КРОМО «Равновесие»
новости
отчеты
проекты
Просьбы о помощи
О детях-сиротах
Отказные дети
О детских домах
Об усыновлении
О заключенных
О бездомных
О церкви
О семье и обществе
об организации
Форум
Почта
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

Про помощь «бедным сироткам»

09.03.2011

Разделы:

Большинство наших сограждан понимают только два вида благотворительных пожертвований. Первое - перечислить деньги на лечение тяжелобольного ребёнка (именно ребёнка! Взрослому обратиться практически некуда - недавно был создан фонд для помощи взрослым, но что-то пока не особо слышно про его успехи). Второе - «улучшение качества жизни» ребёнка в государственном учреждении (начиная от больницы заканчивая интернатами).

На втором хотелось бы остановиться подробней.

Знаете ли вы, что у среднестатистического ребёнка в учреждении в десятки раз больше праздников, чем у ребёнка родительского? И, соответственно, количество подарков? Знаете ли вы, как эти подарки воспринимаются детьми? Для обитателя детского дома, находящегося под прицелом заботы волонтёров и/или спонсоров, в порядке вещей получить в подарок недешёвый мобильный телефон, в течение недели разбить его или потерять и не испытывать сожалений по этому поводу - «мне новый привезут». И это - квинтэссенция отношения к любым материальным ценностям. Дети в детдоме не знают, откуда появляются вещи и что они зарабатываются нелёгким трудом. Они не знают, откуда берётся еда на столе, одежда и игрушки. Со старшим сыном у нас в один из первых дней дома состоялся такой разговор: «Мама, я хочу на завтрак яйцо». - «Варёное?» - «Нет, обычное». - «Обычное - чтобы есть или пить?» - «Есть. Ну обычное, ты что, не понимаешь?» - «Варёное то есть. Сейчас сварю». - «Зачем?» Пришлось разбить сырое яйцо, чтобы продемонстрировать ребёнку, что значит «обычное». Ребёнку было на тот момент 9 лет.

Любые подарки воспринимаются как обязанность родителя. Не желание порадовать ребёнка, проявить любовь - а обязанность. Тормозов в материальных желаниях нет. Понимания, что не все люди ездят на крутых иномарках и могут каждый день покупать кукол по 5 тысяч рублей, чтобы им отрывали головы (а это довольно частый способ для ребёнка «слить» накопившиюся за годы «тюрьмы» злость и отчаяние) - тоже нет. «Избалованный детдомовец» - это не оксюморон.

Но такая помощь понятна абсолютна всем, кто однажды испытал спонтанное желание «помочь бедным сироткам». Одноразовая такая помощь. «Вот мы приехали, привезли подарки... Как же бедные детишки обрадовались! Никогда не забуду, какие красноречивые взгляды они бросали на пакеты с подарками...» - типичный «отчёт» о первой поездке «одноразового волонтёра» в детдом. А дети - не идиоты, которые слаще морковки ничего не ели. Они понимают, что люди, которые привезли мешок подарков, уедут и про них забудут. Они не дадут им того, что действительно нужно - близких доверительных отношений, настоящей ежедневной заботы, ощущения стабильности. Но мало кто хочет в эти потребности вникать. Такому благодетелю нужна ясность: он не перевёл деньги в непонятный фонд, который их «скорее всего положил себе в карман» (это, увы, тоже очень распространённое мнение), он купил конкретную вещь (подороже) и подарил конкретному ребёнку.

Ребёнку в детдоме прежде всего семья нужна. И социализация - путём прививания навыков «обычной» жизни. И пока это понимание существует на уровне отдельных волонтёрских движений и фондов, которые в своей деятельности занимаются именно этим направлением - проблемы сиротства не решить.

Сложнее всего объяснить потенциальным благотворителям, что действовать в этой ситуации надо через взрослых - то есть потенциальных родителей. Надо их готовить и «выращивать»... Надо маленькими шажками менять отношение в обществе к этой проблеме. Просвещать. Убеждать примерами. «Но где здесь благотворительность?» - спросит «средний» благодетель. И в двух словах, увы, ему не объяснить, почему это важнее, чем привезти детдомовцу крутой мобильный телефон.

Или я просто пока не знаю этих правильных слов.

Елена Фортуна

http://www.snob.ru/profile/blog/22540/32617