КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Как работать с сиротами по подготовке к самостоятельной жизни?

11.04.2011

Разделы:

Детский дом напоминает мне корабль, идущий по морям и волнам. В этом сравнении хотелось бы отразить жизнь и быт этой среды. Бывая в детских домах до сих пор вижу, как хранится, будто в пыльных сундуках, карта, по которой живет большая морская братия детдома. Эту карту сложно освежить или предложить новую, потому что система детского дома продолжает жить по тем же законам, которые были и сто лет назад. Поскрипывая на волнах, идет вперед детдомовский корабль. Сохраняя традиции и прошлое на стапелях и палубе.

Эта самосохранность позволяет кораблю детского дома идти вперед уже не один десяток лет. Безусловно со временем что-то изменяется, но не в содержании, а, скорее, во внешней среде. Меняется качество жизни, все чаще, это - ковры, плазменные телевизоры, иная посуда и т.д. Но при этом детские дома остаются по сути теми же. Они как на параде кораблей не многим отличаются друг от друга. Цветом корпусов, ютом и баком, флагами, гимнами и парусами. Возрастами тех, кто там работает, концепциями воспитания, и, естественно, капитаном - директором детского дома, главного и самого важного человека в жизни всей этой системы. Но неизменным остается то, что так отличает детский дом от всех иных сред - общение. То, обо что потом разбиваются многие судьбы сирот, когда сойдя с палубы своего корабля, они выходят в мир, где чаще нет людей с похожим мировоззрением и «знанием».

В детском доме дети обретают крайне специфическую манеру общения, я бы назвал ее кубричной. В длительном автономном плавании выхолащиваются ненужные слова и обороты. В совместном плавании команда научается понимать друг друга по повороту головы, выражению лица, глаз, кривлянию или подмигиванию, и даже сжатым или разжатым пальцам на руках. Буквально все. Глядя друг на друга, члены команды знают о том, чем и как живет тот или иной матрос. Все имеет значение, все о чем-то сигнализирует, сообщает. Эта система создается годами. Притирка всех и вся, как важный фактор выживания всех и вся на судне. Любые усложненные новшества приживаются трудно, если не сказать, что не приживаются вовсе.

Естественно, человеку, не имеющему опыт «кубричного» общения сирот, сложно понять, в каком состоянии находится вся команда. Ведь она зависит от состояния каждого из детей. Надо уметь увидеть это состояние, отозваться на него, где-то сманипулировать, определить внутренние волнения или недовольства. Найти тех или того, кто является зачинщиком протеста сегодня, потому что вчерашний зачинщик уже остыл, или же не помнит, почему он был воинственен вчера.

Часто бывает так, что человек со стороны начинает общение с детьми, но через какое-то время в команде начинается брожение, разложение, и, поняв, что перед ними человек не умеющий распознать внутреннюю характеристику детского коллектива, дети перестают подчиняться. Воспитанники осознают, что за счет командного неподчинения, уже они являются руководителями того или иного процесса. Для них, как оказывается, важно, чтобы их поняли и по отдельности и в команде.

Учитывая, что дети-сироты, чаще всего, сидят на месте не более получаса и не имеют опыта длительного контакта, а имеют опыт контакта легкого, одностороннего, где они чаще наблюдатели, нежели участники, уметь переключить их из наблюдателей в участников - большое дело и наука.

Большое влияние на детский коллектив имеет и то, насколько находятся в контакте с вами старшие матросы- воспитатели, которые могут и помогать, и вредить. Вообще, воспитательский саботаж довольно частое явление. Если при проведении тренинга рядом будет неудовлетворенный своим новым положением «старший матрос», он может передать свое отношение к происходящему детям. Для этого ему достаточно сделать безразличную мину, по которой дети сразу проймут, что старшему все это не нравится. Значит, будет безмолвная поддержка возможных провокаций, то, что расстраивается и ломается красивый и подготовленный проект, вызовет удовлетворение. Важно либо совсем выключить «старшего матроса», отделив его от его же команды, либо включить его в процесс, где он будет востребован, согласно штатного расписания. Статуса. Ведь ему важно продолжать играть ту роль, которую он несет в рамках детского дома. Также можно заметить и отношение детей к тому или иному старшему матросу, есть ли контакт, благодаря которому также можно решать групповые трудности.

Среди детей также есть старший матрос, как в среде девочек, так и в среде мальчиков. Они часто выражают своей позой независимость, чем отличаются от других. И если вам удастся подчинить их общим целям и задачам, то успех будет гарантирован. А еще на большом сиротском корабле есть боцман, думаю, вы сами знаете, кто он. Этот человек также важен, как и капитан, потому что если он свиснет в свою боцманскую люльку, тогда многое будет гораздо проще. Только надо помочь ему в нее свиснуть, предложив нечто интересное и полезное, тогда его рука сама потянется к свистку. Приходите в детский дом матросами, прошедшими подготовку, знающими язык и место жизни. Для того, чтобы стать своими и рулить, и идти вперед вместе. И... свистать всех наверх. По местам стоять. Отбросить концы. Семь футов под килем. Идем вперед.

PS. А еще бывают небольшие шхуны, ялики, боты и т.д., называемые семьями. Но отправка на них матросов детских домов очень затруднительная штука. Привыкшие к большим кораблям, сироты трудно приживаются на небольших суденышках. Правда, если приживаются, то потом реже терпят бедствия, потому что там совсем другая команда, из тех, кто, причалив в порт, привязавшись к кнехту на пирсе, вернутся жить в отдельные дома на суше, зная язык, живущих на ней. Потому что вокруг все свои.

Морской язык:
«Кубрик» - место отдыха матросов,
Капитан - командир судна,
Старший матрос - имеющий в своем подчинение матросов,
«Люлька» - свисток для оповещения команды,
«Концы» - корабельные канаты,
«Кнехт» - место на пирсе, за который крепиться «конец» (он же канат),
«Пирс» - место, к которому причаливают корабли,
Суша - земля.

Руководитель проекта адаптации детей-сирот «Желтая подводная лодка»

Александр ГЕЗАЛОВ

«Успешные сироты РУ»





Через люк бегом



Командир ЖПЛ А.Газарян



Одевайся.



Команда.



Готовы служить



Бей в рынду, матрос



Силу раазвивай.



Учимся ходить по морям.



Гребем



Готовим еду



Поем