КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Прикосновение к «сиротскому дому».

21.05.2005

Разделы:

О том, что современную Россию накрыла волна сиротства, наслышаны все. Увы, проблема эта в стране решается из рук вон плохо. Москва в этом плане - исключение. Здесь действуют 43 дома ребенка, 30 детских домов, 13 приютов и 18 интернатов (7 из них - для инвалидов). Но это все - учреждения, принадлежащие государству. А ведь немалую помощь дети получают и благодаря добровольцам. Повторимся: в Москве вопрос сбора гуманитарной помощи для интернатов стоит не так остро, как в остальных российских регионах. Тем не менее от вещей, книг и техники здесь обычно не отказываются. Хотя дети в «сиротских учреждениях» одеты и обуты, одежда эта редко бывает новой и зачастую переходит от старшего к младшему. По словам директора детского дома No 6 Ирины Сосниной, в каждом таком учреждении есть список вещей первой необходимости, которые и стоят-то недорого, но вот, увы, не предусмотрены бюджетом. Ирина, к примеру, очень хочет заменить очки некоторым детям, починить факс, купить картридж для ксерокса... Нужны деньги и на первичное обеспечение выпускников. Ведь жилье, которое им предоставляет столица, не обустроено, в нем ничего нет. Напомним: Москва - единственный город в России, где предоставляют бывшим детдомовцам собственную однокомнатную квартиру.

Проблема для детдомов - и нехватка кадров, особенно добровольцев. Тому же детдому No 6, например, очень нужен музыкальный работник.

Люди «со стороны» очень важны для полноценного развития ребенка ничуть не меньше, чем специалисты. «Для малыша, изолированного от окружающего мира, - говорит руководитель общественной организации поддержки детского и молодежного творчества «Я - человек» Наталья Степина, - они, как свет в окошке. Ведь у нас до сих пор не разработана система по взаимодействию интернатских детей с окружающим миром». А у воспитателей нет ни времени, ни возможности организовать экскурсию в музей, поездку в театр или иной выход «в свет». Но с разрешения администрации это могут сделать добровольцы.

Организация «Я - человек» создала студию изобразительного искусства, литкружок для детей. Приходят сюда ребята и из детских домов. А в клубе «Компьютер» они (опять же вместе с «семейными» детьми) учатся работать на умных машинах, пишут журналистские материалы, верстают, знакомятся с фотографией. Здесь выходит альманах «Я - человек», журнал «До 16 и старше», работает детское информационное агентство «Я - человек». Это настоящий кладезь знаний о мире, о себе, об обществе. Не говоря уже о пользе профессиональных навыков.

- Пока мы можем дать девочкам лишь профессии маляра и штукатура, мальчикам - слесаря, - объясняет ситуацию замдиректора приюта «Отрадное» Лариса Казимирова. - А ведь среди наших воспитанников есть способные ребята, которые хотят учиться.

По данным Образовательного центра «Большая перемена», в редком интернате ребенок может получить качественное среднее образование. Только 2% детей-сирот поступают в вузы, основная часть идет в ПТУ.

- Уровень образования зависит от того, в каком возрасте ребенок попал в наше учреждение, - считает начальник Управления регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, Департамента образования правительства Москвы Надежда Журавлева. - Если малыш из дома ребенка, нам легче. А если он в 14 лет к нам пришел и ничего не умеет?

Однако в общественной организации «Художественный реабилитационный центр для детей-сирот «Дети Марии» убеждены: дело не только в том, что ребята в 14 лет не знают таблицы умножения. Чаще всего в казенных заведениях с ними просто некому заниматься. Ребенку уделяется слишком мало внимания.

- Сплошь и рядом детям ставят диагноз «олигофрения», а ведь они всего-навсего педагогически запущенны, с ними надо просто работать, - считает директор центра Мария Елисеева. В центре малыши, имеющие недостатки в развитии, пишут под ее началом картины, лепят замечательные композиции из пластилина, и все это вот уже десять лет выставляется в залах Центрального дома художника на Крымском валу. Занимаются «Дети Марии» еще и музыкой, и рукоделием, и... даже клоунадой.

- Вначале, - рассказывает Елисеева, - дети, выросшие в интернате, боялись показаться смешными и выйти «на сцену» даже в кругу своих товарищей. Теперь они приезжают в семьи к неизлечимо больным детям, в травматологические и ортопедические отделения больниц, в дома ребенка, в дома престарелых. На время им удается сделать счастливыми тех, кто страдает. Ребята это видят. Что это им дает, объяснять не надо.

Российский благотворительный фонд «Приют детства» и приют «Дорога к дому» Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» создали школу приемных родителей. Чтобы стать настоящими папой и мамой, одних юридических процедур недостаточно. Потенциальные опекуны часто в принципе не представляют, как им нужно себя вести. Это, как говорится, поправимо. Хуже, когда ребенка хотят взять из-за эгоистических соображений - к примеру, ради сохранения распадающейся семьи. В таких случаях несовпадение желаемого с действительным может стать причиной отказа от ребенка, а значит, колоссальной психической травмы для него. К сожалению, возврат детей в сиротские дома случается. Но не среди тех, кто прошел школу приемных родителей. Бывает, что потенциальные мама с папой сами в ходе занятий отказываются от мысли взять ребенка. Просто люди учатся реально оценивать себя, собственные силы.

Если понятие о приемной семье уже прочно вошло в наш обиход, то о патронатной мы только начинаем узнавать. Первой такой семьей в Москве стали супруги Добровольские. У них четверо родных сыновей. Детей из детских домов и приютов они берут на временное воспитание, чтобы потом передать их в родные или приемные семьи.

В сентябре 2003 года Добровольские создали некоммерческую организацию «Прикосновение», где на сегодняшний день пять будущих патронатных семей проходят подготовку. Помимо умения планировать работу с детьми и верно выбрать цель, патронатным воспитателям нужно быть готовыми и к тому, что, приняв ребенка как родного, им позже придется отдать его.

Может возникнуть вопрос: а стоит ли стараться вернуть ребенка в семью, в которой с ним плохо обходились? Добровольские уверены: стоит. Только, разумеется, при условии, что отношение изменится. С этой целью в работу «Прикосновения» включаются родственники детей, которых супруги берут на патронат.

Опыт этот в России неединичный. Методику московского детского дома No 19, который первым в 1996 году опробовал модель патронатного воспитания, переняли более двадцати регионов. Может быть, постепенно и у нас, как на Западе, попавшие в чрезвычайные ситуации дети не будут отгорожены от общества, может быть, уйдут, наконец, в прошлое казенные, в худшем смысле этого слова, детские дома.

Нина МАКСАКОВА