КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
проект «ищу маму»
проведенные акции
о нас в прессе
сотрудничество
друзья и партнеры
100 лучших людей
ваше право
конкурсы
разное
об организации
контакты
гостевая книга
 
КРОМО «Равновесие» | о нас в прессе | Не тот слеп, кто незряч

Не тот слеп, кто незряч

    ...Мороз. Яркое утреннее солнце. Мы идем к трехэтажному зданию школы-интерната № 23 для слепых и слабовидящих детей. Странно, что надписей на здании нет, как и указателей для водителей, что в школе - незрячие дети.
    Вход ищем долго: несколько раз обходим здание, но безуспешно - всюду закрыто. Хорошо, нам подсказывают, что просто надо с удвоенной силой дернуть голубую дверь. Наконец справляемся с дверью, входим в интернат и будто попадаем в другой мир. Незрячий юноша щупает вытянутыми руками стены, пытаясь добраться до своего класса. Почему-то ни у одного слепого ребенка здесь мы не увидели в руке трость...
    Разговор о профессиональной подготовке в коррекционных школах республики в нашей газете был начат публикацией "Они не комнатные цветы:" ("Лицей", № 11 за 2003 год). Проблем очень много, и все же труднее всего найти себя в жизни тем, кто лишен возможности видеть.



Без скидок на зрение

    ...В кабинет массажа бодро заходят четыре парня, ученики выпускного класса. С шутками, поеживаясь от холода, ребята по просьбе преподавателя массажа Надежды Ивановны Ивановой демонстрируют нам сеанс массажа. Руки Миши Тросникова и Сергея Орлова умело разминают спины товарищей. Спрашиваем:
- Кем хотите стать?
- Президентом! - первым весело выкрикивает Миша, самый разговорчивый из всех.
В разговоре выясняем, что из всех предметов парней больше всего привлекает информатика, нравятся обществознание, история. Тем не менее все как один намерены стать массажистами. Поясняют:
- Сейчас думаешь не о том, где больше нравится, а где больше платят.

    Они и не подозревают, что не только в благополучной Европе, но уже и у нас в России слабо видящие и даже слепые люди с помощью компьютеров овладевают сложными профессиями и совсем неплохо зарабатывают... Впрочем, и профессию массажиста получить в Карелии с недавних пор непросто.
    Массажистов в школе-интернате готовят уже 15-й год. Это традиционная профессия для людей с глубокими нарушениями зрения, ведь у них очень чувствительные пальцы. Но если раньше у массажистов со школьным свидетельством не было проблем с устройством на работу, то в последние три года в петрозаводские поликлиники их не берут - российский Минздрав теперь требует обязательного медицинского образования. Поэтому для получения диплома слабовидящим приходится идти в Петрозаводский медицинский колледж, а незрячим - в Санкт-Петербургский медколледж № 2 для инвалидов по зрению. Но там обучение - платное, а еще надо как-то прожить в большом городе.
    В петрозаводский медколледж выпускников школы-интерната принимают неохотно и на общих основаниях. Ребятам приходится заниматься в больших группах, где для них слишком быстрый темп чтения лекций, а на плохое зрение не делают скидок.

     Директор школы-интерната № 23 Сергей Зуев не раз обращался в Минздрав РК с просьбой открыть в медицинском колледже для ребят с ослабленным зрением мини-группу, но безуспешно.
    Начальник отдела министерства образования и по делам молодежи Карелии Галина Григорьева говорит, что все упирается в отсутствие базовых федеральных и региональных стандартов по реабилитации. Подсчитано, что образование инвалида в зависимости от тяжести заболевания стоит в полтора-три раза дороже, чем образование здорового человека.
    Ждать, когда примут федеральные стандарты, долго. Поэтому в Законодательном Собрании Карелии создали рабочую группу по разработке региональных нормативов по индивидуальному плану реабилитации детей-инвалидов. Если депутаты их одобрят, примет правительство, то на специальное оборудование, обучение преподавателей и мини-группы для инвалидов будут выделяться бюджетные средства.


"А пенсия тебе не положена!"

    Далеко не все слабовидящие могут или хотят быть массажистами: есть ребята со слабыми пальцами, глаукомой, церебральным параличом и другими заболеваниями. Не так давно на базе школы-интерната совместно с Социально-педагогическим колледжем стали обучать специальности "социальный работник", в нынешнем году будут первые выпускники. Честно говоря, трудно представить себе почти незрячего социального работника...
     Те, у кого есть способности к музыке, занимаются по программе музыкальной школы. Самые способные поступают потом в специальное музыкальное училище в Курске. Ребята с недостатками интеллекта обучаются в интернате профессиям няни, рабочего по комплексному обслуживанию зданий. По словам завуча Альбины Сарви, разработан курс "народные промыслы": молодых людей учат создавать поделки из красной глины. Но мало чему-либо научиться - надо еще устроиться на работу!
- За два года до выпуска начинаю беспокоиться, чтобы местные власти подготовили жилье для сирот. Пишу в администрацию, прокуратуру, - рассказывала нам социальный педагог Людмила Федоровна Вакулина. - Все лето бегаю, решая вопросы с трудоустройством и жильем для ребят. Это адский труд. Диме Федорову помогали вместе с Карельским Союзом защиты детей: прежде, чем устроили парня в квартиру, судились девять раз!
    Нашу беседу прервал 16-летний Ваня, ученик вспомогательного класса.
- Зашел сказать, что бабушка согласна.
    То есть бабушка-опекун не против его возможного переезда в Медвежьегорск - там в профессиональном училище из ребят-инвалидов набирают группу плиточников.
    Людмила Федоровна работает в школе-интернате социальным педагогом десятый год. Говорит, постоянно сталкивается с нарушением закона в отношении своих воспитанников, особенно в училищах. Сирота Сергей, уроженец Олонецкого района, девять месяцев бедствовал, не получая пенсии по утере кормильца. В училище Сергею уверяли, что после 18 лет пенсия ему не положена. И это не единичный случай, такое впечатление, что законы у нас пишут сами! Людмила Федоровна случайно узнала о бедствиях Сергея - парень попросил у нее брюки из гуманитарки. Благодаря ее вмешательству справедливость была восстановлена. Сейчас Сергей уже окончил училище, работает.
    Спектр профессий, которые предлагает интернат своим воспитанникам, довольно традиционен. Тем временем в мире представление о возможностях инвалидов по зрению уже давно изменилось.


Если долго мучаться, что-нибудь получится...

    Уже несколько лет интернат получает компьютерное оборудование для обучения слабовидящих и незрячих - дар немецкого общества "Запад-Восток". Благодаря устройству для увеличения текста, брайлеровским строкам и синтезатору речи тотально слепые и слабовидящие могут делать практически любую работу на компьютере не хуже зрячих. Если их, конечно, этому обучать.

    Шрифт Брайля - рельефно-точечный шрифт для письма и чтения слепых. В основе шрифта лежит комбинация шести точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки. Все современные технологии, рассчитанные на улучшение доступа к информации для незрячих, в том числе и компьютерные, основаны на знании именно системы Брайля.

    Преподаватель из Тюбингена, представитель общества "Запад-Восток" Харальд Керстен, сам слабовидящий, впервые попал в этот интернат около семи лет назад. Его потрясли нищета, отсутствие элементарных приспособлений. И он подарил школе свой личный компьютер, ручной офтальмоскоп, очки с лупами. В 2001 году собрал приличную сумму для приобретения компьютерного оборудования.
    Специалист в области обучения инвалидов, Харальд Керстен как никто понимает, что шанс для слепого человека получить работу в XXI веке все больше зависит от его умения владеть компьютером: с внедрением информационных технологий спектр профессий для незрячих стал гораздо шире. Прибавились десятки специальностей - например, в Москве благодаря институту "Реакомп" инвалиды по зрению работают операторами персональных компьютеров, экономистами, адвокатами, менеджерами, инженерами, делопроизводителями и даже авиадиспетчерами.
    ...Закуток, более похожий на лаборантскую. Именно здесь ютится компьютерный класс, к слову, раза в четыре меньше кабинета директора интерната Сергея Васильевича Зуева.
    Идет урок информатики у пятиклассников. На крохотной площадке в несколько квадратных метров в нарушение всяких санитарных норм втиснуто столько техники, что учитель Ольга Владимировна Ковць едва может передвигаться в узком проходе от одного ученика к другому. Говорят, трудности временные - рядом оборудуется полноценный компьютерный класс. Но если бы дело было только в размере компьютерного кабинета...
    Посмотрим на события глазами Харальда Керстена.

"1999 год
    В декабре получаю в результате проведенной благотворительной акции подержанное устройство для чтения текста с монитора, который подсоединяется к компьютеру. Предлагаю Зуеву устройство с условием, что школа готова ввести в учебный план работу с компьютером. На это получаю утвердительный ответ.

2000 год
    Весной устройство привезли в школу. В ноябре во время моего посещения школы мы вместе с учительницей Ольгой Пехтеровой пытаемся его включить. Но по неопытности Ольга его ломает. На ремонт компьютера выделяются деньги. Только через год он отремонтирован!

2001 год
    Я требую от школы, чтобы они сделали отдельный класс для преподавания информатики. Что и было сделано в начале этого учебного года, хотя он слишком мал для десяти человек.

2002 год
    Во время моего посещения школы в марте выясняется снова, что нет никаких подвижек. Все шесть компьютеров подключены, но результата никакого. Ольга, как и прежде, учит слабовидящих детей работать не за компьютером, а за столом.

2002/2003 учебный год.
    Директор школы вводит информатику - один час в неделю в 4 и 5 классе, а также в 8-10 классах. До этого преподавание велось лишь в 11 и 12 классах. Почему 6 и 7 классы остались за бортом, неизвестно.
    Мы узнаем, что Ольга, как и прежде, ведет обучение за столами, и я прошу от нее больше практических занятий. Она объясняет свою методику тем, что не всем ученикам хватит компьютеров. Но благодаря доскам Брайля за одним компьютером могут работать сразу два человека. Так часто делают в Австрии. Ольга это предложение отклоняет.
    В марте приезжаю в Петрозаводск на две недели и посещаю школу. Действительно, теперь преподавание ведется практически. Я уехал с чувством, что какой-то минимум сделан, и он дает результаты. Однако позднее я узнал, что это было просто шоу для меня, а все идет по-старому.

2003/2004 учебный год.
    В начале учебного года школу посетила министр образования. Была сделана на телевидении передача об интернате, в которой рассказывалось об уроке информатики как о большом достижении школы. Общество "Запад-Восток" даже не было упомянуто.
    До сих пор проект нельзя назвать успешным и это положение не изменится до тех пор, пока Зуев является директором интерната.
    Если бы школа была заинтересована в дальнейшем развитии урока информатики, то за три года можно было бы завязать контакт с Вальтером Райнвальдом, педагогом из Австрии. Можно было бы обратиться и в школу № 21, где уже более десяти лет есть урок информатики, - ничего этого школе № 23 не надо".

    А действительно - так ли уж нужны были интернату эти компьютеры? К ним практически не допускали учителей-предметников, что совсем странно для коррекционной школы. Вот что рассказала теперь уже бывшая учительница русского языка и литературы школы Светлана Федосеевна Селезнева, которую ребята называют одним из любимых педагогов:
- Если бы нам были доступны увеличитель текста и компьютеры с брайлеровской строкой, намного легче было бы работать и ребятам, и нам. Слепой ученик набирает на компьютере текст по Брайлю и тут же на мониторе высвечивается обычный текст для учителя. Минута - и диктант проверен! Работая со слепыми детьми, мы все теряем зрение, а особенно учителя математики. Приходится день и ночь сидеть с заданиями для слепых ребят, накалывать буквы по Брайлю на бумагу. Это очень трудно, потому что у нас, зрячих, нет такой высокой чувствительности пальцев.
    Всякому терпению приходит конец. В начале этого учебного года Харальд Керстен написал Сергею Зуеву и Ольге Пехтеровой письмо, где уведомил, что его общество прекратит всякую финансовую поддержку школы, если для детей не будут улучшены условия работы и доступа к компьютерам. За пять лет общество "Запад-Восток" вложило в компьютерное обучение и оборудование для школы почти миллион рублей!

    Из письма Харальда Керстена Сергею Зуеву в октябре 2003 года: "...Мы все еще готовы к дальнейшей совместной работе, но при условии, если Вы будете наконец-то серьезно использовать возможности в отношении урока информатики, которые у Вас есть, а также те, которые предоставили мы :То, чего мы добиваемся, стоит не так уж и дорого, это стоит всего лишь серьезной педагогической заинтересованности! Это зависит от Вас. Мы ждем еще не дольше полгода. Потом наши средства будут направлены на другие цели:Просто с "ремонтом фасадов" Вы не сможете ввести в заблуждение экспертов".

    Письмо-ультиматум, кажется, подействовало: сейчас в школе ведут по графику уроки информатики с четвертого по двенадцатый классы, работает кружок, проводятся индивидуальные занятия со слепыми. Как в известной присказке: если долго мучаться, что-нибудь получится.
    После почти семи лет контактов со школой-интернатом № 23 Харальд Керстен называет успехом наконец начавшиеся уроки за компьютерами. И в первую очередь потому, что средства, вложенные в заграничные семинары детей по компьютерному обучению, были потрачены не зря. Ребята поверили в свои силы.

    Катя сейчас учится в США: ее пригласили туда как победителя конкурса. Десятиклассница Ксения отлично учится в петрозаводском лицее № 40, Арман занимается на компьютере лучше всех в классе, Егор собирается поступать на математический факультет. Аня и Ксения учатся в КГПУ, а Маша - в педагогическом колледже.
    Про Машу - отдельный разговор. У нее выявили серьезную патологию, она практически ничего не видит. Во время поездки в Германию Харальд подарил Маше и убедил ее носить сложные очки, похожие на телескопы. С их помощью Маша смогла учиться в колледже.

    - В Швейцарии ребят поразило, как виртуозно слепые владеют тростью, благодаря чему свободно передвигаются по городу, - рассказала Светлана Федосеевна Селезнева. - В интернат как-то завезли трости, но ребят не учат ими пользоваться - никто не знает как...
    Так и ходят слепые ученики с вытянутыми руками, щупают стены своей коррекционной школы, в которой, видимо, как-то по-своему понимают значение слово "реабилитация". И не вполне осознают, что главная забота интерната состоит в том, чтобы его выпускники могли стать полноценными членами общества, а не маяться без дела дома. Изоляция инвалидов - одно из страшных порождений советской системы, что с огромной художественной силой показано в недавно опубликованной документальной повести Рубена Давида Гонсалеса Гальего "Белым по черному".
    И все же даже при нынешних условиях многое можно сделать. Если, конечно, есть горячая заинтересованность.


"Буду с ними работать!"

    В школе-интернате № 21 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которую возглавляет Леонид Иванович Сергин, уроки информатики за компьютерами проводят уже 13-й год! Недавно открыли второй компьютерный класс - для ребят начального звена, педагогов и врачей. Оба класса работают с утра и до позднего вечера, ведь там идут уроки у ребят со второго по двенадцатый класс.
    В компьютерных классах проходят и факультативные занятия, уроки труда: многие ученики выбирают курс "пользователь ПК". Ребята с пятого класса углубленно изучают темы, которых нет в школьном курсе информатики, - практически год посвящен операционной системе Microsoft Word, изучаются различные программы. Плюс старшеклассники обучаются делопроизводству на компьютерах. Кроме того, в школе постоянно выходят четыре (!) газеты: ребята их сами набирают и верстают с помощью техника и выпускника школы Антона Галки. Также ученики переписываются с зарубежными друзьями по Интернет, играют, набирают рефераты.
    - Школьные занятия на компьютерах мне очень помогли, - сказал выпускник Денис Суша, студент Михайловского экономического колледжа, который приехал в школу на каникулы. - В колледже я даже помогаю на информатике другим ребятам. Многие выпускники нашей школы связаны с компьютером - работают бухгалтерами, юристами, экономистами, библиотекарями. Один мой одноклассник зарабатывает компьютерной графикой.
    Почти всю технику - пять компьютеров, принтеры, сканер, ксерокс - школа заработала сама за счет грантов. Настоящие энтузиасты, замдиректора по учебной работе и информатизации, преподаватель информатики Любовь Алексеевна Ивашенкова и ее коллеги несколько лет работали по проектам института "Открытое общество".
    С оборудованием помогали и благотворители. К сожалению, сейчас большинство школьных компьютеров морально устарели, часто требуют ремонта - так что проблем хватает.
    Когда Харальд Керстен побывал здесь, поразился: нормально работающие компьютерные классы, дети на "ты" с Интернетом. Загорелся: "Буду с ними работать!"


Время остановилось

    - Заходишь в здание и чувствуешь, что попал в конец 70-х, время будто остановилось, - призналась нам одна из наших собеседниц.
    Это верно: особенно гнетущее впечатление школа-интернат № 23 производит в сравнении со школой-интернатом № 21.
    Облупленные стены выкрашены в неприметный голубой цвет. Не спасает даже рисунок на стене у входа, символизирующий толерантность. В школе так холодно, что мы буквально стучали зубами от холода, покидая ее. Классы ледяные, а в них блеклые доски, на которых и с нормальным зрением ничего не разглядишь. Лупы, через которые ребята в толстых очках пытаются разобрать крохотные буквы в книге, - учебников с увеличенным шрифтом почти нет. Проходя по коридору, мы невольно обернулись на резкий мужской окрик - оказалось, это интернатский психолог Виталий Сергеевич Витальев с перекошенным от гнева лицом поучает воспитанников. Что же тогда происходит в отсутствие посторонних?
    Не успели мы зайти в интернат, как нас спросили: "Девочки, на работу устраиваться пришли?". Только за 2002 - 2003 годы из школы ушли семь учителей и 16 (!) воспитателей.
    Ребята привязываются к взрослым, которые видят в них личностей, а не убогих инвалидов. Тем больнее им, когда любимые учителя вынуждены покинуть школу. Так случилось, например, со Светланой Федосеевной Селезневой. Ей устроили внеочередную проверку после того, как именно она передала Сергею Васильевичу Зуеву письмо-ультиматум Харальда Керстена. В январе нынешнего года с сожалением покинула школу учитель математики Валентина Федоровна Зылева. Только попросила разрешить ей довести до конца учебного года выпускной класс.
    Бывшие работники школы, общаясь с нами, с теплотой вспоминали прежнего - справедливого, как они говорили, - директора интерната Угрюмова, и говорили нам, что теперь "не администрация для детей, а дети для администрации". Нынешний директор Зуев, по их словам, создал в интернате нетерпимую обстановку: не согласных с ним преподавателей и воспитателей лишали часов, писали на них выговоры. По словам бывшего преподавателя массажа и врача Анны Васильевны Никифоровой, самое печальное, что в этой ситуации страдают в первую очередь дети. Один пример: если при директоре Угрюмове, который и ввел обучение массажу, у ребят было 18 часов в месяц индивидуальных занятий по массажу, то при Зуеве остался один час!
    На фоне массового исхода педагогов из интерната странно прошло празднование 65-летия школы, к которому готовились задолго. Сергей Васильевич Зуев отменил его - так он нам и сказал - из-за карантина. Представитель республиканской СЭС Юлия Станиславовна Гвоздева навела справки и дала нам такой ответ: о карантине в школе-интернате № 23 в СЭС ничего не знают. Педагоги, много лет отдавшие интернату, собрались отметить праздничный день в другом месте.
    ...Мы провели в интернате полдня, смогли посмотреть все, что намеревались, поговорить с теми, с кем хотели. Директор собрал руководство школы, ответил на наши вопросы. Он вряд ли согласился бы с утверждением, что в его школе время остановилось. Ведь в этом учебном году, по его словам, идет интенсивное освоение компьютера. (Кстати, Сергей Васильевич ни разу в разговоре с нами не упомянул имени Харальда Керстена.) Где-то через год, с жаром говорил директор, можно выходить на контакт с ПетрГУ, договариваться о создании там для выпускников школы группы с индивидуальным планом обучения. Глядишь, уверял он нас, скоро воспитанниками школы заинтересуются и в Финляндии, пригласят к себе на работу.
    Не планы, а настоящая фантастика! Вот только почему-то в них не верится. Сразу вспоминаются незрячие дети без тростей, щупающие вытянутыми руками стены...


Анна АНИСИМОВА,
Наталья МЕШКОВА,
газета "Лицей"

© КРОМО «Равновесие» 2003
© Disagree 2003