КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

PROмандариновый чес благотворителей

13.07.2012

Разделы:

Рассказать другим:

Понять и поменять

Сфера благотворительности нуждается в более системном подходе со стороны некоммерческого сектора и бизнеса. Первым не всегда хватает компетентности, вторым - понимания кому и как надо помогать. Исключения есть, они называются лучшими практиками, но их слишком мало, чтобы существенно повлиять на сложившиеся тренды

- Меня не устраивают подачки от бизнеса.

- Вы хотели сказать - адресная помощь?

- Ну да, адресная помощь. Она ни к чему не приводит.

- А что вы делаете, чтобы эту ситуацию изменить? Вы пытаетесь рассказать, какая именно помощь нужна и какой эффект от социальных инвестиций получит бизнес?

- Пытаемся. Говорим, какого результата мы хотим достичь, чтобы дети стали социально активными. А они нам мандарины. А нам фруктов много не надо, пусть будет немножко, а лучше больше социальной активности.

Этот фрагмент дискуссии на второй ежегодной конференции «Благотворительность на Урале», которую «Э-У» провел 15 июня, демонстрирует одну из ключевых тенденций нынешней сферы благотворительности. За некоторым исключением, отдельных эффективных союзов между фондами и компаниями, у бизнеса и третьего сектора нет общего понимания, как должна развиваться благотворительность. Претензии взаимны - мол бизнес хочет получить быстрый пиар-результат от вложений и не заинтересован в долгосрочных программах, в свою очередь компании оценивают уровень профессионализации общественного сектора как невысокий. Эффект обманутых ожиданий - НКО считает, что бизнес безвозмездно будет вкладывать ресурсы, компании (в большей степени средний и малый бизнес) полагают, что не хуже фондов знают, что нужно сиротам, пожилым людям и другим социальным группам, которые нуждаются в помощи. Один из выходов - следовать за успешными практиками - на конференции «Э-У» вместе с сетью аудиторско-консалтинговых фирм PwC наградили лучшую компанию-филантропа в регионе - группу «Синара». И еще - важно быть открытыми для диалога, чтобы обсудить несколько важных вопросов, без ответов на которые нам не удастся использовать накопленный всеми секторами общества потенциал для развития благотворительности. Итак, как достичь понимания между всеми участниками сферы благотворительности и сделать помощь для благополучателей максимально эффективной? Как создать условия для развития НКО? Как продвигать волонтерство? Какие выгоды получают компании, для которых благотворительность не разовая акция, а часть стратегии развития?

Почему не доверяют

Начнем с трендов. Есть повторяющиеся, есть новые. По словам исполнительного директора «Форума Доноров» Натальи Каминарской, в числе прежних - известная тенденция -- в России главный игроком на поле благотворительности являются компании: - В докладе «Форума доноров», который был опубликован в прошлом году, мы подсчитали, сколько есть «правильных» фондов, работающих в России. Из трехсот организаций, которые мы смогли найти, 83 корпоративные. На их долю пришлось 18 из 23,4 млрд рублей, потраченных фондами на благотворительность. Исследование Высшей школы экономики и Минэкономразвития РФ показывает, что более 70% доходов НКО - средства компаний. Именно корпорации являются основными спонсорами некоммерческих организаций. Вторая тенденция - это системность деятельности компаний в области благотворительности. Они продолжают создавать фонды. В США посчитали, что число корпораций, имеющих свои фонды с 2007 года выросло с 60 до 81%. Нам пока о таких цифрах говорить рано. Тем не менее, в российских компаниях фонды выделяются в отдельные структуры и это о многом говорит. С одной стороны, они стали уделять этому особое внимание, с другой - продолжают делать все своими руками, редко обращаясь за поддержкой к некоммерческому сектору. Это говорит о недоверии НКО.

В чем причины такого отношения? По мнению эксперта Общественной палаты РФ Александра Гезалова, вопрос в том, насколько бизнес сегодня адекватно воспринимает общественный сектор:

- Бизнес часто смотрит на НКО как на место, куда можно отвезти мандарины. Как сделать так, чтобы профессионализация общественного сектора отвечала запросам бизнеса. Ведь именно некоммерческий сектор должен сказать, кому нужна помощь и как ее грамотно организовать. А сейчас многие фонды работают в режиме логистики - есть сироты, есть мандарины, есть праздник - повезли. Есть больные дети, собрали деньги, отдали. Есть и другие проблемы - НКО не всегда грамотно формулируют свои задачи, не могут соотнести их с интересами компаний, не умеют рассказать о своих достижениях. Многие НКО вообще не считают нужным составлять отчетность о проделанной работе. Мол, какой отчет, мы итак пашем круглосуточно. Вы поймите, для бизнеса это очень важно, в том числе на этом основании он будет принимать решение о сотрудничестве с НКО. Иначе как компании понять насколько эффективна организация. Общественный сектор слабо представлен в социальных сетях. Я вот сейчас пишу репортаж в Facebook о конференции. Кто делает также? Никто. Надо использовать эти инструменты для продвижения. Надо не только счет в банке предлагать для перечисления средств, нужны другие более удобные формы оплаты - veb money, яндекс-кошелек и т.д. А у многих общественных организаций просто счет в Сбербанке. Это сокращает возможности получения ресурсов. НКО боятся получить статус юрлица, боятся финансовой отчетности. Многие НКО занимаются фандрайзингом просто ради самого процесса, это неправильно. Им нужно учиться выстраивать партнерские отношения, учиться коммерческой деятельности, повышать понятийный аппарат. В этом бизнес мог бы помочь.

Исполнительный директор ГБФ «Тольятти» Борис Цирульников: «Профессионализация среды НКО крайне важна, от разговоров на уровне эмоций нужно отойти. Сегодня уже не получиться «поучить и полечить» бизнес. Можно сказать компании, что вы хотите изменить жизнь к лучшему, но там вас обязательно спросят как именно, с помощью каких технологий. И самый главный вопрос - как бизнес будет представлен в этом процессе».

Руководитель программ CAF Россия Елена Львова: бизнесу и некоммерческому сектору нужно выстраивать коммуникацию, сейчас они разговаривают на разных языках:

- Есть разрывы в понимании, когда бизнес говорит - покажите нам пятилетний план, а как это повлияет в долгосрочной перспективе на компанию, общество. НКО сложно дать ответ, у него много текущей работы, иногда просто не хватает навыков. Общественному сектору важно грамотно себя представлять - никак целевого благополучателя, а как поставщика ресурсов, источник компетенций, которых нет у бизнеса. Например, НКО знает, как работать с волонтерами, а бизнес нет. Речь должна идти не о прошениях, а о взаимовыгодном партнерстве.

Управляющий партнер компании PwC и руководитель офиса в Екатеринбурге Максим Мациборко:

- Бесспорно, нужно пользоваться услугами НКО, но остается вопрос к качеству наполнения предлагаемых ими программ. Например, вместо того, чтобы отправить ребенка в Германию на лечение, может лучше на эти деньги обучить наших врачей в той же Германии. Мы бы тогда делали 500 операций, а не одну.

Важно понимать, подчеркивает Наталья Каминарская, что есть 3 уровня НКО. Есть БФ, которые обладают огромным опытом работы, их программы действительно качественные, хорошо приписанные. Они работают с темами, которые поддерживают и бизнес, и государство. Есть середнячки, которые находятся в процессе подбора собственных правильных программ, в поисках партнеров. Есть новички в этой области - это, как правило, группы, которые формируются в соцсетях и выполняют локальные задачи. Не замечать последних нельзя, им нужны наши знания, а нам - их креатив.

«И потом нужно все грамотно соотносить, есть примеры, когда выдавая средства на проведение семинаров, компании требует от НКО безумную отчетность, каким будет эффект от тренинга через пять лет. Смешно, потому что сами представители бизнеса знают, что эффект от любого тренинга или конференции держится максимум 3 месяца. И здесь остро стоит вопрос взаимного обучения и понимания», - подчеркивает Каминарская.

Мандариновый чес

Далеко не все компании обладают необходимыми умениями для самостоятельного ведения благотворительных проектов - консолидированная точка зрения НКО, присутствовавших на конференции.

По словам Александра Гезалова, многие компании становятся активными филантропами только 1 января и 1 июня:

- Начинается мандариновый чес. У нас же чужих детей не бывает, всем надо подарки привезти на праздники. И понеслось! Бизнес и фонды начинают возить в детские дома цитрусовые. А кто-нибудь задается вопросом, а это вообще детям-то надо. Вот пример. Сидят дети маленькие, у них на лицах диатез, им больше нельзя мандарины есть. А тут заходит спонсор и начинает их поздравлять, ящиками раздает очередную порцию фруктов. Все это снимает фотограф. Воспитательница молчит. А «благотворитель» возит цитрусовые, самореализуется. Он не понимает, что это вредно. Если эти деньги отправить в грамотную общественную организацию, она их лучше потратит на социализацию детей. Я сам из детского дома и знаю, что подарки порождают лишь иждивенчество, социальные группы, которые по выходу из интерната не знают как себя применить. Поэтому, чтобы качественно помогать той или иной социальной группе, все-таки надо обратиться к экспертам общественного сектора.

Наталья Каминарская считает, что тенденция, когда компании ограничиваются проведением праздников и раздачей подарков сохраняется:

- Еще некоторое время назад меня это сильно раздражало. Но нужно понимать, что компания, которая пришла в сферу благотворительности, начинает с чего-то простого. Это как начальная школа, через которую должны пройти все. Некоммерческий сектор должен помочь такому бизнесу сориентироваться и поддержать этот благой прорыв. Ведь даже праздники можно проводить эффективнее для компаний и полезней для благополучателя.

Уже сегодня участие в благотворительности перестает быть достаточным, важно как и в чем мы участвуем. Важно, чтобы компании расширяли тематические приоритеты. Праздники для сирот должны постепенно замещаться поддержкой развивающих. Для того чтобы быть в тренде, компаниям необходимо подходить к благотворительности более осмысленно.

По мнению заместителя руководителя департамента внешних коммуникаций ОАО «Уралсиб» Игоря Соболева, действительно многие компании, особенно в малом и среднем бизнесе, еще не осознали свою роль в благотворительности, не разобрались как она соотносится со стратегией их развития:

- Но бизнес разный. Для нас, например, благотворительность является эффективным инструментом для продвижения интересов компании. Это особая система ценностей, особое отношение к планированию нашей деятельности, к корпоративной социальной ответственности. Участие в благотворительности - это конкурентное преимущество, это развитие волонтерских программ, повышение инновационных компетенций и лидерских качеств у сотрудников, это особая эмоциональная связь с будущими потребителями. Очень важно при выборе направлений в благотворительности понимать, как и кому мы будем помогать, как это отразится на обществе в целом и как это отвечает интересам компании. Уже исходя из этого, мы выбираем партнеров в некоммерческом секторе - какие у них есть целевые группы, какой результат может показать НКО.

Достичь наибольших результатов, реальных изменений возможно тогда, когда компания нашла точку соприкосновения собственных желаний и возможностей с интересами общества и государства.

Елена Львова считает, что крупный бизнес уже осознал важность участия в благотворительности:

- Это один из важных компонентов в развитии компании. На эту составляющую бизнеса внимательно смотрят инвесторы, различные финансовые, рейтинговые агентства. Инвесторам важно как компания участвует в развитии местного сообщества в тех территориях, где присутствует. Это мировой тренд.

Потенциал развития благотворительности скрыт в более четком понятном бизнесу и НКО взаимодействии. Не дело компаний - напрямую помогать социальным группам. Их миссия - обучить общественный сектор, помочь НКО, например, в формировании проектной культуры. Этим занимается БФ «Синара», проводит для некоммерческого сектора тренинги, семинары, поддерживает начинающие проекты.

Другое место для пересечения - развитие волонтерского движения. За последние 5 лет количество компаний, сотрудники которых помогают незащищенным слоям населения получать образовательные и иные услуги, выросло в 2,5 раза. Это тоже один из трендов. По словам Елены Львовой, эффективность работы волонтеров во многом зависит от третьего сектора:

- Можно создать такую группу в компании для решения локальных задач, например, тушения пожаров. Но, когда она выполнит свою функцию, просто распадется. А нужно этот ресурс направить в правильно русло. Волонтерам важно рассказать, что и для кого они могут сделать, научить их работать в социальных группах, не навредить своей помощью. Тогда этот волонтерский труд будет предельно эффективно использован. Корпорация получит сотрудника с развитыми личностными качествами, другими навыками, которые он сможет использовать на работе.

Есть потенциал

По словам Бориса Цирульникова, развитие благотворительности складывается из нескольких компонентов - это системная работа всех общественных секторов, позитивное отношение к филантропии государства, понимание бизнесом своей роли в благотворительности: «Тогда мы будем ориентированы на устранение причин негативных социальных явлений, а не их следствий».

Новые тренды в сфере благотворительности говорят, что филантропия в России будет развиваться. Это, например, повышенный спрос на проведение исследований по благотворительности, в том числе корпоративной. Другая тенденция - возросший интерес СМИ: число публикаций о благотворительности выросло и продолжает расти. Лидерами здесь являются печатные СМИ и интернет-ресурсы. То есть читателей, настоящих и потенциальных благотворителей, волнует, что происходит в этом секторе.Наталья Каминарская выделяет еще один важный тренд, уникальной для России, большое количество рейтингов и наград в сфере благотворительности:

- В условиях, когда государство не очень поощряет благотворительность, а его отношение к филантропии до сих пор непонятно, награждение лучших филантропов - некий общественный ответ. Общество должно знать своих героев.И последний тренд - развитие инфраструктуры благотворительности. Больше тренингов, семинаров, растущее число консалтинговых услуг для тех, кто планирует заняться благотворительностью.Все это дает нам надежду на рост корпоративных и частных филантропов, на повышение качества благотворительных программ и, в конечном счете, на формирование позитивного отношения общества в целом к благотворительности.

Артем Коваленко

Журнал «Эксперт Урал»: Благотворительность на Урале

Рассказать другим: