КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Самостоятельность сирот в действии

02.10.2013

Разделы:

Рассказать другим:

Регулярно бывая за рубежом и встречаясь с коллегами, которые занимаются подготовкой детей, оставшихся без попечения родителей или детей, оказавшихся в специальной школе для нарушителей общественного порядка, знаю, что один из самых важных и острых вопросов, которые они решают - это вопрос интеграции ребенка после выпуска в новую среду обитания.

Их дети с раннего возраста трудятся на территории учреждения. И это весьма важный аспект подготовки ребенка к будущим трудностям. Причем дети работают на территории не бесплатно, а получают за это деньги, которыми распоряжаются по своему усмотрению. У нас же ситуация иная. Если ребята все же трудятся, то часто за какие-то фантики и фунтики, что еще больше обесценивает систему поощрения и формирует искаженное понимание того, как это будет выглядеть в реальном мире. Это даже считается инновацией: вот дети работают, вот они получили фантики.

Между тем, проблема самостоятельного проживания сирот по-прежнему очень острая, так как игры в предлагаемые обстоятельства весьма отличаются от реальности, где все будет по-настоящему и всерьез. Посему было бы замечательно, если бы учреждения обращали больше внимания на этот аспект - ребенок с самого раннего возраста должен учиться ответственности за то, что он воспроизводит и приобретает. Все это является важным и нужным процессом, это позволит ему получить новые навыки и знания, без которых на выходе из детского дома его адаптация будет менее болезненной.

В европейских странах есть замечательная практика независимого проживания ребенка в тренинговой квартире. За два-три года до выхода из учреждения ребенок тренируется в социальной квартире. Там в наличие есть все необходимое для самостоятельного освоения нового пространства. Сюда относится не только умение зажечь газовую плиту, но и купить продукты, убрать помещение, оплатить коммунальные платежи и так далее. Задача сопровождающего специалиста - не мешать, а наблюдать, как ребенок развивается в новой для него среде. И только раз в неделю с подростком проходит встреча, где обсуждаются его успехи и неудачи. Самостоятельность в действии, так коротко называется данный процесс.

В России это пока нереально. Таких специальных квартир нет у большинства инстуциональных систем. В Москве таким образом детям помогает Вадим Меньшов. Хотелось бы, чтобы такие тренинговые пространства появились во многих учреждениях. Видимо, это придется брать на себя НКО и благотворительным фондам. А пока при большинстве детских домов созданы бытовые комнаты, которые не дают возможностей подготовиться к самостоятельной жизни, а больше имитируют. После детского дома эти навыки работать не будут, потому что самостоятельность и независимость там не заложены. А хотелось бы...

А.Гезалов

Рассказать другим: