий родился 20 февраля 1874 года в селе Рождество Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона Петра Сокольского. В 1895 году Евстафий Петрович окончил Духовную семинарию и в течение года служил сельским учителем. В 1896 году Евстафий Петрович был рукоположен в сан священника к Никольской церкви в селе Каменском, относящемся ныне к Наро-Фоминскому району Московской области. Это одна из древних церквей Московской епархии, которая была построена во второй половине XIV века и входила некоторое время в состав вотчин Московского Архангельского собора.
    Впервые отец Евстафий был арестован в 1927 году по подозрению в контрреволюционной агитации и содержался три месяца под следствием в Бутырской тюрьме в Москве. Властям, однако, не удалось доказать виновность священника, и он был освобожден.
    Вторично отец Евстафий был арестован 27 января 1938 года во время массовых арестов духовенства. Произошло это следующим образом. В Наро-Фоминское управление НКВД позвонил один из начальников Московского управления, который спросил сотрудников в Наро-Фоминске, сколько человек они наметили к аресту. Была названа определенная цифра, которую начальство в Москве и предложило исполнить. Сотрудники НКВД выбрали тех, на кого имелись доносы, а также и тех, кто по своему происхождению и роду занятий был чужд новому социальному устройству и новой безбожной идеологии, а это в первую очередь были священно-церковнослужители. Затем были составлены протоколы, которые подписали дежурные "свидетели", а потом вызвался на допрос обвиняемый; ему предлагали подписать протокол допроса, в котором он признавал себя виновным в возводимых на него обвинениях. Когда обвиняемый не соглашался себя оговаривать, тогда его жестоко избивали. В условиях подобного следствия оказался отец Евстафий, но он не признал себя виновным и не согласился подписать протокол, в котором его обвиняли в контрреволюционной агитации.
    По окончании предварительного следствия отец Евстафий был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 11 фев-раля 1938 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Евстафий Сокольский был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей мо-гиле на полигоне Бутово под Москвой.
    Память священномученика Евстафия совершается в день его смерти - 4 (17) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских - 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскрес-ным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
|