КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Как создавать видеоанкеты для детей-сирот?

19.08.2015

Разделы:

Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье

Общие положения

Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - видеосюжеты о детях), а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье разработаны в соответствии с поручением Правительством Российской Федерации. В соответствии с указанным поручением в 2015 г. Минобрнауки России проведен мониторинг информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный оператор, государственный банк данных о детях), по вопросу наиболее эффективных механизмов размещения в средствах массовой информации производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи их на воспитание в семью (далее - механизмы размещения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей) в особенности, так называемой трудноустраиваемой категории детей, к которой относятся дети старше 7 лет и/или имеющие инвалидность и/или имеющие братьев и сестер. Очевидно, что в настоящее время проблема снижения количества детей, оставшихся без попечения родителей, развития семейных форм устройства детей этой категории может быть решена лишь при условии конструктивного взаимодействия государственных и муниципальных органов со всеми заинтересованными СМИ, а также общественными структурами. В данной ситуации одним из важнейших аспектов деятельности органов власти становится обеспечение информационной открытости, прозрачности и доступности информации. Практика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан свидетельствует о том, что одним из основных факторов, сдерживающих передачу детей на воспитание в семьи российских граждан, является недостаточная доступность информации в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе недостаточные объем, качество и доступность предоставляемой гражданам информации о детях указанной категории, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), и возможностях их семейного устройства, которые способствуют формированию у населения ошибочного представления о положении дел в данной области, распространению в обществе мнения о чрезмерной сложности процедуры приема ребенка в семью.

Факторы, влияющие на повышение уровня информированности граждан:

создание и поддержка на официальном сайте органа опеки и попечительства или регионального оператора специального раздела, посвященного вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с размещением производной информации о детях, которые могут переданы на воспитание в семьи(своевременное удаление устаревшей производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, размещение актуальной информации); размещение в средствах массовой информации только качественных (соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации) фото-, видео- и аудио-материалов о детях, оставшихся без попечения родителей; доступность предоставляемой информации о детях и формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для всех граждан. В результате проведенного Минобрнауки России мониторинга, стало очевидно, что наиболее эффективным способом распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, является создание и размещение в СМИ (на региональных и федеральных телеканалах, социально-ориентированных Интернет-сайтах) видеосюжетов о детях (видеопаспортов, видеоанкет). Так, в 2013-2014 годах в 76 субъектах Российской Федерации проводились мероприятия по созданию видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, различными организациями: региональными телерадиокомпаниями и медиакорпорациями, благотворительными фондами и общественными организациями, детскими домами и другими организациями. Благодаря созданию и размещению видеосюжетов о детях на различных социально-ориентированных сайтах передано в семьи граждан в 2013 году - 2369 детей трудноустраиваемой категории, в 2014 году - 3408 детей. Между тем анализ предоставленной региональными операторами информации по вопросу ротации популярности способов распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, показал, что наибольший эффект по устройству детей в семьи может быть достигнут при размещении производной информации о ребенке сразу в нескольких источниках (в том числе фотоматериалов на специализированных Интернет-сайтах, в газетах, журналах и иных периодических печатных изданиях и аудиоматериалов в тематических передачах на радиостанциях, а также проведение социальных акций (фотовыставки, размещение информации на уличных баннерах и другое), распространение буклетов, листовок и другое). Во многом выбор способа распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, зависит от географического расположения субъекта Российской Федерации, возможностей бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, степени осведомленности органов опеки и попечительства и регионального оператора о новейших способах предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Исходя из ситуации, сложившейся в субъекте Российской Федерации, задачей регионального оператора является поиск наиболее эффективных способов размещения производной информации о детях-сиротах.

Создание и размещение в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей

Создание видеосюжетов о детях, как способ распространения производной информации о ребенке с целью передачи его на воспитание в семью, является наиболее эффективным, т.к. позволяет гражданам получить более полное представление о личностных особенностях ребенка и способствует принятию ими осознанного решения о приеме ребенка в свою семью. Однако эффективность данного способа сильно зависит от качества видеосюжета о ребенке: создание уникального позитивного сценария на каждого ребенка, достоверность и доступность информации о ребенке, содержащейся в видеосюжете, наиболее полное раскрытие наилучших качеств характера и индивидуальных особенностей ребенка, качественное визуальное представление ребенка и звуковое сопровождение, квалифицированный монтаж. Как показал мониторинг, многие регионы не устанавливали требования к созданию видеосюжетов о детях, и в результате в связи с отсутствием у съемочной группы опыта работы с детьми указанной категории в СМИ размещались некачественно созданные видеосюжеты. В связи с этим Минобрнауки России рекомендует региональным операторам при организации работ по созданию видеосюжетов о детях учитывать следующие требования. Технические требования к созданию видеосюжетов Основным требованием к созданию видеосюжета о ребенке (подготовка съемочного процесса, определение круга лиц, задействованных при создании видеосюжета, монтаж видеоматериалов) является наличие в нем фото-, видео-, аудио- и печатного материала о ребенке, содержащего только производную информацию, в соответствии с требованиями Федерального закона от 16 апреля 2001 г. No44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. No 152-ФЗ «О персональных данных». Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 16 апреля 2001 г. No44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников. К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей. Организация, осуществляющая создание видеосюжетов о детях, должна предоставить документы, содержащие обязательства лиц, осуществляющих съемку детей, оставшихся без попечения родителей, и монтаж их видеосюжетов не использовать и не распространять конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, а также об организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой производились съемки.

Рекомендуемый формат видеосъемки:

видеосъемка должна производиться не менее чем 2-мя телевизионными камерами, отвечающими требованиям HD-формата, не менее чем с 2-х точек, а также при использовании звукового и осветительного оборудования; съемка должна осуществляться со штатива, с накамерным светом и микрофоном; картинка должна быть резкой и качественной (с учетом освещенности, цветопередачи, цветового баланса), с правильной композицией, недопустимо использование «блуждающей, трясущейся камеры»; формат видеоролика должен соответствовать требованиям: размер кадра - 1280*720, 25р кадров/сек, h264 (mp4); объем видеоролика не должен превышать 100 мб, максимальный битрейт: 6 мбит/сек, в случае увеличения хронометража видеоролика допускается понижать битрейт; длительность видеосюжета должна быть установлена в зависимости от числа детей, которые показываются в нем, то есть, если видеосюжет содержит видеозапись двух и более детей, время должно быть увеличено пропорционально, чтобы у потенциального приемного родителя сложилось наиболее полное представление о детях; голос ребенка следует записывать как на отдельный, так и на накамерный микрофон (при этом камера должна находиться на расстоянии1-1,5 м от ребенка при создании портретного, среднего плана); громкость фоновой музыки не может превышать -20Дцб и не должна перекрывать закадровый голос и голос ребенка.

Требования к организации видеосъемок

При создании видеосюжета о ребенке в первую очередь должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого необходимо провести подготовительную работу, связанную с написанием примерного сценария, по которому будет снят видеосюжет, провести разъяснительную беседу о ходе съемочного процесса с воспитателями и иными лицами, задействованными в съемочном процессе. Также рекомендуется для обеспечения подготовки и психологического комфорта ребенка, о котором будет снят видеосюжет, провести с ним индивидуальную беседу, а случаях создания видеосюжетов детей старше 10 лет следует спросить его мнение о создании и размещении видеосюжетов о нем. При написании сценария необходимо учитывать, что в видеосюжете о ребенке должны содержаться: Кадры, в которых ребенок представлен в движении: дошкольные/школьные занятия; досуг - ходьба, бег, игра в мяч или настольные игры, чтение, рисование и другие; позиционирование себя: рассказ истории из своей жизни, о своих увлечениях (при этом должны быть исключены любые негативные описания его жизни с родителями, его оценка аморального образа жизни его родителей или иных родственников),чтение стихов, показ рисунков или поделок, участие в олимпиадах или спортивные соревнованиях или какое-либо другое действие. Кадр, в котором крупным планом показано лицо ребенка, смотрящего в камеру. Фотографии ребенка, его рисунки, поделки, награды, тетради и дневники и иные его достижения. Обязательным условием при съемке видеосюжета ребенка является соблюдение определенных условий: ребенок должен быть показан в чистой аккуратной одежде (по возможности нарядной)в соответствии с этическими требованиями и нормами морали, с учетом особенностей возрастного, индивидуально-личностного развития ребенка, с акцентированием внимания на его положительных характеристиках. Недопустимо показывать в кадре ребенка без одежды, плачущего, с синяками и ссадинами. Для обеспечения более полной информированности граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, в видеосюжете о ребенке желательно показать как можно больше разнообразных граней развития ребенка с учетом его возраста, к примеру, могут быть показаны следующие кадры: Для маленьких детей, в возрасте от 0 до 3-х лет, воспитатель (логопед, психолог, дефектолог) проводит занятие с ребенком либо на пеленальном столике либо на ковре (если ребенок ползает, сидит), либо на стульчике. Цель занятия - показать все, что умеет делать ребенок, что у него хорошо получается, особенности его развития. С грудными детьми проводят занятия, такие как: прослеживание взглядом за игрушкой, захват игрушки, реакция на звуки, речь, переворачивание, удерживание головы. Также можно ребенку сделать массаж, провести воздушную гимнастику. Для более старших детей этой возрастной группы необходимо использовать наглядные пособия, игрушки, которые интересны ребенку: кубики, куклы, пирамидки, пластилин и прочее. Задания по пособиям ребенку даются по возрасту. Также, при помощи воспитателей или психологов, необходимо показать как можно больше моментов из повседневной жизни ребенка, режима дня: прогулки, кормление, укладывание, общие организационные дневные мероприятия, для детей более старшего возраста необходимо отразить сведения о дополнительном образовании ребенка: рисование, музыкальное занятие, игры в группе с детьми и с воспитателями, индивидуальные занятия с психологом, в сенсорной комнате, в сухом бассейне, катание на лошадках, качелях, лазание по горкам. Для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет необходимо провести занятие с ребенком, целью которого является показать все достижения ребенка на текущий момент, при участии специалиста (логопеда, психолога, дефектолога). К данному занятию необходимо подготовить учебные пособия, по которым занимается ребенок, с учетом возраста (счеты, таблицы, картинки, пирамидки и другое). Занятие должно состоять из трех-четырех простых заданий, которые даются ребенку по возрасту, исходя из его интересов и увлечений. В случае если у ребенка имеются отставание в нервно-психическом или умственном развитии, инвалидность или другие особенности развития, в видеосюжете в комментариях необходимо объективно отразить данную информацию, а также подробно рассказать, чем обусловлены указанные особенности развития, какие дополнительные занятия рекомендованы ребенку, с какими специалистами. Также в видеосюжете желательно рассказать о поведении ребенка на занятиях, затрагивая такие аспекты учебного процесса, как активность, внимательность ребенка, усидчивость, быстрота усваивания нового материала, воспроизведение пройденного. В случае если у ребенка есть проблемы с обучением и/или он занимается по индивидуальной программе, необходимо сказать об этом в деликатной форме. Для создания видеосюжета о ребенке школьного возраста также желательно показать учебный процесс (учебный класс в школе, либо помещение, где есть школьная доска) при обязательном участии учителя, в ходе которого ребенку предлагается выполнить несколько заданий, к примеру, по русскому языку и математике. Задания для ребенка обязательно даются по возрасту. В случае если ребенок отстает в развитии задания даются упрощенные, в комментариях это озвучивается, а также даются рекомендации по необходимым дополнительным занятиям для ребенка. Часть времени в видеосюжете может быть посвящена показу и анализу школьных тетрадей ребенка. Наиболее объективную успеваемость ребенка демонстрируют тетради для контрольных работ. Важно отметить, к каким предметам проявляет интерес ребенок, какие предметы даются легко, по каким предметам нужны дополнительные занятия, нуждается ли ребенок в помощи взрослого в процессе обучения, если нуждается, то какой должна быть эта помощь - направляющей или необходим полный контроль, активность ребенка на уроках, общение с одноклассниками (быстро идет на контакт, много друзей в классе, помощь сверстникам), отношение к похвале/поощрению. Как и для дошкольников, для детей школьного возраста необходимо отразить особенности характера ребенка (какие черты характера наиболее свойственны ребенку), привычки, увлечения, хобби, коммуникабельность (как общается со взрослыми, легко ли находит контакт с детьми в группе, интересные случаи из повседневной жизни ребенка), отношение к поручениям (что можно/чего нельзя поручить, как выполняет/не выполняет), отношение к работе, занятиям (аккуратный, прилежный, начатое дело доводит до конца), навыки самообслуживания, хозяйственность (что умеет делать, как это делает), а также показать, как ребенок проводит досуг. Состояние здоровья ребенка целесообразно озвучивать как общую оценку развития ребенка, делая акцент на рекомендации по дальнейшему лечению и/или профилактике заболевания. К примеру, если у ребенка есть задержка развития, данный факт необходимо осветить, а также прокомментировать, чем обусловлено отставание, какие дополнительные занятия, с какими специалистами необходимы для того, чтобы соответствовать уровню ровесников. Как правило, в видеосюжете также должны быть кадры с участием воспитателей ребенка, учителей, медицинских работников, психологов и других специалистов (без указания их фамилий, наименования, адреса и контактной информации организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой находится ребенок), способных рассказать о данном ребенке, его увлечениях, талантах, характере. При этом не следует ограничиваться такими определениями, как «хороший мальчик/девочка». Рекомендуется использовать больше разнообразных позитивных прилагательных (дружелюбный, добродушный, ласковый, заботливый, отзывчивый, чувствительный, сердечный и другие), позволяющих более полно охарактеризовать ребенка. Необходимо избегать излишней эмоциональности, использовать минимальное количество деепричастных оборотов, кратких прилагательных, причастий и прочих грамматически-сложных конструкций, стараться избегать конструкций с использованием косвенной речи («по словам воспитателей», «... говорят педагоги»), тавтологий, слов «очень», «вообще» и «довольно», бюрократизмов, просторечий. Слово «дом» по возможности следует употреблять только в отношении будущего дома, где ребенок будет жить с родителями. Лицам, участвующим в видеосюжете, недопустимо сообщать любую информацию, относящуюся к персональным данным ребенка (сведения о родственниках (в том числе о пристрастии родителей к алкоголю и наркотикам, об отбывании наказания родителями, аморальном поведении родителей и родственников и т.д.), населенном пункте и названии организации для детей-сирот, в которой находится ребенок, и другое). Помимо комментариев воспитателей, учителей, психологов и других специалистов, в видеосюжете целесообразно показать фрагмент из повседневной жизни ребенка при участии этих специалистов, например, занятия в группах, на улице, спортивные занятия, игры в группах, просмотр телевизионных передач, чтение, помощь воспитателям по хозяйству, выполнение домашнего задания, уборка в комнате, досуг на улице (катание на машинках, велосипедах, качелях, игра в футбол, бадминтон), уроки дополнительного образования (музыкальные занятия (для тех, кто поет, играет на музыкальном инструменте), уроки танцев, выжигание, бисероплетение, рисование, лепка). В одном видеосюжете должны содержаться сведения только об одном ребенке, исключением может быть наличие у него братьев и сестер, которые только вместе могут быть устроены на воспитание в замещающую семью. В данном видеосюжете должны быть кадры со всеми братьями и сестрами. Если в кадрах во время какой-либо игры, занятий либо прогулок на улице появляются и другие дети, то в данной ситуации можно применять такие телевизионные уловки, как, например, показ этих детей на дальних либо средних дальних планах, размытость фона, чтобы сфокусировать внимание потенциальных приемных родителей на переднем плане с ребенком, о котором создается видеосюжет. Показ действий ребенка в разных планах - крупных, средних и общих со всех сторон (руки и спина при этом должны появляться в кадре минимально) является одним важных средств выразительности видеосюжета о ребенке. Обязательно наличие кадров ребенка во весь рост. Еще одной из главных составляющих организации съемочного процесса является подготовка ребенка к интервью. При проведении интервью с ребенком должно присутствовать понимание того, что съемочная команда общается с ребенком, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, пережившим и/или до сих пор переживающим психологическую травму, в связи с этим необходимо проявлять такт и уважение по отношению к ребенку, не задавая ему бестактных вопросов и не обсуждая тем, которые могут быть болезненными для ребенка. Не следует спрашивать ребенка о его жизни до поступления в организацию для детей-сирот, взаимоотношениях ребенка с его кровными родителями или родственниками, состоянии здоровья или диагнозах, посещениях врачей, лечении и другое. Темы, на которые рекомендуется сделать акцент при общении с ребенком в процессе создания видеосюжета: досуг ребенка: любимые игры, книги, виды спорта, фильмы, уроки в школе, еда, любимые занятия и другое; взаимоотношения ребенка с его друзьями, учителями, воспитателями, значимыми для него взрослыми; позитивные воспоминания ребенка: поездки во время каникул на природу, на море, в лагерь, посещение концертов или выставок; желания или планы ребенка относительно своего будущего: поступление в университет, колледж, освоение профессии; хобби, увлечения ребенка: умение играть на музыкальном инструменте, спорт, рисование, чтение, плавание и другое.

Монтаж видеосюжета

Монтаж видеосюжета включает в себя: предварительный просмотр отснятого материала; выбор необходимых фрагментов из всего отснятого материала; окончательный монтаж видеосюжета; выравнивание звука и окончательное озвучивание. Видеосюжет о ребенке должен состоять из специально отснятых и смонтированных роликов (со звуковым сопровождением). Разделы видеосюжета должны быть последовательны и иметь удобный интерфейс для пользователя. Видеосюжет о ребенке должен включать контактную информацию органа опеки и попечительства либо регионального оператора, к которому будут обращаться потенциальные приемные родители для приема ребенка на воспитание в семью. Видеосюжет не должен быть искусственно затянут путем увеличения интервалов, пауз и заставок. Исходя из опыта регионов, средняя продолжительность видеосюжета составляет 7 минут. Если в видеоролике присутствует голос ребенка (когда он играет, общается с друзьями и т.п.), целесообразно сохранить его в видеосюжете в случае, если он не перекрывает голос диктора. В видеосюжет о ребенке может быть включена рубрика по освещению положительного опыта граждан, принявших детей на воспитание в семью, в целях укрепления потенциальных приемных родителей в их желании взять ребенка. Также желательно наличие краткой информации о службах сопровождения, которые могут оказать профессиональную поддержку семье, принявшей ребенка-сироту. Все это особенно актуально в случае сюжета о детях трудноустраиваемой категории.

Размещение видеосюжетов о детях

Видеосюжет для достижения наибольшего эффекта по устройству ребенка в семью может быть размещен на телевидении (федеральном либо региональном), а также на специализированном Интернет-сайте, посвященном семейному устройству детей. Для удобства поиска потенциальными родителями желанного ребенка Интернет-сайт должен содержать поисковую систему, а также указание даты создания видеосюжета для достижения наибольшей достоверности при предоставлении информации. В случаях когда граждане не имеют возможности ознакомиться с видеосюжетами на телевидении либо в сети Интернет, органы опеки и попечительства либо региональные операторы могут показать видеосюжеты гражданам на личном приеме. Кроме того, видеосюжеты могут быть использованы в качестве социальной рекламы.

Требования к созданию и размещению производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в иных СМИ К наиболее массовому способу распространения производной информации о детях относится размещение фотографии ребенка и его краткой характеристики на специализированных Интернет-сайтах и в печатных периодических изданиях (в том числе буклетах, брошюрах, листовках). При размещении информации в печатном виде необходимо учитывать требования, предъявляемые к фотографии ребенка, установленные пунктом 13 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. No 101. При этом необходимо учитывать, что: фотография ребенка должна быть четкой и позволять потенциальным приемным родителям получить общее представление о внешности ребенка. Помимо этого, в целях защиты прав и законных интересов ребенка, учитывая морально-этические нормы, недопустимо размещать фотографию ребенка без одежды, спящего, плачущего, с синяками и ссадинами. В целях защиты персональных данных фотография не должна содержать данные, позволяющие идентифицировать личность ребенка и его местонахождение (фамилия, имя ребенка, наименование организации, в которой находится ребенок); описание характера не должно содержать негативных качеств ребенка (необходимо отражать информацию о ребенке с учетом особенностей его возрастного, индивидуально-личностного развития, системы отношений ребенка к значимым взрослым, сверстникам, самому себе и окружающему миру, акцентируя внимание на его положительных характеристиках. Важно учитывать, что для определения особенностей характера необходимо длительное наблюдение за ребенком, регулярное внесение изменений в соответствии с его возрастом. Недопустимо в течение продолжительного времени использовать описание характера ребенка, его социально-психологические данные, полученные сразу при установлении статуса сироты или оставшегося без попечения родителей, так как они часто получены в травмирующей ребенка ситуации. Наиболее эффективно размещение информации о детях на официальных сайтах органов опеки и попечительства в специальном разделе, посвященном вопросам выявления, учета и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей При реализации мероприятий, связанных с созданием и поддержкой на официальном сайте органа опеки и попечительства либо регионального опертаора специального раздела, посвященного вопросам выявления, учета и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется обеспечить соблюдение следующих требований:
1) наличие дружественного интерфейса, обеспечивающего удобство использования сайта для граждан;
2) использование программного обеспечения и технологий передачи данных, позволяющих пользователям получать необходимую информацию с минимальными временными затратами;
3) представление информации в общедоступных форматах, в развернутом виде, с использованием гипертекста, системы гибкого поиска, ссылок на тексты нормативных правовых актов и других документов и материалов;
4) представление информации (в частности, разъяснений, комментариев по основным вопросам, затрагивающим права и законные интересы граждан), в доступном для понимания граждан изложении, с использованием иллюстративных материалов (блок-схем, презентаций, инфографики);
5) публикация данных в машиночитаемом формате (открытых данных);
6) доступность государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, в соответствии с требованиями соответствующих административных регламентов;
7) наличие возможности для скачивания гражданами необходимых им документов и материалов.
8) наличие возможности определения актуальности размещенной на сайте информации (в том числе указание на дату размещения информации, редакцию нормативного правового акта);
9) наличие системы обратной связи.

В целом для популяризации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, формирования в обществе позитивного образа семей, принимающих на воспитание детей этой категории необходима реализация на постоянной основе комплексных проектов информационно-просветительской направленности, включающих создание и запуск на теле- и радиоканалах, в печатных СМИ, на интернет-ресурсах специальных программ, тематических выпусков, фильмов, роликов социальной рекламы.

Свои предложения можно направлять на мейл:

Министерство образования России