КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Эффективная помощь выпускникам детских домов: в поисках модели взаимодействия

11.10.2011

Разделы:

Вопрос о подготовке воспитанника интерната (детского дома) к самостоятельной жизни объективно может рассматриваться только в ключе взаимодействия различных социальных учреждений и субъектов социальных отношений. Во-первых, по причине сложности проблемы, во-вторых - в свете объективной ограниченности организационных, педагогических, финансовых и иных ресурсов интернатного учреждения, в-третьих, в связи с методологической необходимостью включения в данный процесс субъектов «внеинтернатного» пространства. При этом желательным условием данного взаимодействия должно быть наличие скоординированности, соотнесенности деятельности данных субъектов, выступающих в роли социальных партнеров. Основой для эффективного управления совместной деятельности может быть совместная программа, проект или иной механизм, позволяющий осуществлять стратегическое и оперативное управление, выраженный в виде нормативного (законодательного) решения и созданной необходимой организационной инфраструктуры.

Первоочередным шагом в создании модели подобного взаимодействия должно быть определение понятия подготовки к самостоятельной жизни и содержания данной подготовки. Образ результата «подготовленности», её критериев и показателей обозначит цели и ляжет в основу творческого поиска конкретных тактических шагов. Выбор подобных качественных и количественных критериев и является, по сути, важнейшей задачей на этапе запуска модели. Система показателей становится в данном случае инструментом оценки эффективности и результативности предпринимаемых мер.

Трудность в создании карты соответствующих показателей вызвана тем, что готовность к самостоятельной жизни определяется не только и не столько наличием у ребенка некоторого знаниевого багажа, который проще всего поддается замеру, сколько наличием универсальных социальных компетенций и волевых качеств личности, с оценкой которых дело обстоит значительно сложнее. Здесь выдвигается комплексное понятие о «компетенции социальной автономности», требующее научной разработки и осмысления.

При этом в качестве активных субъектов взаимодействия по решению данной проблемы могут выступать как государственные учреждения (образования, культуры, социальной защиты), так и некоммерческие организации (фонды, партнерства, центры, церковь и др.). Однако при наличии достаточно широкого круга возможных социальных партнеров, самым трудным становится вопрос об инициаторе и ведущем организаторе, управляющем данной модели. Какой субъект это должен быть? Детский дом? Органы опеки? Местное НКО? Вопрос открытый.

Обозначенные вопросы - лишь вершина айсберга. Реальная практика создания таких моделей выявляет недостатки законодательства, опыта, методического инструментария. Таким образом, перспективным видится не только теоретическое моделирование, сколько создание и запуск реальных разнообразных моделей взаимодействия, опыт деятельности которых может обозначить наиболее пригодные и рентабельные технологии. Путь - экспериментальные площадки, сетевые программы, мониторинг действующих моделей, анализ и обобщение опыта. В качестве демонстрации примера создания конкретной модели на конкретной территории представим опыт Клуба выпускниц детских домов, созданный в городе Петрозаводске.

Клуб выпускниц детских домов «Мать и дитя» был создан в 2006 году в городе Петрозаводск при социальном центре «Попечение» (Храм св.вмч Екатерины) при поддержке настоятеля протоиерея Андрея Верещагина. Участницами клуба стали выпускницы детских домов города, многие которые уже имели на руках детей. Возглавил работу клуба выпускник детского дома Александр Гезалов. На данный момент в клубе состоят в качестве активных участниц 40 выпускниц. Непосредственным руководителем клуба является также выпускниц детского дома, священник Георгий Михневич.

Основными проблемами, на решение которых направлена деятельность клуба стали:
проблема одиночества,
отсутствие жилья,
неумение жить в семье,
рождение ребенка в течение года после выхода из детского дома,
неоконченное средне-специальное образование
низкий уровень социально-бытовых умений
юридическая безграмотность
финансовая безграмотность
другие.

При этом ведущими формами поддержки и социальной помощи участникам являются:
юридическая консультации,
гуманитарная помощь,
психологическая поддержка,
духовно-нравственное просвещение,
личная поддержка руководителя Клуба,
проведение акций, досуговых, массовых мероприятий
взаимопомощь участниц
создание территории общения

Социальными партнерами проекта выступают:
Министерство образования Карелии,
органы опеки Петрозаводска,
детские дома,
отделы кадров бизнес-структур,
представители учебных заведений,
юрист-адвокат (бесплатная помощь в оформлении исковых заявлений, юридическое сопровождение)
Центр занятости населения,
Русская Православная Церковь,
НКО-партнеры (приглашающие для обучения девушек различным навыкам: поваров, косметолога, психолога, многодетные мамы и т.д.)
Руководители культурно-развлекательных и спортивных Центров
СМИ

Успешный опыт работы клуба показал, что факторами успеха подобных проектов являются:
наличие среди организаторов выпускников детских домов
высокая профессиональная компетентность организаторов
широкий круг социальных партнеров проекта
независимая стабильная финансовая модель обеспечения проекта

Данные проекты имеют все возможности для воспроизводства в разных регионах при соблюдении соответствующих методологических условий.
Таким образом, сегодня важнейшей задачей перед субъектами благотворительной и социальной деятельности в области помощи выпускникам детских домов является поиск и реализация оптимальных механизмов сотрудничества и социального партнерства.

ГАЗАРЯН Алексей Артурович, руководитель студии социального проектирования 2ГА, социальный педагог,приемный родитель, координатор адаптационного лагеря для детей-сирот «Желтая подводная лодка»

ГЕЗАЛОВ Александр Самедович, руководитель КРОМО «Равновесие» и студии социального проектирования 2ГА, выпускник детского дома, автор книги о жизни детей-сирот «Соленое детство», шеф-редактор портала «Успешные сироты.Ру - Социальный навигатор выпускников детских домов»

Успешные сироты РУ

При использовании материалов сайта активная ссылка на www.sirotinka.ru обязательна