На днях по ступенькам одного московского дома поднялись в арендованную квартиру семь подростков-воспитанников Быковского детдома. Они пришли не на экскурсию или привычное для них развлечение - они пришли здесь жить. Проект тренинговой квартиры «Ступеньки» мы задумали еще летом прошлого года, когда работали с этими детьми в адаптационном лагере «Пирс». Мы увидели, что у детей-сирот есть определенные мифы и иллюзии о самостоятельном проживании вне стен детского дома. И приняли решение сделать проект, который позволит освоить непривычный для многих из них формат - жизнь вне стен детского дома, в простой московской квартире.
Конечно, мы понимали, что возможно условия жизни потом, после выпуска из детского дома будут отличаться от условий в этой квартире. Ведь помимо стен и мебели, важно привести в порядок и мысли. Важно заранее проработать алгоритмы будущей жизни: уже через несколько месяцев эти дети будут жить самостоятельно, и такой возможности - привести в порядок мысли - у них уже может и не быть.
Тренинг в центре-квартире «СТУПЕНЬКИ» задуман как раз для того, чтобы выпуск из детского дома прошел как можно менее болезненно. Три дня интенсивной совместной работы окрылили ребят. Они поверили, что могут собственными знаниями и умениям и обустроить свой быт. Детдомовцам нужно с нуля изучать очень много мелочей «домашней» жизни, которые простым детям прививаются в семье. Сколько, где и как закупать продуктов, как купить билеты в метро через автомат и много-много чего еще.
Мы начали с элементарного. Прежде чем начать процесс обучения и включения детей в незнакомый им мир и ритм, мы провели для подростков экскурсию по квартире и показали, из чего она состоит. Какие есть приспособления для жизни, где располагаются те или иные комнаты. Ведь в детском доме дети живут в общем пространстве, весьма непохожем на квартиру. Все общее, часто нераздельное, спят по несколько человек в палате.
После знакомства с квартирой, специалисты познакомили детей и с планом обучения. Объяснили кто к ним придет и какие новые необходимые знания донесет. И началась работа - знакомство с кулинарией, умение высчитать сроки хранения продукции. Затем подростки самостоятельно посещали магазин, где знакомились с тем, как он устроен, где размещаются те или иные товары, смотрели сроки годности продуктов, покупали необходимый минимум, учились оплачивать его на кассе. Далее посещали аптеку, где также учились закупать необходимые для жизни лекарства. Учились ориентироваться на местности, искать приспособления для выхода из той или иной ситуации.
Полезным оказался проект «Прогулка с шефом». Это когда подросткам давали задание дойти до метро и там найти пришедшего к ним в гости специалиста, который затем по дороге в квартиру задавал разные каверзные вопросы относительно уличных ситуаций. Дети узнали что такое паркомат, покупали газеты, обсуждали движение транспорта. Узнали, что это за цифры на выставленном на улицу меню. Или чем отличается машина молодого человека от машины, которой рулит молодая девушка. Увидели, как в Кремль везли главную елку страны, что вызвало ажиотаж.
В квартире же продолжали работать. Например, к детям пришли солидные бизнесмены и провели с ними занятия по трудоустройству. Затем юрист проекта «Успешные сироты.РУ» Елена Ложкомоева провела с детьми обучающий семинар по жилищным и иным правам, раздала им подборки необходимых законов. Мальчики учились собирать мебель, девочки учились обустраивать быт.
Были и игры, и просто посиделки с разговорами с директором программы А.Гезаловым и специалистами фонда «Дари добро» (Ульяновск). Песни под гитару. Просмотр фильмов с обсуждением. Также дети учились правильно использовать гардероб - на какие мероприятия как одеваться. Ведь часто они ходят везде и всегда в одной и той же одежде - привыкли.
За детьми сидела воспитатель из детдома, и краснея подсказывала им то, чего дети не знали. Впрочем, воспитатель тоже исписала целую тетрадь заметками. Будем считать, что и ей мы дали новые знания, которые она применит в своей будущей работе.
В конце обучающего тренинга специалисты проекта «СТУПЕНЬКИ» провели с детьми собеседования, чтобы понять, насколько они усвоили полученные знания. Тренеры заметили, что у студентов резко изменилось отношение ко многим вещам. Интенсивные занятия помогли активировать уже имеющиеся знания, на которые легли новые. Воспитанники детского дома продолжат общение в онлайне, где создана специальная группа «Ступеньки».
Организаторы проекта благодарят всех, кто поддержал нас в этом новом для нас начинании. Мы увидели, что есть острейшая необходимость выводить детей-сирот из их привычных стен и учить жить самостоятельно, действуя уже в новых предлагаемых условиях. Все кто занимается адаптацией сирот, ждите нас в своих квартирах. Мы к вам обязательно приедем. Если пригласите.