КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Сиротское мы

07.09.2011

Разделы:

Однажды во время работы нашего клуба выпускниц детских домов состоялась интереснейшая беседа, которая наглядно продемонстрировала особенности самоощущения детей, выросших без попечения родителей. Говорили мы с одной из мам, назовем ее Катей, которая жаловалась на инфантильность ее мужа, его неспособность (или нежелание) найти работу, обеспечивать семью. На перебой участники беседы советовали девушке быть тверже, поставить мужу ультиматум «или работа, или развод», строить жизнь самой. тем более, что фактически девушка содержит мужа. Беседа набирала обороты, предложения становились радикальнее, и Катя почти уже начала соглашаться; уже начали было обсуждать, сможет ли она жить одна, если муж все таки не устроится работать... Как вдруг девушка сказала буквально несколько слов, после которых семейная ситуация Кати приоткрылась с совершенно иного ракурса. "Да, - сказала она, - но мы уже столько раз пробовали найти работу, и ничего не получалось..."

Занавес. Слайды. Потому что МЫ совсем не то же самое, что Я и ОН. Мы - это либо зрелые плодотворные отношения, с распределенными обязанностями, зонами ответственности, с собственными границами, которые соприкасаются ради выполнения общего дела, решения одной задачи - поиска работы, но, кажется, это не тот случай. Либо МЫ - это инфантильное, размытое соединение, когда непонятно, где заканчивается один человек, а начинается второй. Участники беседы убеждали Катю жить своей жизнь, идти своей дорогой, но как кажется, именно своего собственного Я катя не ощущает. «Мы ищем работу» - означает, что катя ищет, а муж - часть кати, или муж ищет, а катя его придаток, его продолжение... Мы уже умеем читать, так говорят мамы о своих детях лет до 5-6, когда мама на самом деле отвечает за своего ребенка. Но отвечает ли Катя за жизнь своего мужа? а отвечает ли Катя за свою жизнь, или она переживает ее как жизнь МЫ? «Мы лежим на диване», «мы ищем работу», «мы хороший человек», «мы хотим купить квартиру»... Но кто это мы? Катя или ее муж? Кто на самом деле хочет найти работу? Кто ее ищет? Кто за что отвечает в их семье? А понимает ли Катя, чего она хочет сама по себе? Что она чувствует? Мыслит ли Катя себя отдельно от мужа? Или границы ее личности включают в себя двоих и непонятно, где кончается Катя, и начинается ли ее муж? Катя хочет самостоятельности, а муж хочет лежать на диване? Чьи желания определяют Катину жизнь?

И этот ряд риторических вопросов провоцирует ряд более глубоких: был ли у Кати опыт индивидуальной, персональной ответственности, чувствовала ли себя катя в жизни отдельным человеком, независимым ни от кого? Был ли у кати возможность переживать и реализовывать собственные желания, отличные от желания, допустимых и приемлемых в ее группе?

Не возьму на себя смелость делать выводы о воспитании детей-сирот, но предположить, что в условиях детского дома идентичность, ощущение своего Я формируются искаженно могу. Первое, что совершенно необходимо, для формирования чувства Я - это чтобы к ребенку относились как к личности. Отношение к себе формируется у ребенка через отношение к нему значимых взрослых, ребенок сначала воспринимает взрослых, потом - что взрослые воспринимают его, а потом начинает относиться к самому себе, ощущать самого себя. Неслучайно во время формирования этого отношения дети говорят о себе в третьем лице «петя хороший», ведь они относятся к себе, присваивая отношения взрослых. Есть ли в детском доме такие взрослые, чье разнообразное отношение может присвоить ребенок? Если в детском доме опыт поддержки, которая становится самоподдержкой? Есть ли опыт уважения, который по мере взросления становится самоуважением? Не знаю...

Второе необходимое условие - наличие своего собственного, персонального пространства, как пространства физического, так и психологического. Своя комната, свои вещи, свобода поступать с ними как вздумается, свои мысли, свои желания. У ребенка должна быть уникальная, отличная от других одежда, собственные события, собственные игры, в которые не может вмешиваться никто посторонний. Должна быть свобода иметь собственные границы. Читать собственные книжки, собственные фильмы. Должно быть пространство, НЕ ОРГАНИЗОВАННОЕ ВЗРОСЛЫМИ. И до поступления в школу такого пространства должно быть очень много. Только в таких условиях может развиваться уникальная личность, которая отличается от других, и осознает свои отличия.

В противном случае - неизбежно формирование слепленных комков личностей, не имеющих своей головы, своих путей, своих жизней.

Артем Гебелев, детский психолог

2 ГА

При использовании материалов сайта активная ссылка на www.sirotinka.ru обязательна