КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Жили-были дети.

12.06.2005

Разделы:

Понять, кто здесь первый, кто второй - нелегко. Например, 24 сиротки в этой группе, у которых нет обоих родителей, чувствуют себя первыми. У них есть шанс быть усыновленными или удочеренными. Причем все уверяют, что уедут в Америку. Это такая массовая мечта

Пересечения. Я все время жила с ними параллельно. Сталкивались мы редко - по пальцам можно пересчитать. Первый раз это случилось на новогодней елке. Детдомовские дети были агрессивными. Послушно водили хороводы, но «тыкали» пальцем и обзывались. Второй раз мы повстречались на Президентской елке. Взрослые что-то напутали, и мы пришли не в тот день. Пропускали за ограждения только детей из интернатов. Мне было обидно.

В третий раз я попала в дом малютки уже повзрослевшей. Надо было освещать вручение благотворительных подарков. Как обычно, ревели в три ручья: потому что смотреть на этих хорошеньких малышей, по шестеро усаженных в одну коляску, без слез было невозможно. Когда одна из малышек пошатнулась и чуть было не шлепнулась, я подхватила ее. И на добрых 20 минут оказалась в плену. Малышка обняла меня так крепко, что я поняла: к черту все эти мягкие игрушки, им нужно, чтобы их просто держали на руках и целовали в пухлые щечки. Но оказывать такую благотворительность невозможно - обнять сразу 140 детей еще никому не удавалось.

Где эта улица, где этот дом?

Без своих друзей я вряд ли решилась бы пойти в интернат для сирот. Во-первых, страх неизвестности. Как там живут? Кто эти дети? Как с ними общаться? Кажется, что эти дети хрустальные - от неловких твоих действий могут обидеться и разбиться.

Но все оказалось гораздо проще.

Среди маленьких улочек, одноэтажных построек перед глазами неожиданно возникают несколько корпусов здания - учебные и жилые. Это школа-интернат No 3 для детей-сирот. Он огорожен забором, но ворота открыты настежь. Попасть на территорию можно беспрепятственно. На футбольном поле мальчишки гоняют мяч, на скамейке на весеннем солнышке греется папа с сыном. Видимо, приехал проведать.

С балкона, как грозди винограда, свешиваются головы 12-летних детей. Они приветливо машут и интересуются, будем ли мы с друзьями выступать. Нет, не будем.

Внутри чистенько и нарядно. На стенах висят детские картины: удивительно стильные, чистых тонов, аккуратно выписанные.

Мы идем наугад за двумя девчонками. Они - на третий этаж, мы за ними. Перед дверью, копируя их действия, снимаем обувь. Дальше открывается вид в холл: ковер, диванчик, клетка с попугайчиками, кругом цветы. Дети обступают нас, закидывают вопросами, держат за руки, обнимают и ведут в игровую. В этой комнате, похожей на обычный зал типовой квартиры, слишком тесно. Примерно 25 детей расселись на продавленном диване, вокруг низкого столика, а также за тремя партами. Кто-то смотрит телевизор, остальные обступают нас плотным кольцом.

На подарки у них нюх. Меня с друзьями предупреждали в волонтерском доме, что если у нас нет игрушек на 400 человек, то и соваться туда не следует. Но у нас, кроме того, что наскребли дома, ничего больше не было. И все же мы рискнули.

Зачем мы туда ходили. Коля, наш главный вдохновитель, предупреждал:

- Эти дети, как Маугли. Их надо раскрывать, с ними надо работать. В интернате им создают все условия, но ведь каждый ребенок - это штучный экземпляр. Воспитателей на каждого не хватает.

Признаюсь, я специально не смотрела на вывеску интерната. Не узнавала, что это за дети, есть ли у них заболевания, отклонения... Мы начинали дружить буквально с чистого листа. На белых листах, которые дети расхватывали с удивительной поспешностью, по моей просьбе они должны были написать ответ на один простой и вместе с тем сверхсложный вопрос: «Кто я?».

Первые полчаса сводили меня с ума. Дети боялись бумаги. Они спрашивали разрешения написать ту или иную мысль, поставить точку, развернуть лист. Они подбегали и наперебой спрашивали, можно то или это, достаточно ли, правильно ли...

Забыла сказать: они называли меня мама.

- Мама, а как мне написать, кто я?

- Мама, а можно я напишу, что я - человек?

«Я человек я хочу стать в магазине работать штоп теньги дом мне нужны теньги штоп там жыть спать кушать сматреть телевизор. Костя Каралев, 4 «Б» класс». (Писать не любит, но очень старается.)

«Я человек которого создал Бог. Я создан чтоб учится на своих ошибках и чтоб устроится на работу и вырасти своих детей. Владимир Япаров, 14 лет». (Володя очень тихий; кажется, пишет стихи. Когда сочиняет, отгораживается в уголочке, чтобы никто не подсматривал.)

«Я человек. Я живу очень хорошо. У меня проблемы с девочками доводят а потом придлагают дружби. К.Д.». (Она прячет свой листочек от девочек. Ну что ж, это ее право.)

«Меня зовут Каримов Равиль Хасенович Я учусь 7 «А» класса Мне 14 лет я родился 17 мая 1989 г я учусь очень хорошо у меня есть друзья. Я люблю сильно петь я хочу такую хорошую профессию - это певцом мне нравиттся петь я выступал на концертах помогаю людям которые нуждаются в чем то потом хожу в детскую церковь радуга каждую субботу и воскресенья на детские занятия хожу также рисовать я хочу штоб моя мечта сбылась штоб я стал певцом это моя долгожданная мечта». (Равиль - самый шустрый мальчишка. Озорной и заводной, строчит слова, как из пулемета.)

«Я Коломеец Анатолий Евгеневич. Сейчас я еще учусь в 7 «А» классе. Мне 15 лет. В будущем хочу окончить школу, учиться в институте. Работать в каком-нибудь агенстве. Уехать за границу и там работать бизнесменом. Потом мечтаю путешествовать. По всему миру и надеюсь что со временем мне это удастся. Еще я хочу стать кинорежизером и снимать всякие фильмы. В жизни хочу открыть благотворительный Фонд для детей у которых нет Родителей и помогать малоимущим семьям. Теперь немного о себе. Я жизнерадостный человек, добрый, приветливый, заботливый. Увлекаюсь футболом, баскетболом, тенисом, шашками и шахматами. Еще хочу чтобы на земле не было никакой войны». (Анатолий самый старший в группе, солидный, в «детские игры» втягивается неохотно.)

«Я живу хорошо все нормально. Я живу в казахстане я живу здесь отлично. Мне здесь в казахстане нравится сомной все хорошо и отлично. Я всегда буду жить в Казахстане. Я люблю город казахстан. Я хочу стать журналисткой новости недели. Я люблю свою жизнь. Мамунова Салима». (Салимуша пишет, только чтобы мне сделать приятное и быть ближе остальных, обнимающих меня девочек.)

В это время Коля «воюет» с художниками. Они рисуют лошадей. И наседают на него «художники» не меньше моих «писателей». В семь вечера детей зовут на ужин. И мы получаем передышку. Вытаскиваем игрушки, читаем и рассматриваем работы. Теперь нам предстоит самое сложное - вручить призы.

Личные вещи.

У девочек есть секреты. Они шепчут мне на ухо: «Не могли бы вы принести нам вещи? Только нам, мама. Ну, может, сумочки у вас остались». Этот секретик я теперь называю нехваткой личных вещей. Как любому ребенку, им хочется своего, личного. Благодетели же действуют по принципу: всем все одинаковое, чтобы не было обидно. Им действительно не обидно, но натуру собственника даже интернат не лечит. Детей радует даже обыкновенная шариковая ручка, но собственная.

«У меня севодня хороший день Я получил пять по казаскому языку Я нелюблю чистить зубы Я плохой мальчик я всегда не слухаюсь мне не нравится учится я оче тупой у меня есть друзья я всегда с ним играю я люблю бить девоче я их ненавижу они тупые». (Этому мальчику 13 лет, он подписался, но я его фамилию не пишу - боюсь, учителя могут провести «работу над его ошибками».)

«Я хочу гулять. Гулять хачу играть адехать. Еще я хочу кушать. Я хочу в машина гулять. Хочу приглашать в густи. У меня неравеця больще машин и Свети и рисовать. Я люблю хорошо дом квартир и магазин. И хачу в СУМ гулять». (Этого мальчишку в шутку прозвали Афганистан. Иногда Равиль высмеивает его акцент, хотя сам не выговаривает шипящие звуки. Но тот нисколько не обижается.)

«Летом я отдыхала в америке я отдыхала с моим младшим братом у нас были очень хорошие и добрые родители маму звали Мариан а папу Дон. Мою бабушку звали Анна моя бабушка переводчица. Мама певица. Спасает животных и печатает школьные книжки. Я была в чаки чизесе в магдональде за городом там везде так красиво такие красивые горы такое большое голубое море у меня там много друзей там все так красиво у моей мамы такой красивый голос. Вика, 13 лет». (Вика выделяется на фоне других детей. И дело не в Америке. Если бы каждого сироту забрали мамы и папы, уровень развития этих детей значительно бы повысился. Индивидуальная работа и общение снимают с них диагноз «умственно отсталый». Воспитательницы-мамы глубоко убеждены, что это просто задержка развития, обусловленная обстоятельствами.)

«Я отдыхала на каникулах на Капчагае. Там красивое море Я люблю каждый день читать и слушать музыку У меня подруг нет. Я люблю убирать свою комнату. Чтобы моя комната не была пыльна должа чистая быть Чтобы она не пахла нечем надо проветривать чаше. Валя, 13 лет». (Тут хочу отметить, что все дети, как только потеплело, стали готовиться к летним каникулам. У интерната есть база под Капчагаем, где все три месяца дети чувствуют себя совершенно счастливыми. А по поводу проветривания Валечка права. Несмотря на поддерживаемую здесь постоянно чистоту и порядок, в комнате, где находится около 20-30 детей, ощутимо пахнет носками.)

«Жизнь эта такая штука Например я люблю свою жизнь» (Равиль). «Я когда встаю утром рана мне не очень хочется вставать рана утром Я стаю как лунатик» (Катя). «Я очень сильно люблю готовить незнаю почему но мне нравится» (Аня). «У нас были искурсий мы сходили в пустину и ловили ежиков и пауков и муравев» (Лена). «Я еще опаздывываю вшколу я немогу написать математику и еще немогу написать русский немного написать а чтенье читат умею» (Эдика). «Я хоть мами у мня у мирало и дедушка иногда я хочу не когдо болити Я хочу кмами в рай Я люблю одыхать» (Яна). «У меня есть моя лучшая подруга ие зовут Алина. Мы сней и ругались и обзывались - Но ето все в прошлом мы теперь совсем не соримся» (Катя).

Американская мечта.

Кстати, ссорятся и мирятся здесь с поразительной быстротой. У кого-то складываются отношения, у кого-то нет. Есть явные лидеры. Есть тихони. Но в обиду они никого из своих не дадут.

- Это просто удивительно, - делится их мама Эльмира Сериковна, - такие дружные. Если что-то не по справедливости, то они обязательно подойдут все вместе и укажут на ошибку.

У Эльмиры Сериковны трое своих детей. В группе - 40. Но на меньшее она не согласна. По ее признанию, настолько привыкла к большой группе, что, когда детей чуть меньше, ей уже их не хватает.

Ее группа считается образцовой. Потому что самая уютная и устроена по семейному типу. Детские спальни, кухня, ванная, туалет, холл, игровая с балконом. Кухню оборудовали совсем недавно, но девчонки уже готовят пироги, пельмени. Кстати, приглашали на Пасху. В белоснежной ванной отряд умывальников и разноцветье зубных щеток и полотенец. Я, честно говоря, запуталась. Но ребята не путаются - у каждого свой порядковый номер.

Понять, кто здесь первый, кто второй - нелегко. Например, 24 сиротки в этой группе, у которых нет обоих родителей, чувствуют себя первыми. У них есть шанс быть усыновленными или удочеренными. Причем все уверяют, что уедут в Америку. Это такая массовая мечта. С другой стороны, те, у кого есть родители или родные, тоже не в обиде: их забирают домой на выходные, там у них есть друзья, велосипеды. У них больше личных вещей.

Существуют еще другие привилегии: те, кто танцует или поет, пользуются большим вниманием. Эльмира Сериковна утверждает, что у них есть даже свои «звезды» с тяжелым «звездным» характером.

Но все же их детская непосредственность берет верх. Когда они чувствуют, что нам пора собираться, задают вопрос: «Вы уже уходите?». Приходится разъяснять, что когда у них будет свой дом и придут гости, то спрашивать об этом нехорошо. Они наперебой уверяют, что не хотели нас прогнать, просто думали, что у нас есть дела и поважнее... Важнее?..

Совсем рядом.

Удивительно, но островки, где живут «казенные» дети, находятся совсем рядом с нами. Иногда в двух остановках от вашего дома. Но вот заглянуть в гости к ним редко кому приходит в голову. У нас нет такой привычки, нет такой традиции. Но скорее всего, человеческой потребности...

Ажар Сабралиева