КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Сирот учили самопрезентации и имиджу

13.11.2011

Разделы:

30 октября студия 2ГА провела очередной тренинг социальной компетентности в рамках проекта «Желтая подводная лодка» программы «Послезавтра» для воспитанников Софьинского детского дома. Тренинг проводился при поддержке Благотворительного фонда Группы компаний Аркадия Новикова. Мы публикуем подробное описание занятия в рамках рубрики «Мастер-класс».

Известно, что воспитанники детских домов не всегда адекватно представляют себе, как они выглядят в глазах окружающих. Представление о внешности, формируемое в условиях среды детского дома, нередко резонирует с подобными де представлениями в «домашнем» мире. Отсутствие личного пространства, иные принципы и сценарии коммуникации, эффект «запоздалой» моды - в детском доме множество факторов, не содействующих появлению у детей продуктивных умений самопрезентации. Поэтому в этот раз матросы Желтой подводной лодки Софьинского детского вместе с инструкторами отправились по одноименному курсу «Имидж и самопрезентация».

Процесс изучения самого себя сложный в принципе, а за дефицитом такого опыта для воспитанников детского дома, тем более 12-13 летних, выдержать 6-часовое погружение - подвиг. Но большинство матросов справились и успешно выполнили все упражнения.

Шаг 1. Устанавливаем курс. Обозначаем вместе с матросами тему занятия. Что такое имидж? Образ? Стиль? Что такое самопрезентация? Чем отличается «хороший» имидж от «плохого»? Из чего вообще состоит имидж?

Так, мы с матросами выделили несколько составляющих «внешнего» человека:
внешность
голос
настроение/эмоции
походка
позы и жесты
речь
«первое впечатление»

Начали мы с первого - внешности. И далее пошли сверху вниз.

Тренинг социальной адаптации детей-сирот "Желтая подводная лодка". Курс "Имидж и самопрезентация"

Шаг 2. Работаем с прической. Мы предложили ребятам для начала поугадывать по прическе, что за человек изображен на картинке, скрыв лицо и одежду. Упражнение помогает наглядно показать, что прическа может многое сказать о человеке и заслуживает внимания в процессе поиска своего имиджа.

Далее матросы нарисовали собственные прически и придумали еще 3 варианта стрижек, которые они могли бы носить в будущем. Упражнение, несмотря на простоту, вызывает определенные трудности: несколько ребят не смогли придумать ничего и сказали, что до конца жизни будут ходить с одной прической. С теми же, кто поделился мечтой покрасить полголовы в один цвет, вторую - в другой, а посередине - ирокез, упражнение становится поводом обсудить, что о такой прическе подумают люди, куда может прийти человек с такой прической, на какую работу устроиться и т.д. Важным является обсуждение именно восприятия людей со стороны, поскольку очень часто воспитанники детского дома в действительности носят подобные прически, делают наколки и пирсинг, не задумавшись о том, как это воспринимают окружающие. Следующим, еще более сложным упражнением было рассказать о своей прическе. Девочкам упражнение далось легче - одна рассказала, что ее стрижка говорит о рассеянности и сумбурности, другая, что короткая стрижка удобная и не требует много времени. Мальчики же, сняв на время пилотки, фантазировали, какую челку хотели бы отрастить.

Эти упражнения с одной стороны, обратили внимание матросов на важную часть имиджа - прическу, с другой потренировали креативность и фантазию, и вместе помогли ребятам соотнести свои идеи с реальностью и мнением других людей.

Шаг 3. Одежда. На этом этапе матросы называли стили в одежде, которые им знакомы, узнали несколько новых направлений, разобрали, где и когда уместен тот или иной стиль. Выбрали, описали, нарисовали свой любимый стиль. Отгадывали стиль одежды по картинкам. Данное упражнение также вызвало некоторые трудности, поскольку не всё, что обсудили до этого, узнавалось на экране. Например, готический стиль. поскольку до этого обсуждали, что такое смокинг, и мужчина на картинке был одет длинный пиджак, несмотря на черную помаду и другие готические атрибуты, был принят ребятами как «вечерний».

Шаг 4. Голос и интонации. Упражнения из арсенала театральных разминок позволили послушать матросам свой голосовой диапазон, потренироваться говорить с разными интонациями, уровнем громкости, эмоциональным посылом. Матросы подобрали наиболее удачную и приятную на слух интонацию.

Тренинг социальной адаптации детей-сирот "Желтая подводная лодка". Курс "Имидж и самопрезентация"

Шаг 5. Настроение/эмоции.

Упражнение 1. Нарисовать одну из предложенных эмоций.

Упражнение 2. Изобразить загаданную эмоцию или настроение, чтобы другие отгадали.

Упражнение 3. Разыграть театрализованный этюд, где двое матросов ведут себя по-разному в зависимости от настроения.

Шаг 6. Походка. Упражнения на изучение походки оказались самыми увлекательными, поскольку позволили и пошалить, и без особых затруднений их успешно выполнить.

Упражнение 1. «Пройтись как...» Можно выполнять и вместе, идя по кругу, и по очереди.

Упражнение 2. Пройтись своей походкой. Потом добавляем к своей походке уверенность/усталость/застенчивость/аккуратность.

Тренинг социальной адаптации детей-сирот "Желтая подводная лодка". Курс "Имидж и самопрезентация"

Шаг 6. Речь. Здесь с матросами нам важно обсудить, как по речи можно определить возраст/профессию/увлечения. Мы попросили написать одно предложение от разных лиц. От лица профессора, матроса, подростка, а также зачитали заметки с соответствующей интонацией.

Шаг 7. Первое впечатление. В заключение тренинга мы соединили все пройденные шаги. Матросы создали визитки, придумали приветственную речь, потренировались входить помещение и представляться незнакомым людям. Таким образом, отработали разные компоненты самопрезентации.

Для закрепления мы посмотрели фильм «Каникулы строгого режима».

В фильме удачно показаны изменения в образе главного героя Вити, в одежде, речи, позах. У Вити множество наколок, которые бывают в особом почете у воспитанников детских домов. Инструктора задали вопрос матросам, чем наколки могут помешать в жизни. Вопрос поставил в тупик матросов, поскольку с такого ракурса они об этом не думали. Но совместными усилиями разобрались в общественным отношении к наколкам, в потенциальных трудностях в трудоустройстве и других моментах. Благодаря фильму погружение получило свое логическое завершение.

Студия социального проектирования 2 ГА